Маргарет Мид: Секс и темперамент в трех примитивных обществах

Аннотация: В данной статье рассматривается работа, проделанная Маргарет Мид, путем обобщения ключевых наблюдений, которые она сделала в своей всемирно известной книге «Секс и темперамент в трех примитивных обществах». Эта статья помогает нам понять, как традиционное половое разделение труда, основанное на гендерных ролях, полностью смоделировано обществом, в котором мы живем сегодня, и не имеет никакой основы в биологии. Она также включает в себя обзор ее работы, выполненной другими учеными, и выводов, которые они сделали. 

Введение

Маргарет Мид, культурный антрополог, писательница и куратор 20th века в Америке, считалась «первой женщиной науки». Ей удалось сделать новаторскую работу, став одной из первых, кто установил важность различных культур и их влияние на индивидуальное поведение и темперамент. Она связала эти аспекты с полом и стала автором двадцати книг, основанных на ее исследованиях. («Биография Маргарет Мид», 2014) (Shankman, 2015)

В ее романе «Секс и темперамент в трех примитивных обществах», вышедшем в 1935 году, исследуются три племени в разных частях Новой Гвинеи. Мид решила исследовать жизнь этих трех племен — арапеш, мундугумор и чамбули — на всем пути от младенчества, детства до взрослой жизни.

Роман Мид бросает вызов общепринятым представлениям о «женственности» и «мужественности», выявляя различия в половых ролях, встречающиеся во всех культурах мира. Ее работа приводит к классической дискуссии о «природе против воспитания» и взаимодействии между ними в определении различий между мужчинами и женщинами.

В этой статье я обобщу наблюдения, сделанные Мид в ее романе «Секс и темперамент в трех примитивных обществах», и одновременно проанализирую ее работу, представив свои собственные размышления и научную критику.

РЕЗЮМЕ:

  1. Арапеш

Наблюдения за племенем арапеш, сделанные Мид, показывают, что люди, принадлежащие к этому племени, были миролюбивы и не знали о таких понятиях, как «война» и использование «военных действий». Эта склонность к миру и отсутствие военных действий непосредственно привели к тому, что ни один человек не был обязан занимать руководящие должности. Они наслаждались многими видами отдыха, такими как садоводство, охота и некоторые виды деятельности, ориентированные на мать, такие как воспитание детей и забота о них. Это племя придавало большое значение «мягкости» и рассматривало ее как привлекательное, желательное качество. Наиболее характерной чертой этого племени было участие и роль обоих полов — мужчины и женщины — в так называемых «материнских ролях», таких как воспитание ребенка. Эти дети затем вырастали пассивными, довольными жизнью людьми с высоким чувством комфорта и эмоциональной безопасности. Племя изображало чувство равенства в разделении труда между мужчинами и женщинами. Как уже упоминалось выше, воспитание ребенка было задачей, которую мать и отец выполняли добросовестно и придавали ей одинаковое значение. Поэтому Мид заключила, что «Арапеши преимущественно материнские в отцовском аспекте и женственные в социальном». (Мид, 1935) (Sex and Gender Classic, n.d.)

  1. Мундугумор

Это племя резко отличается от арапешей по тем качествам, которыми они обладают и которые ценят. Привлекательной особенностью этого племени является система «торговли», которая осуществляется в рамках семейных социальных структур. Это означает, что мужчины семьи, будь то отец или сын, имели право торговать женщинами в своей семье в обмен на другую «жену». Таким образом, отец мог обменять дочь или сестру, а сын — сестру в обмен на жену. В результате этого между отцом и сыном возникало чувство соперничества и враждебности. Более того, матери часто рассматривали своих дочерей как «сексуальных соперниц» и испытывали чувство ревности по отношению к собственным дочерям.

В этой семейной структуре дочери рассматривались как союзники отца, а сыновья — как союзники матери. Таким образом, в семье возникал некий раскол, а чувства враждебности, подозрительности и жестокости, одинаково присущие как мужчинам, так и женщинам, еще больше усугубляли этот раскол. Объявление о беременности в семье приводило к «супружескому конфликту», поскольку рождение ребенка (будь то мужчина или женщина) означало начало соперничества.

Для детей из племени мундугумор жизненный путь начинается с негатива из-за враждебной среды, в которой они растут. Этот негативный опыт продолжается на протяжении всей жизни ребенка, вплоть до зрелого возраста.

Сильные, враждебные и жестокие характеры этих людей отразились и на их занятиях, что сделало их «племенем охотников за головами». (Мид, 1935) (Sex and Gender Classic, n.d.)

  1. Тчамбули

Чамбули или «люди, живущие в озерах», имели характеристики и особенности, которые сильно контрастировали с Арапешами и Мундугуморами. На самом деле, они обладали такими уникальными чертами, что их можно поместить на один конец континуума, и современные 2020-го века (время, когда была написана эта книга), на другом конце континуума.

В их племени наблюдалось изменение ролей мужчин и женщин, то есть обычные сексуальные роли мужчин и женщин в этом обществе поменялись местами. Если применить концепцию инструментальных и экспрессивных ролей, выдвинутую Талкоттом Парсонсом, то можно сделать вывод, что женщины в этом племени выполняли как инструментальные, так и экспрессивные роли. Они считались кормилицами и занимались такими видами деятельности, как торговля, ткачество и рыболовство, чтобы обеспечить средства к существованию себя и своих семей. Они также считались поставщиками эмоций и заботы, они не только заботились о своих детях, но и обращались со своими мужьями как с маленькими мальчиками, а не как со своими партнерами. С другой стороны, мужчины в этом племени занимались более рекреационными или обеспечивающими досуг видами деятельности, такими как украшение и наряжание, погружение в различные формы искусства и подготовка к различным церемониальным праздникам.

