Манусмрити можно дословно перевести как «размышления Ману». Это древний текст, который выступал в качестве кодекса поведения для человеческого общества. В этой статье мы расскажем о происхождении «Манусмрити», хронологии создания его книг, его роли в кастовой системе, законах, которые он устанавливает для женщин, и, наконец, о его актуальности в наши дни.
Происхождение: Манусмрити
Манусмрити была написана около 200 года н.э. Его происхождение приписывают создателю Брахме, который, как говорят, передал его первому человеку, Ману. Далее текст был передан Бхригу, первому учителю, который впоследствии передал его многим другим мудрецам.
Если Веды называются шрути, то есть то, что услышано, и являются вечным божественным текстом, то Манусмрити — это смрити, то есть то, что вспоминается, и является работой человека. Эта работа подвержена изменениям времени, места и участников.
В индуистской культуре считается, что для того, чтобы вести осмысленную жизнь, необходимо стремиться к четырем целям. Это дхарма или социальная ответственность, артха или создание и распределение богатства, кама — потакание удовольствиям и, наконец, мокша — отрешение от материальных вещей. Знания, относящиеся к каждой из этих целей, когда они собраны воедино, называются шастрами. Таким образом, существуют дхарма-шастра, артха-шастра, кама-шастра и мокша-шастра.
Среди дхарма-шастр «Манусмрити» считается уникальной благодаря тому, что она представлена как священный текст, который начинается с происхождения мира, варн, законов, относящихся к каждой варне, управления невзгодами и заканчивается выводами о человеческой жизни. С момента своего создания «Манусмрити» считается главной дхарма-шастрой, которая затмевает все другие книги законов (Pattanaik 2017).
Хронология
Манусмрити состоит из двенадцати книг. Книги с первой по шестую составляют первый раздел. В первой книге описывается история о том, как великие мудрецы обратились к Ману и попросили его подробно рассказать о дхарме каждой касты. В ответ Ману рассказал о том, как Брахма создал мир и о своем собственном рождении в качестве ребенка Брахмы. Далее Ману рассказал о своем собственном сотворении Великих Мудрецов, которые затем породили семь других Ману, которым было поручено создать и воссоздать мир во время разрушения космоса. Вторая книга объясняет источники дхармы, описывает различные жертвоприношения и очистительные церемонии, а также подробно описывает надлежащее поведение, требуемое от брахманического ученика. Книги с третьей по пятую посвящены второму этапу жизни дваджи, или дважды рожденного. Здесь он женится и становится домохозяином. В третьей книге говорится о браке, супружеских обязанностях, выполнении ежедневных ритуалов и правилах гостеприимства. Четвертая книга посвящена брахманическому образу жизни и особенно диете. В пятой книге говорится о загрязнении и очищении, а последние стихи посвящены обязанностям женщин. Шестая книга посвящена двум последним этапам жизни, а именно отшельнику и монаху-отшельнику (Hooker 1978).
Второй раздел, включающий книги с седьмой по двенадцатую, является тем местом, где кроется большая оригинальность «Манусмрити». Седьмая книга посвящена в основном политике власти. В ней рассматриваются такие темы, как правитель и подданный, наказание, налоги, война, правительство и политика, навязываемая соседним государствам. В этой книге также классифицируются различные виды споров, передаваемых в царский суд, на восемнадцать типов. Следующие две книги посвящены разрешению частных споров посредством правосудия, осуществляемого королем. В них делается попытка перечислить различные виды споров, которые могут возникнуть, и различные судебные разбирательства, необходимые для каждого из них. В девятой книге излагаются различные обязанности мужей и жен, а также правила наследования. Следующая книга посвящена смешению различных варн. В одиннадцатой книге подробно описываются дары нуждающимся, а также покаяние и искупление. Последняя книга носит религиозно-философский характер и очень похожа на первую (Hooker 1978).
Кастовая система
Манусмрити играет важную роль в обосновании кастовой системы как основы порядка в обществе. В ней признаются четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и судры, а также их уникальные роли в сохранении дхармы (V n.d.).
Чистоте крови и профессиональной чистоте в этом тексте придается огромное значение. В общей сложности 2685 стихов «Манусмрити» используются для изложения правил, относящихся к кастовому порядку. Из них 130 стихов непосредственно связаны с обеспечением чистоты крови через секс и брак, а еще 50 — с профессиональной чистотой. Поскольку брамины являются хранителями системы варн, за совершение преступлений аналогичного характера они подвергаются более мягкому наказанию по сравнению с кшатриями, вайшьями и шудрами. Однако чистота крови является заметным исключением из этой нормы. Брамин, вступивший в половую связь с женщиной из низшей касты, подвергался штрафу в тысячу панасов, а в случае брака с женщиной, принадлежащей к касте шудр, он терял звание брахмана. Таким образом, Ману уделял огромное внимание чистоте крови и не делал особых исключений для браминов (Prasad 2008).
