АБСТРАКТ: Фраза «модернизация в Индии» вызывает многолетние споры и дебаты в научных кругах. Возможно, именно с этой точки зрения известный социолог Йогендра Сингх (1973) написал книгу под названием «Модернизация индийских традиций (систематическое исследование социальных изменений)». Как и было обещано в предисловии, книга предлагает ценные идеи не только о природе модернизации индийского общества, но и тщательный анализ ее ранних корней и причин.
Модернизация, по мнению Сингха, не рассматривалась с полноценной деконструкцией концепций и теорий с исторической и культурной точек зрения, чего она, по его мнению, заслуживает. Поэтому он попытался провести такую деконструкцию, поместив процесс модернизации и социальных изменений в Индии в культурный и исторический контекст.
Социальные изменения и их влияние на модернизацию
Эссе в книге направлены на изучение идеи модернизации с «систематической социологической точки зрения». Представление Сингха о модернизации в индийском контексте коренится в таких двойных явлениях, как «социальная структура» и «традиция». После критики прежних социологических интерпретаций индийской модернизации как просто ослепленных националистической повесткой дня, он предлагает изучать модернизацию с социально-историографической точки зрения.
Для облегчения понимания Сингх разделяет социальную структуру и традиции на «макроструктуры» и «микроструктуры», «малые традиции» и «великие традиции», соответственно. Это позволяет читателям более целостно и всесторонне изучить сложную историографию индийского общества. Более того, эта парадигма понимания социальных структур и традиций выделяет несколько аспектов социальных изменений, которые стремятся выйти за рамки просто описательных интерпретаций и заменяют их серией критических анализов.
Заимствуя свои идеи из работ таких социологов, как Луи Дюмон и Талкотт Парсонс, а также ряда других ранних мыслителей индийской социологии, таких как Г.С. Гурье, М.Н. Шринивас, Д.П. Мукерджи, Сингх предлагает в основном структурно-функционалистское и позитивистское изображение индийской модернизации.
Анализ «Модернизации» Йогендры Сингха
Для объяснения модернизации в индийском контексте Сингх использует метод рассмотрения «внутренних» и «внешних» событий в социокультурной и политической истории индийского субконтинента. В рамках как социальных структур, так и традиций, он считает, что модернизация происходит через серию «ортогенетических» или «внутренних» социокультурных переходов, а также «гетерогенетических» или «внешних» переходов. Соответственно, Сингх считает, что для понимания индийской модернизации необходимо изучить культурный синтез как ортогенетических, так и гетерогенетических форм социальных изменений и их соответствующее воздействие на индийское общество.
Сингх использует интегративный подход, критически анализируя и интегрируя ранее изученные дихотомии, такие как «санскритизация» против «исламизации», «санскритизация» против «вестернизации», «великие» и «малые» традиции, а также «универсализация» против «парохиализации» для изучения природы социальных изменений в индийском обществе. Однако он считает, что такие понятия, как санскритизация и вестернизация, недостаточно изучать только в контексте социальных изменений, и хочет, чтобы они были рассмотрены даже в контексте «традиции».
Рассматривая традицию с точки зрения этих дихотомий, Сингх отмечает, что в индийском обществе, где индуизм и ислам были основными движущими силами общественной жизни, по крайней мере, с социокультурной, если не обязательно политической точки зрения, традиции в обеих религиозных общинах претерпели значительные ортогенетические изменения, которые, по сути, ознаменовали начало того, что большинство философов назвали бы «модернизацией». Сингх утверждает, что некоторые из этих движущих сил социокультурной жизни в индуизме и исламе, по крайней мере, в традиционном смысле, имеют тенденцию следовать по траектории культурной жесткости, холизма, иерархии и трансцендентности. Понимая природу социальных изменений в обоих вышеупомянутых социально-религиозных образованиях, можно заметить, что со временем они трансформировались в образ жизни, характеризующийся большим эгалитаризмом и культурной гибкостью.
Интерпретация внешних и внутренних факторов изменений в индийском обществе
Как уже объяснялось ранее, в книге Сингх назвал внешние и внутренние факторы изменений в индийском обществе «гетерогенетическими» и «ортогенетическими» изменениями, соответственно. В специально отведенной главе под названием «Ортогенетические изменения в культурных традициях и модернизация» автор попытался исследовать культурный ренессанс, который пережило индийское общество с началом распространения джайнизма и буддизма.
Здесь он отмечает, что обмен культурными идеями между этими двумя религиями и самим индуизмом привел к динамичным изменениям в социокультурной структуре индийского общества, особенно в том, что касается кастовой системы и системы варн. Говоря об индуизме и исламе, Сингх объяснил разницу между «великими» и «малыми» традициями в обеих культурах. Здесь они означают разницу между основными понятиями, такими как социокультурное взаимодействие между людьми, правила социального порядка и т.д., которые в значительной степени присущи соответствующим религиям, и разницу между адаптивными изменениями в структурах семьи, брака и родства, которые претерпели обе религии, особенно когда они вступили в контакт друг с другом в период «исламизации».
Сингх решительно пытался провести различие между религиями индийского или «дхармического» происхождения и религиями, возникшими за пределами индийского субконтинента (такими как ислам, иудаизм и христианство). Цель этого — проследить контрасты в том, как каждая религия повлияла на социокультурные изменения в индийском обществе. Интересно, что Сингх утверждает, что хотя ценности современности (состояние наличия «современных» идей, уходящих корнями в научную мысль и рационализм) возникли благодаря внедрению эгалитаризма и большей социокультурной гибкости, научная мысль и социальный эгалитаризм не обязательно должны быть взаимозависимы друг от друга, чтобы общество можно было назвать «современным».
Чтобы объяснить этот момент, Сингх (1973) говорит: «Иначе возможно, что успешный ученый может быть неудачником как современный человек, а наиболее богатое или технологически развитое общество может быть также наиболее тираническим». Естественно, это служит оговоркой, отмечающей, что сама идея модернизации — это очень ценностная концепция, и Сингх стремится предупредить нас, несмотря на очень позитивистский подход к идее модернизации, что на нее нельзя смотреть с нейтральной позиции.
Наконец, в книге также исследуются меняющиеся тенденции в социальных институтах семьи, деревни и касты, то есть изменения в микро- и макроструктурах. Особенно в том, что касается семьи и касты, эти изменения отмечены повышенной мобильностью в приписываемом и приобретаемом статусе людей, чему во многом способствовали правила брака и родства между различными общинами.
Актуальность книги в наши дни
Работа Йогендры Сингха примечательна тем, что существенно изменила динамику индийской социологии благодаря включению в нее подробной историографии индийского общества. Эта книга считается классическим трудом о современности и социальных изменениях в Индии, и ее полное прочтение может стать весьма полезным занятием. Однако, как и в случае с любой классической литературой, в этой книге может показаться, что религия в Индии трактуется несколько устаревшим образом, особенно в отношении мусульманской общины Индии, и эту деталь нельзя игнорировать.
Определение ислама в Индии как «гетерогенетического» или «чужого» в ряде случаев считалось проблематичным. В этом контексте Ирфан Ахмад (2020), который был студентом Сингха, заметил, что это тенденция «отчуждения», которую большинство социологов, включая Сингха, любят изучать и вести дискуссии о ней. Но они отказываются видеть, как она возникает в их собственных теориях и учебном опыте.
В целом, текст теоретически богат и нюансирован, язык чрезвычайно академичен, но его с удовольствием прочитает любой студент, изучающий социальные науки. Нужно быть осторожным, чтобы не использовать современные стандарты для оценки книги, написанной в 1970-х годах, а скорее учиться и, в конечном счете, не учиться на ее примере. Для своих читателей эта книга может открыть путь в гораздо более разнообразный мир индийских социальных изменений и модернизации.
Ссылки:
1) Ахмад, И. (2020). A critical tribute to sociologist Yogendra Singh (1932-2020) — as a teacher, and his thoughts as a scholar -India News, Firstpost. Retrieved 19 May 2021, from https://www.firstpost.com/india/a-critical-tribute-to-sociologist-yogendra-singh-1932-2020-as-a-teacher-and-his-thoughts-as-a-scholar-8389141.html.
2) Сингх, Й. (1973). Модернизация индийской традиции (1-е изд.). Фаридабад: Томас Пресс (Индия) Лимитед.