Миграция и касты в Индии

Кастовая система Индии — одна из самых древних в мире форм сохранившейся социальной стратификации («Что такое кастовая система Индии?», 2019). Кастовая система в Индии существует уже много веков, и хотя некоторые утверждают, что дискриминация по кастовому признаку больше не имеет места, она вполне жива и здравствует. Большинство ученых считают, что за создание этой системы ответственны оккупация, выживание племенной организации, возникновение новой веры, скрещивание и миграция (Ambedkar, 1916). В данной статье речь пойдет о миграции и кастах в Индии. Было замечено совпадение между социальным и экономическим статусом людей, и было установлено, что миграция приносит пользу тем, кто имеет более высокий классовый статус. Взаимосвязь между кастой и миграцией является сложной, и для того, чтобы понять влияние касты на миграцию, мы рассмотрим историю кастовой системы в Индии, проанализируем распространение этой системы в Индии — как в географическом, так и в религиозном плане — и оценим ее влияние на рынок труда в стране, поскольку одной из основных причин миграции является поиск работы. Ссылаясь на работы таких ученых, как Б.Р. Амбедкар и М.Н. Шринивас, данная статья ставит своей целью расшифровать негативные последствия кастовой системы в Индии в 21 веке.21-м веке.

Введение                                 

Согласно Амбедкару, «каста в Индии означает искусственное разделение населения на фиксированные и определенные единицы, каждая из которых не может слиться с другой благодаря обычаю эндогамии» (Ambedkar, 1916). Индийская кастовая система — это социально сконструированная организация общества, основанная на неравных правах на различные права, включая социальные и экономические. Это неравенство приводит к дискриминации и эксплуатации определенных групп. Эта дискриминация привела к исключению таких групп и, в конечном счете, оставила их в нищете (Thorat, 2009). Именно через кастовую систему люди дифференцируются и имеют неравный доступ к таким ресурсам, как доход, богатство, престиж и власть. Эта система, разделяющая общество на 4 основные группы — браминов, кшатриев, вайшьев и шудр, — возникла почти 3 000 лет назад и представляет собой чрезвычайно жесткую иерархию, основанную на карме (работе) и дхарме (долге). Брамины, сидящие на вершине иерархии, имели наибольший доступ к ресурсам и обычно были учителями или священниками. Кшатрии состояли в основном из воинов и правителей и располагались ниже браминов. Следующими шли вайшьи, которые были в основном торговцами. Шудры занимали самую низкую ступень в иерархии и обычно выполняли другую мужскую работу. Далиты, или неприкасаемые, были теми, кто остался вне кастовой системы («Что такое кастовая система Индии?», 2019).

Читать: Три знаменитые книги Амбедкара

История

Индия придает такое большое значение этой кастовой системе, что часто целые сообщества формировались и организовывались на основе этой системы. Манусмрити, которую в древности называли конституцией, «признает и оправдывает кастовую систему как основу или порядок и регулярность общества» («Что такое кастовая система Индии?», 2019). Амбедкар считает, что кастовая система существовала еще до создания «Манусмрити» и что этот текст просто «кодифицировал существующие кастовые правила» (Ambedkar, 1916). Однако, по мнению большинства историков, только после прихода британцев система стала чрезвычайно жесткой. Многие ученые считают, что система допускала гораздо большую мобильность и гибкость социальной идентичности по сравнению с постколониальными временами. По мнению некоторых ученых, именно британцы сделали касту определяющим социальным признаком в стране для удобства управления («Что такое кастовая система Индии?», 2019).

Распространение кастовой системы

Амбедкар считал, что «наложение эндогамии на экзогамию означает создание касты» (Ambedkar, 1916). По его словам, эндогамия также была ответственна за сохранение каст в Индии. Он зашел так далеко, что сказал, что каста без эндогамии — это фальшивка (Ambedkar, 1916). Изначально кастовая система возникла среди индуистского населения страны. Однако со временем эта система распространилась и на других людей, не являющихся браминами и не индусами. Он считает, что распространение и рост системы в стране были невозможны силами одних браминов и являются слишком большой работой, чтобы ее мог успешно осуществить один человек или класс, какими бы могущественными они ни были. Существовавшая кастовая система изначально была классовой системой, основанной на роде занятий, при этом человек мог менять свой класс, если имел на это право. Однако со временем брамины отделились от остального общества, и другие классы превратились в кастовую систему в силу закономерностей закона общественного разделения труда (Ambedkar, 1916). Эндогамия была инициирована классом браминов и практиковалась ими, что выделило их в касту. Небрамины последовали за ними, потому что они считались полубогами и занимали вершину иерархии. Это подражание привело к тому, что другие классы стали кастами. Люди считали браминов благородными людьми и лидерами и поэтому хотели следовать их практике. Согласно трем законам подражания Габриэля Тардеса, подражание всегда идет от высших к низшим. Источник подражания должен пользоваться авторитетом в обществе, и брамины, в данном случае, обладали именно этим. Согласно Тарде, люди склонны копировать и подражать другим, вместо того чтобы быть изобретательными (Амбедкар, 1916).

Амбедкар утверждал, что каста — это не что-то единичное. Она всегда существует во множественном числе. Одной касты не существует, существует множество каст. Например, брамины в процессе превращения себя в исключительную касту создали другие, небраминские касты. В такой стране, как Индия, живут люди, принадлежащие к различным религиозным конфессиям. Помимо индусов в Индии проживает значительное число мусульман, христиан, сикхов, иудеев и парсов. Из них индусы представляют собой кастовые общины. Но, замыкаясь в себе, индусы автоматически делают кастами другие общины. По отношению друг к другу эти общины являются кастами. Когда одна община закрывается от других, они косвенно становятся закрытыми. Например, если группа Х хочет быть эндогамной группой, обстоятельства вынуждают группу Y тоже быть эндогамной (Амбедкар, 1916). Это приводит к тому, что сообщества постоянно преобразуются в касты.

Из-за межкастовых браков и перехода людей в другие религии кастовая система распространилась по всей стране. Например, когда индуистская женщина-кшатрия выходит замуж за мусульманина, она должна принять ислам, чтобы брак был юридически обязательным. Это создает кастовую систему и в ее новой вере. Переход в другую религию является одним из основных факторов распространения кастовой системы и на другие религии. Когда люди меняют свою религию, их каста также следует за ними в эту религию. Миграция людей является еще одним основным фактором распространения каст по всей стране.

Миграция и касты

Миграция — это, по сути, перемещение людей из одного пространства в другое, которое предполагает изменение обычного места жительства. Внутренняя миграция относится к перемещению людей в пределах национальных границ, когда «люди покидают свои родные места, чтобы переехать в близлежащие города или места с лучшими возможностями в надежде улучшить свое материальное положение» (Chauhan, 2020). Люди, принадлежащие к низшим кастам, лишены основных образовательных ресурсов, что оставляет им ограниченные возможности трудоустройства. Они не пользуются социальной мобильностью и вынуждены страдать в условиях жесткой кастовой системы. Такое неравное распределение образовательных и профессиональных возможностей приводит к тому, что различные кастовые группы имеют неравный доступ к экономическим, социальным и культурным ресурсам, что отражается в миграционных моделях этих групп. Поскольку «низшие», т.е. низшие касты, не могут позволить себе затраты на миграцию, они не пользуются ее преимуществами. Более привилегированные «высшие» классы могут позволить себе преодолевать большие расстояния, чтобы воспользоваться преимуществами миграции. У разных кастовых групп разные мотивы для миграции. Исследование деревень в Раджастане в 1989 году показало, что люди, принадлежащие к высшим кастам и низшим кастам, чаще мигрируют. Однако мотивы были разными, и группы высшей касты в значительной степени получали выгоду, в то время как группы низшей касты почти не пользовались льготами и мигрировали, чтобы избежать угнетения в своих деревнях и найти лучшие возможности для трудоустройства («Касты и миграция, Перспективы в социологии, три основные касты и миграция», 2020). Например, даже сегодня мы видим большое количество людей, мигрирующих из сельской местности в города в поисках лучшей работы. В сельской местности, как правило, более жестко соблюдается кастовая система по сравнению с городским населением. Когда человек из числа далитов ищет работу в деревне, он, скорее всего, получит лишь случайную или низкую работу из-за своего низкого социального статуса. Однако сегодня в городах людей сравнительно меньше волнует кастовая принадлежность человека, и тот же человек, который в деревне имел право быть только подметальщиком, может получить работу, требующую более высокой зарплаты и большего уважения, например, строителя или кондуктора автобуса.

