Полное имя М.Н. Шриниваса — Майсур Нарасимхачар Шринивас. Он родился в 1916 году в Майсуре и скончался в 1999 году в Бангалоре. Он был одним из лучших индийских социологов. Он был брамином. Его исследования занимают видное место в области касты и других ее классификаций, санскритизации и многих других тем, которые вращаются вокруг самой касты.
Свои знания и докторскую степень по социологии он получил в Бомбейском университете. В конце сороковых годов Шринивас отправился в Оксфордский университет для дальнейшего обучения. Там он сыграл важную роль и начал выдвигать идеи для социологии.
Методология:
Взгляд Шриниваса отличался от взглядов других социологов, поскольку он не хотел полагаться на западные учебники при изучении людей своей страны. Поэтому он сам принял участие в исследовании и начал с наблюдений и полевых работ. Где-то в 1940-42 годах он проделал огромную полевую работу по изучению курганов. Далее он рассказывает о единстве и взаимодействии различных каст в Кургане. Касты, которые он охватил, — это брамины, канийцы, банны и паники. Он также говорит о том, что в деревнях можно увидеть множество независимых каст.
Большую часть лет Шринивас концентрировался только на изучении каст и религии. Он охватил все аспекты каст и религий, преобладающих в обществе. Он придумал термины «доминирующие касты», «вестернизация», «секуляризация» и «санскритизация». Все это было влиянием и результатом кастовой системы.
Будучи выходцем из касты браминов, которая считалась высшей, Шринивас без колебаний выбрал кастовую систему в качестве основной области своих интересов. Он представил ряд исследований о том, как касты играют свою роль везде, будь то деревня или город.
Для того чтобы люди поняли концепцию общества, он разделил эти концепции на две категории
(i) книжный взгляд (ii) взгляд из поля зрения
Когда мы говорим о книжном взгляде. Шринивас всегда говорил, что то, что дается в книге, может быть хорошо в качестве справочника, но полностью верить в это бесполезно. Он придавал большее значение полевому взгляду. Согласно книгам, все кастовые элементы, религия, родственные связи, географические районы формируют основу индийского общества.
Шринивас всегда считал, что для познания индийского общества и его различных аспектов необходимо отправиться в поле, используя свой собственный ум и наблюдения, и поделиться тем, что он или она испытали. Он говорил, что изучение индийского общества начинается с посещения различных регионов. Изучите этот регион и его функции. Так вы сможете узнать природу этих регионов индийского общества.
Он также подчеркнул важность математических и статистических исследований. Многие полагаются на практический анализ, а не на математический, поскольку он кажется сложным. Он придерживался понятия локальных ограниченных объектов, которые лучше всего видны в его работах на эту тему, таких как конфликты доминирующей касты и совместной семьи, которые он сам наблюдал в сельской южной Индии. Его уникальный стиль исследования и лучшие работы были представлены им благодаря его уникальному чувству методологии. Многие из его работ послужили ориентиром для многих других социологов и исследователей, которые также решили изучать касты в Индии.
Признание:
Он был награжден и отмечен различными учреждениями. Бомбейский университет, правительство Франции и Королевский антропологический институт вручили ему несколько наград. Президент Индии наградил его Падма Бхушан. Он также был одним из иностранных членов Британской академии и Американской академии искусств и наук.
Писательство и вдохновение:
Большое влияние на Шриниваса оказал английский социальный антрополог Радклифф Браун и его идея структуры. Радклифф также был его учителем, когда он учился в Оксфорде.
Шринивас был твердо намерен изучать религию, касты и социальные изменения. Он изучал каждый аспект индийского общества и его взаимоотношения друг с другом. Пусть это будут различные племена, касты, крестьяне, слои общества и т.д. Его труды отличаются большим старанием и выполнены в полевых условиях в Южной Индии.
Ниже перечислены некоторые из его работ:
- 1942, Брак и семья в Майсуре
- 1952, Религия и общество среди курганов Южной Индии.
- Оксфордская Индия Шриниваса
- 1955, Деревни Индии
- 1962, Касты в современной Индии и другие эссе
- 1966, Социальные изменения в современной Индии
- 1976, Запомнившаяся деревня
- 1980, Индия: Социальная структура и многое другое. Если говорить о характере творчества Шриниваса, то считается, что оно носит междисциплинарный характер.
Мы кратко остановимся на нескольких темах, которые были очень важны для Шриниваса:
- Социальные изменения происходят в результате эволюции общества, но когда мы говорим об индийском обществе, есть определенные социальные изменения, которые приобрели большую популярность. Такие понятия, как санскритизация, вестернизация, секуляризация и т.д. являются примером социальных изменений.
- Санскритизация — процесс в индуизме, при котором человек или группа индусов из низшей касты пытается перенять ценности, идеологию и ритуалы индусов из высшей касты. Вестернизация в Индии, когда культура Запада приобретает большее значение, чем культура Индии. Индийский народ заимствует культуру Запада — это процесс вестернизации.
- Секуляризация в Индии — это процесс, в ходе которого все существующие в Индии религии будут рассматриваться как равные и нейтральные. Это некоторые из социальных изменений, на которых акцентировал внимание Шринивас.
- Взгляд на религию, касты и их влияние: Он сделал акцент на многих темах, связанных с религией и деревней. Религия играет важную роль в формировании индийского общества. Религия, таким образом, несет в себе кастовую систему, которая снова приводит к разделению этих каст. Позже он обсуждает, как эти касты по-разному влияют на различные кастовые группы. Каждая каста занимает свое положение в обществе, и к ней относятся в соответствии с этим положением. Далее он рассказывает о том, как эти кастовые различия порождают дополнительные различия между людьми, такие как профессиональные различия, иерархия в обществе, система чистых и нечистых, кастовые панчаяты и собрания.
- Доминирующая каста: согласно Шринивасу, любая каста, которая имеет три основные силы — численную силу, политическую власть и экономическую власть, считается доминирующей кастой.
Теперь он создает новую концепцию доминирующей касты, которая не говорит о том, как касты ранжируются в обществе. Оно касается только того, обладает ли человек численной силой, политической властью и экономической мощью, независимо от того, принадлежит ли он к низкой или высокой касте.
Мы можем видеть это, когда Шринивас рассказывает о деревне Рампура в Майсуре. Там, по его свидетельству, было несколько каст, каждая из которых занимала свое положение. Они состояли из браминов, крестьян и неприкасаемых. Но здесь крестьяне были сильнее и доминировали над браминами, поскольку многие крестьяне имели землю, были численно сильнее и обладали политической властью. Поэтому в этом смысле Шринивас сказал, что каста, которая традиционно занимала более низкое положение, но имея политическую и экономическую власть, доказала, что она является доминирующей кастой в деревне.
Критика, с которой столкнулся Шринивас:
Многие критиковали его, говоря, что он иногда исключал религиозные меньшинства из своих исследований во время продвижения концепции санскритизации.
В его исследованиях мы видим, что он сосредоточился на индийских традициях, таких как каста и деревня, которые вращаются вокруг индуизма, и через это мы видим, что он не использовал светскую концепцию. Он уделял больше внимания высшей касте или, можно сказать, элитным группам.
М.Н. Шринивас ввел много концепций социальных изменений, таких как санскритизация и вестернизация. Эти два процесса нельзя изучать по отдельности. Для получения полного знания необходимо изучить обе концепции. Концепцию санскритизации он ввел, когда еще учился в Оксфорде, а концепцию вестернизации — в 1956 году. В ней он рассказывает о том, как вестернизация повлияла на индийскую культуру и постепенно вытесняет индийскую культуру западной.
Концепции, которые были введены Шринивасом, не были полностью уникальными, так как они могли иметь ту же концепцию арьянизации или браминизации Лайалла и Рисли, как сказал Мукерджи.
М.Н. Шринивас уделял большое внимание полевой работе, а не полностью погружался в книжные знания. Он был одним из популярных социологов первого поколения в Индии. Он с легкостью обсуждает все сложные функции в индийском обществе. Он делится своей точкой зрения на такие темы, как касты, религия, традиционные деревни и их влияние на индийское общество.