Дальнейшее изучение «Манусмрити» показывает, что профессии, предписанные для каждой варны, следуют определенной схеме. Брамины, кшатрии и вайшьи занимались нерукотворными и непроизводительными профессиями. Например, брамин должен был служить Богу только через проведение религиозных ритуалов и обучение Богу. Он не должен был использовать свои руки для выращивания продовольственных зерен или разведения скота. Аналогично, обязанностью кшатрия было править и защищать людей, находящихся под его властью. Шудрам вменялось в обязанность служить высшим варнам, производя товары для их потребления. Но шудры (сегодня это другие отсталые классы) были частью варнового порядка и поэтому имели некоторые шансы проникнуть в занятия высших варн. В тяжелые времена представители трех высших варн могли заниматься профессиями, предназначенными для шудр, но ценой понижения своего социального статуса. С другой стороны, изгои или далиты занимались исключительно ручным трудом, который считался нечистым по своей природе. (Прасад 2008).
Законы для женщин
Книга «Манусмрити» известна огромным количеством уничижительных комментариев и взглядов на женщин. Она пропагандирует многие патерналистские и патриархальные взгляды, которые являются регрессивными по своей природе и, тем не менее, по-прежнему вызывают уважение в сегодняшнюю эпоху. Несколько таких взглядов описаны ниже.
Манусмрити» не рекомендует мужчинам жениться на женщинах, у которых нет брата или чьи родители не очень известны в обществе. Более того, он предлагает мужчинам жениться только на тех женщинах, которые свободны от телесных дефектов, имеют красивые имена, мягкие конечности и маленькие зубы. Далее в «Манусмрити» говорится, что молодые девушки должны находиться под опекой отца; женщины должны оставаться под опекой мужа, а вдовы — под опекой сына. Таким образом, ни при каких обстоятельствах женщине нельзя позволять проявлять свою независимость. Если женщина порвет девственную плеву до брака, ей следует немедленно обрить голову или отрезать два пальца и заставить ездить на осле (Goswami 2017).
Актуальность в современную эпоху
Большинство законов, предложенных Ману для управления обществом, являются отражением условий и ценностей предыдущей эпохи. Манусмрити признает гендерное и социальное неравенство как естественные условия человеческого существования. Законы способствуют развитию патриархального общества, наделяя мужчин полномочиями по регулированию положения женщин. Важно понимать, что многие аспекты «Манусмрити» не могут и не должны применяться в современном мире, поскольку социальные условия радикально изменились. Наши нынешние законы помогают женщинам самим распоряжаться своей жизнью. Более того, законы Ману, которые определяли род занятий и мобильность людей в зависимости от их касты, сегодня являются дискриминационными по меркам общества. Таким образом, «Манусмрити» можно считать архаичной книгой, но она по-прежнему имеет историческую ценность. Изучающие индуизм должны прочитать о нем, чтобы понять образ жизни древней Индии и его влияние на современный мир (V n.d.).
Ссылки
Госвами, С. (2017). ‘If A Woman’s Hymen Tears, Her Head Will Be Shaved’: Manusmriti And The Hindu Woman. Retrieved August 14, 2020, from https://www.youthkiawaaz.com/2017/10/the-upper-caste-hindu-woman/.
Хукер, М. Б. (1978). Индийские правовые тексты Юго-Восточной Азии. Журнал азиатских исследований, 37(2), 201-219. http://www.jstor.org/stable/2054162
Паттанаик, Д. (2017). Что именно представляет собой «Манусмрити»? Retrieved August 14, 2020, from https://www.dailyo.in/lifestyle/.
Прасад, К. Б. (2008). Рынки и Ману: Экономические реформы и их влияние на касты в Индии. Серия рабочих документов CASI № 08-01. Получено 14 августа 2020 года с сайта https://casi.sas.upenn.edu/sites/default/files/research/Markets%2Band%2BManu%2B-%2BChandra%2BBhan%2BPrasad.pdf.
V, J. (n.d.). Manusmriti the Laws of Manu — Introduction. Retrieved August 14, 2020, from https://www.hinduwebsite.com/.