Жилища, созданные этими племенами, назывались «домами женщин», где женщины готовили, работали и наслаждались обществом друг друга. Мужчины, с другой стороны, жили в «церемониальных домах». (Мид, 1935) (Sex and Gender Classic, n.d.)

Можно сделать наблюдение о том, что, несмотря на то, что власть находится в руках женщин, они все равно выступают в качестве основных родителей и стремятся сбалансировать свою домашнюю жизнь и профессиональную деятельность.

Выводы

Таким образом, Маргарет Мид утверждала: «Хотя каждая культура в какой-то мере институционализировала роли мужчин и женщин, это не обязательно происходило в виде контрастов между предписанными личностями двух полов, а также в виде доминирования или подчинения». (Мид, 1935) (Sex and Gender Classic, n.d.)

Ее исследование этих трех племен помогло нам понять, как гендерные роли зависят от нескольких факторов, таких как география, культура и обусловленность. Она сделала четыре вывода из своего исследования. Во-первых, не существует основы или фундамента для «связанного с полом маскулинного или фемининного поведения». Во-вторых, различия в половых ролях мужчин и женщин в этих трех племенах послужили подтверждением того, что культурная и социальная обусловленность людей оказывает большее влияние на их поведение по сравнению с их биологией. В-третьих, различные культуры приводят к формированию различных личностей (воспитание) В-четвертых, воспитание индивида было более важным, чем природа. (Мид, 1935)

Критика ученых

Известно, что в автобиографии Мид «Blackberry Winter» говорится, что целью работы над этой книгой было не только выявление стереотипных гендерных ролей, но и наблюдение и анализ культуры, в которой эмоции разительно отличались от западных. (Lipset, D. 2003).

Книга «Пол и темперамент» послужила важным историческим инструментом, который вдохновил и мотивировал феминистскую теорию и движение, а также концепцию культуры.

Книга получила высокую оценку за конструктивистский взгляд, который она представляет на стереотипы, связанные с полом и гендерными ролями, но она также подверглась критике за «жесткий культурный детерминизм».

Когда речь заходит о культурных или общественных девиантах, Мид обращается к более психологическому объяснению, признавая, что бунтари присутствуют в каждой культуре и что общество не всегда успешно «навязывает свои определения». Эти люди демонстрируют несоответствие между тем, чего ожидает от них общество, и их врожденными наклонностями и склонностями. (Reuter, E., 1936).

Работа Мид была высоко оценена, потому что она показала, как социологические принципы могут быть выведены путем изучения небольших, примитивных обществ, а затем применены к более сложным, современным обществам, чтобы получить более полное их понимание. Утверждается, что ее работа одинаково привлекательна для социологов и антропологов благодаря пересекающимся элементам общества, культуры и гендера. (E. N. F., 1936).

Размышления

Благодаря работе Маргарет Мид мы можем понять, что убеждения о том, что половое разделение труда в обществе основано на биологии мужчин и женщин, являются беспочвенным аргументом. Поэтому обществу опасно заявлять об определенных характеристиках, которыми должны обладать женщины и мужчины в силу своего пола. Неправильно приписывать одни специфические черты характера как «женские», а другие — как «мужские».

Чтобы противостоять этой проблеме, необходимо признать «женские» и «мужские» черты как у мужчин, так и у женщин. Само отнесение черт к этим категориям является основой проблемы. Мы должны сосредоточиться на признании личности и разнообразия черт, которыми она может обладать, что часто включает в себя пересечение этих двух категорий и культуры, в которой она живет.

В работе Мид показано пересечение пола, гендера и культуры. Она актуальна и сегодня благодаря тому вкладу, который она вносит в феминистское движение. Ее работа дополняет идеологию либерального феминистского движения, которое утверждает, что человечность людей превосходит различия в их биологии.

Таким образом, прочитав ее работу и проанализировав различные тексты, посвященные ее творчеству, мы можем сделать вывод, что гендерные роли, отводимые людям, не являются врожденными, напротив, они формируются и моделируются обществом, в котором мы живем.

Ссылки

  1. N. F. (1936). Science Progress (1933- ), 31(121), 197-197. Получено с http://www.jstor.org/stable/43421418.

Margaret Mead Biography. (2014). Retrieved 11 September 2019, from https://www.biography.com/scholar/margaret-med.

Мид, М. (1935). Секс и темперамент в трех примитивных обществах (1-е изд.). New York.

Липсет, Д. (2003). Перечитывая «Секс и темперамент»: Триптих Маргарет Мид о сепиках и его этнографические критики. Anthropological Quarterly, 76(4), 693-713. Получено с сайта http://www.jstor.org/stable/3318285.

Рейтер, Э. (1936). Американский журнал социологии, 41(4), 523-525. Взято с http://www.jstor.org/stable/2768965.

Sex and Gender Classic. [Электронная книга] (стр. 37).

Shankman, P. (2015). Margaret Mead — Anthropology — Oxford Bibliographies — obo. Retrieved 11 September 2019, from https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199766567/obo-9780199766567-0014.xml.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий