Междисциплинарная перспектива: «Дисциплина — это определенная область исследования, особенно предмет изучения в колледже или университете» («учебная дисциплина», n.d.). Междисциплинарность или междисциплинарный подход подразумевает объединение двух или более академических дисциплин для одной цели или деятельности, например, исследовательского проекта (Nissani, 1995). Он черпает знания из нескольких областей знаний, например, социологии, антропологии, психологии, экономики и т.д. Речь идет о создании знаний путем осмысления, преодолевая границы различных дисциплин. Прилагательное междисциплинарный в основном используется в академической среде, когда исследователи из разных дисциплин объединяют свои подходы и изменяют их таким образом, чтобы они лучше подходили для решения поставленной задачи (Nissani, 1995).
Преимущества междисциплинарной перспективы
Междисциплинарные знания и исследования важны, потому что они поощряют творчество и способствуют внесению важного вклада в областях, отличных от собственной компетенции. В дополнение к творчеству, это также улучшает навыки критического мышления, позволяя сравнивать и сопоставлять точки зрения из различных дисциплин. Это также позволяет допускать меньше ошибок, так как результаты могут быть проверены экспертами из разных областей. Многие социальные проблемы требуют междисциплинарных подходов для выработки практических решений. Понимание и анализ задач, наборов данных и концепций через призму более чем одной дисциплины может помочь людям получить представление о том, как проект может применяться в различных условиях. Это также помогает студентам применить знания, полученные в одной дисциплине, в другой дисциплине, чтобы углубить свой учебный опыт, и поощряет стремление к знаниям во многих областях (Appleby, 2019). Поскольку человек рассматривает темы с разных точек зрения, это также помогает ему преодолеть свои предвзятые представления о предмете и распознать свои предубеждения. Это также способствует пониманию сложности некоторых тем и допускает неоднозначность информации, поступающей с разных точек зрения. Информация, полученная целостным образом, может быть легко связана с предыдущими знаниями и вспоминается гораздо быстрее (Jones, 2009). Междисциплинарность также дает исследователям большую гибкость в исследованиях и смежных темах. Междисциплинарность также может помочь преодолеть коммуникационные пробелы в современной академической среде, а значит, помочь мобилизовать огромные интеллектуальные ресурсы. Междисциплинарная перспектива позволяет специалистам увидеть эффект от того, что они делают, и за пределами своей области (Jones, 2009).
Недостатки
Однако у междисциплинарных подходов есть и определенные подводные камни. Майкл Буравой (2013) подчеркивает это в своей работе, где он утверждает, что междисциплинарность создает риск того, что более слабые, критически важные дисциплины будут растворены и подмяты под более устоявшуюся и сильную дисциплину в иерархии. Это может стать основой для сужения, а не расширения перспектив, это может иметь эффект растворения самой «дисциплины», необходимой для любого серьезного исследования или науки. Он также указывает на практические недостатки создания единой дисциплины, которая является всеобъемлющей. Это может привести к бюджетным ограничениям, сокращению кафедр, а иногда и к их ликвидации в университетах и исследовательских центрах. Это приведет к тому, что специалисты из разных, но тесно связанных областей будут вынуждены конкурировать за ресурсы в университетах. Академическая система все еще достаточно структурирована на конкретных специализациях как дисциплинах, а интеграция междисциплинарных исследований привела к нарушению традиционных областей обучения. Исследователи из разных дисциплин также имеют различные методологии, и интеграция исследований может быть сложной задачей. Еще одним недостатком междисциплинарного подхода является то, что он может стать слишком метатеоретическим и не решать реальные жизненные проблемы, как предполагалось в исследовании. Это противоречит первоначальной цели — изучению различных точек зрения для решения реальных проблем (Jones, 2009).
Практическое применение междисциплинарной перспективы
Несмотря на недостатки, междисциплинарность имеет решающее значение для многих областей, особенно для социальных наук. Например, психология — это область, где междисциплинарные исследования чрезвычайно популярны. Исследования в области искусственного интеллекта предполагают сотрудничество между когнитивной психологией, компьютерными науками, робототехникой, машинным обучением и т.д. К другим областям междисциплинарности относятся биология, нейронауки, социология и др. Они важны для понимания основ психопатологии с точки зрения воздействия на мозг, влияния нейромедиаторов, генетики и т.д. Также важно понимать роль, которую социально-экономическое и культурное окружение играет в психическом здоровье человека. Различные основные проблемы здравоохранения, с которыми сталкивается общество, довольно сложны и требуют исследования со стороны нескольких наук. Например, такие проблемы, как ожирение, злоупотребление наркотиками и алкоголем, курение, насилие и агрессия. Такие проблемы требуют использования междисциплинарных исследований для достижения целостных решений.
Исторический пример того, как исследования в одной области оказали большое влияние на основы изучения другой дисциплины, можно найти в работе нобелевского лауреата Ивана Павлова. Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии или медицине «в знак признания его работы по физиологии пищеварения, благодаря которой знания о жизненно важных аспектах этого предмета были преобразованы и расширены» (Нобелевский фонд, 1904). Когда Павлов проводил исследования пищеварительной системы собак, он заметил, что у собак текут слюни при одном только виде белого лабораторного халата того, кто приходит их кормить. Он назвал слюнотечение при виде пищи нормальной «необусловленной реакцией», которая затем была сопряжена с другим стимулом и вызвала такую же реакцию на несвязанный стимул, теперь называемый «условным стимулом». Этот эксперимент сыграл важную роль в формулировании принципа «обусловливания» в виде объективных, проверяемых и научных исследований. Хотя его первоначальные исследования были посвящены тому, как прием пищи вызывает выделение слюны, желудка и поджелудочной железы, результаты эксперимента легли в основу бихевиоризма (Specter, 2014).
Другим важным примером междисциплинарности являются современные биологические исследования и их сильная зависимость от использования компьютеров. Эта новая реальность привела к появлению дисциплины, объединяющей биологию и информатику, под названием биоинформатика (National Research Council, 2005). Биоинформатика использует перспективы компьютерных наук для разработки новых методов и технологий анализа огромных объемов данных, полученных в результате биологических исследований, особенно в таких областях, как геномика и протеомика. Биоинформатика в значительной степени опирается на методы, которые использовались в более старой области, называемой клинической или медицинской информатикой. Однако современное образование в области биоинформатики включает как клиническое, так и биологическое применение анализа данных (National Research Council, 2005).
В последние годы возникла междисциплинарная область, изучающая процесс принятия решений. Ее важность очевидна в таких организациях, как Общество суждения и принятия решений, а также в другой связанной с ней организации, которая специализируется на здравоохранении, — Обществе принятия медицинских решений (Национальный исследовательский совет, 2005). Ученые и исследователи в этой области представляют экономику, социологию, психологию, бизнес, право, статистику, медицину, антропологию и многие другие смежные области. Они занимаются различными аспектами принятия решений в реальном мире. Сюда входит изучение нормативных решений, которые являются оптимальными результатами, и фактических решений, принимаемых людьми. Между этими двумя решениями часто существует огромный разрыв, и преодоление этого разрыва может обеспечить решение многих проблем и иметь решающее значение для общества и здравоохранения (National Research Council, 2005).
Аналогичная новая междисциплинарная область социальных наук, объединяющая политологию, социологию, государственную политику, экономику, бизнес, экологию и психологию, изучает рациональное принятие решений и управление ресурсами в обществе. Эта дисциплина включает такие поддисциплины, как экологическая экономика, городские и сельские дела, управление ресурсами и другие подобные области, связанные с политикой (National Research Council, 2005).
Существует множество полезных направлений для междисциплинарного обучения и исследований, которые изучаются в университетах и исследовательских отделах.
Ссылки:
Эпплби, М. (2019). Каковы преимущества междисциплинарного обучения? OpenLearn.
Получено 30 июня 2021 г. с https://www.open.edu/openlearn/education/what-are-the-benefits-interdisciplinary-study.
Буравой, М. (2013). Социология и междисциплинарность: Обещания и опасности. Филиппинский социологический обзор, 61(1), 7-19. Получено 30 июня 2021 года с https://www.jstor.org/stable/43486352.
Джонс, Кейси (2009) «Междисциплинарный подход — преимущества, недостатки и будущие преимущества междисциплинарных исследований», ESSAI, 26(7). Получено 30 июня 2021 г. с http://dc.cod.edu/essai/vol7/iss1/26.
Национальный исследовательский совет (США) Комитет по мониторингу меняющихся потребностей нации в биомедицинских, поведенческих и клинических кадрах. (2005). Advancing the Nation’s Health Needs: Программы подготовки научных кадров NIH. Вашингтон (округ Колумбия): Издательство Национальных академий (США). Глава 8, Новые области и междисциплинарные исследования. Получено с сайта: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK22616/.
Ниссани, М. (1995). Фрукты, салаты и смузи: Рабочее определение междисциплинарности. Журнал образовательной мысли (JET) / Revue De La Pensée Éducative, 29(2), 121-128. Получено 30 июня 2021 года с сайта http://www.jstor.org/stable/23767672.
Спектер, М. (2017). Drool. Retrieved 15 July 2021, from https://www.newyorker.com/magazine/2014/11/24/drool.
Нобелевская премия по физиологии или медицине 1904 года. NobelPrize.org. Retrieved 15 Jul 202,1 from https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/summary/.