По данным переписи населения Индии 2011 года, около 93 миллионов человек из низших каст мигрируют в другие районы либо в пределах своего штата, либо в другие штаты в поисках лучшей работы (Chauhan, 2020). Из них наибольшее число мигрантов внутри и между штатами наблюдается в Бихаре и Уттар-Прадеше, а также в Мадхья-Прадеше, Раджастане, Пенджабе и Западной Бенгалии. Жители этих штатов чаще всего мигрировали в Дели, Тамилнад, Кералу, Махараштру, Гуджарат или Андхра-Прадеш (Chauhan, 2020). Однако государственная политика приводит к тому, что такие мигранты оказываются в тех частях городов, где хуже всего развита инфраструктура, и мигранты получают плохие медицинские и санитарные условия. Больше всего пострадали люди, принадлежащие к зарегистрированным кастам и зарегистрированным племенам, поскольку они обычно принадлежат к беднейшим слоям общества в силу своего низкого социального статуса. Эти мигранты больше не имеют права на получение льгот, положенных им по конкретным государственным программам, и теряют и эти льготы (Chauhan, 2020).

Люди, принадлежащие к низшим кастам, обычно являются наиболее ущемленными группами на рынке труда и занятости, а также из-за ограниченного доступа к образованию и другим объектам. Исследование, проведенное в Гуджарате, показало, что люди, принадлежащие к низшим кастам, занимают самые низкооплачиваемые рабочие места, такие как помощники, подметальщики и каменщики, в то время как люди, принадлежащие к общей категории, занимают более квалифицированные рабочие места (Chauhan, 2020). Другая причина миграции людей из сельской местности связана с потерей лесных земель и лесных ресурсов. Здесь также было обнаружено, что каста играет важную роль в определении типа работы, которую занимают женщины-мигранты. Например, женщины из племен обычно работали в строительном секторе, в то время как женщины из низших каст были сосредоточены в секторе производства кирпича, а женщины из других отсталых классов (OBC) занимались оплачиваемой домашней работой или сезонными сельскохозяйственными работами (Chauhan, 2020).

Заключение

Сегодня зарегистрированные касты составляют около 17 процентов нашего населения (Thorat, 2009). Хорошо видно, что из-за исторически сложившихся неблагоприятных условий, с которыми они сталкиваются в плане социальных, образовательных и экономических возможностей, люди, принадлежащие к этим низшим кастам, не имеют возможности двигаться вверх по социальной лестнице, и у них нет другого выбора, кроме как следовать кастовой системе. Человек может переехать в другой город, штат или даже страну, но его каста все равно будет следовать за ним. От этой вековой жесткой и деспотичной кастовой системы невозможно легко избавиться из-за ее сложной природы, несмотря на различные усилия правительства. Можно увидеть очень мало исключительных примеров того, как люди поднимались и вырывались из кастовой системы. На самом деле, их число настолько мало, что их даже нельзя рассматривать. Кастовая система — это не что иное, как бесконечный цикл угнетения и неблагополучия, из которого не смогла вырваться даже «новая и улучшенная, современная» Индия. Судя по нынешней ситуации, день, когда мы полностью избавимся от этой несправедливой дискриминации по кастовому признаку, очень далек.

Ссылки

Амбедкар, Б. (1916). Касты в Индии: Их механизм, генезис и развитие, автор д-р Б. Р. Амбедкар. Retrieved 28 February 2020, from http://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00ambedkar/txt_ambedkar_castes.html.

Касты и миграция, Перспективы в социологии, Три основные касты и миграция. (2020). Retrieved 28 February 2020, from https://www.sociologyguide.com/migration/caste-and-migration.php.

Чаухан, М. (2020). Caste and its Implications on Migration Patterns in India | The New Leam. Retrieved 28 February 2020, from https://thenewleam.com/2020/01/caste-and-its-implications-on-migration-patterns-in-india/.

Дешпанде, М. (2010). Retrieved 28 February 2020, from https://digitalcommons.calpoly.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1043&context=socssp

Шринивас, М. (1994). Касты в современной Индии и другие эссе. Бомбей: Media Promoters and Publishers Pvt Ltd.

Thorat, S. (2009). SAGE Books — Dalits in India: Search for a Common Destiny. Retrieved 28 February 2020, from https://sk.sagepub.com/books/dalits-in-india.

Что такое кастовая система Индии? (2019). Retrieved 28 February 2020, from https://www.bbc.com/news/world-asia-india-35650616

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий