Матрифокальность или матрицентричность — это структура семьи, которая сосредоточена вокруг матери и ее детей, в такой семье отец играет минимальную и незначительную роль в семье и практически не участвует в воспитании детей. Здесь важно отметить, что в центре внимания находится не «женщина», а роль женщины как матери. Она становится основным источником всех решений, особенно экономических, которые должны быть приняты в отношении домашнего хозяйства в отсутствие отца.
Этот термин был дан Раймондом Смитом в его исследовании карибских обществ в 1956 году. Он ввел этот термин, основываясь на том, как возникла структура семьи, где мать была лидером, а отец приравнивался к отсутствующему. Матрифокальные семьи не следует путать с матрилокальными семьями, где место жительства предполагается в доме жены, или наталокальными семьями, где брат матери берет на себя мужскую ответственность.
Такие семьи можно также отличить от матриархальных семей, где женщина является главой семьи в присутствии мужа. В такой семье происхождение прослеживается по материнской линии. Матрифокальные семьи также отличаются от матрилинейных, где родословная прослеживается по материнской, а не по отцовской линии, в такой семье имущество передается от брата матери к ее детям. Отличие от матрилинейной и матриархальной семьи заключается в том, что в таких семьях муж более или менее присутствует постоянно, в то время как в матрилокальных семьях его нет.
В матрилокальных семьях существующая структура обусловлена тем, что женщины, возглавляющие домохозяйства, часто экономически независимы и поэтому способны обеспечивать своих детей, а также принимать решения по ведению домашнего хозяйства.
Такие семьи обычно характерны для афро-карибских групп, согласно Морису Годелье, он считает, что наблюдается рост матрифокальных семей, их число увеличивается, особенно в западных культурах, по его мнению, это в значительной степени связано с тем, что женщинам теперь разрешено работать и, таким образом, они могут стать экономически независимыми. Другая причина, по его мнению, связана с ростом принятия гомосексуализма и разрешением его практики в различных регионах, в лесбийских браках усыновленные дети входят в состав домохозяйств, которые ведет женщина (мать).
Таким образом, хотя матрифокальные домохозяйства традиционно называются домохозяйствами с одним родителем, мы видим, что существуют домохозяйства, в которых оба родителя могут быть женщинами.
Годелье также заметил, что в некоторых культурах семья возникла благодаря практике рабства, когда женщинам-рабыням не разрешалось выходить замуж за отца своего ребенка, которым часто был белый. В этом случае вся ответственность за ребенка и саму женщину ложилась на женщину, что привело к возникновению матрифокального домохозяйства.
Помимо карибских обществ, по словам Херлихи, такие матрифокальные семьи встречались и среди групп населения Северной Африки, а также в 1990-х годах среди мискито в Кури, деревне на карибском побережье Гондураса.
Таким образом, мы видим, что матрифокальность постепенно становится широко распространенной либо в форме неполных семей, либо семей гомосексуалистов.
Ссылки
http:/motherhoodinpointoffact.com/matrifocal-family-life/
https://en.wikipedia.org/wiki/Matrifocal_family
https://www.umanitoba.ca/faculties/arts/anthropology/tutor/residence/matrifocal.html