МАКС ВЕБЕР: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Фундаментальные концепции социологии: Концепция может отличаться от реальности. Она может формулировать, чем именно является эмпирическая социология.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Социология определяется как наука, которая дает нам интерпретационное понимание социального действия, чтобы прийти к причинному объяснению его хода и последствий. Под действием мы понимаем все человеческое поведение, которое отличается для разных людей и является субъективным. Действие может быть как явным, так и скрытым, то есть как внутренним, так и внешним. Таким образом, действие рассматривается как социальное, поскольку включает в себя действующих индивидов, которые обладают субъективным поведением (разные индивиды — разное поведение).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Может быть два вида «значений», например, одно относится к фактическому или реально существующему значению, а другое — к теоретически чистому типу, где различные действующие лица имеют субъективное значение, прикрепленное к нему. Не существует правильного или неправильного значения, оба вида значения являются правильными. Такое объяснение помогает нам отличить социологию и историю друг от друга. Существует очень тонкая грань между осмысленным действием, которое имеет субъективное понимание, и реактивным поведением. Чтобы понять смысл отдельного действия, можно представить себе чувства другого актора и сочувственно участвовать в чужом опыте. Интерпретативное понимание смысла может быть как рациональным, то есть более логичным и математическим, так и, с другой стороны, эмоционально эмфатическим. В человеческих действиях есть ценности или цели, которые невозможно понять полностью, но мы можем понять их интеллектуально. Чем больше мы пытаемся понять значение эмоционально, тем больше возникает определенных реакций, таких как тревога, гнев, амбиции, зависть, ревность, любовь, гордость и т.д. Эти реакции, которые вырастают из них, называются иррациональными. Построение чисто рационального образа действий также называется идеальным типом, который обладает ясностью и не имеет двусмысленностей. Метод социологии считается «рационалистическим».
В науках о человеческом действии должен быть учет процессов и явлений, которые лишены субъективного смысла, например, машина может быть понята в терминах производства. Есть и другая категория фактов, лишенных смысла, например, усталость, привыкание, память, эйфорические состояния и другие режимы.
Понимание также может быть двух видов, первый относится к прямому наблюдательному пониманию субъективного значения, его также можно понимать как прямое рациональное понимание, например, мы узнаем о вспышке гнева по простому жесту или выражению лица, это можно понимать как иррациональную реакцию поведения. Другой тип понимания — объяснительный, который включает мотив, он становится рациональным, когда определенное действие или поведение имеет мотивацию или цель. Субъективное значение действия, которое включает соответствующее понимание, также называется «предполагаемым» значением.
Понимание имеет интерпретационное значение и имеет различные контексты, такие как
1) исторический подход, 2) социологические явления, 3) научные явления идеального типа (включает понятия права и экономической теории).
При интерпретации понимания действия следует учитывать некоторые моменты. Во-первых, сознательный мотив играет важную роль, но иногда субъект, хотя и сознательный, может не знать точный мотив и намерение поведения. Во-вторых, существуют ситуации, которые могут показаться наблюдателю похожими, но в действительности они не так уж и похожи. В-третьих, действующие лица в данной ситуации могут быть подвержены конфликту, который может быть замечен наблюдателем. Субъективная интерпретация должна быть проверена сравнением. Это фундаментальная задача сравнительной социологии.
Мотив может иметь сложную структуру субъективного смысла, который как для актора, так и для наблюдателя становится рассматриваемым поведением. Термин «адекватность на уровне смысла» применяется к субъективной интерпретации, чтобы прийти к «типичному» комплексу смысла.
Существуют процессы и однородности, которые могут быть непонятны, но они важны для социологических явлений. Они рассматриваются как другой метод, который становится условиями, стимулами и т.д.
Действие можно понимать как субъективно различную направленность поведения. Индивид обладает определенными когнитивными уровнями о мыслительным процессом. В случае с дисциплиной социологии и истории, обе они могут быть проиллюстрированы как сложный набор действий. Субъективная интерпретация действия имеет два важных отношения с прилагаемыми понятиями. Во-первых, важно прилагать коллективные понятия с одинаковой терминологией, например, слово «государство» может быть использовано в буквальном значении, обозначающем правовое понятие государства. Во-вторых, субъективная интерпретация действия должна учитывать принципиально важный факт, что когда понятие имеет оба юридических понимания, индивиды также собирают некоторые предварительные знания о понятии. В-третьих, в социологии существует метод, который называется органическим методом, когда акторы пытаются понять социальное взаимодействие через снятие «целого» и действуют соответствующим образом. В социологическом анализе можно сказать две вещи, а именно
1) конвенциональная система отсчета удобна для практической иллюстрации.
2) конвенциональная система отсчета может быть только способом определения социального действия.
Субъективное понимание известно как специфическая характеристика социологического знания. В каждой области существуют стадии развития, человек также проходит через стадии развития. По мнению социолога, ранние стадии развития более необходимы, чем поздние. Это известно как традиционное действие. С другой стороны, подчеркивание социологического значения функциональной точки зрения для предварительных проблем рассматривается как универсалистский метод. Необходимо также осознавать индивидуальное действие, например, необходимо осознавать роли короля, мага, юриста, чиновника и т.д. Этот метод известен как индивидуалистический метод.
В научном праве стало обязательным обозначать социологические обобщения. Эти обобщения могут быть поняты и имеют определенную степень. Термин «психология» можно понимать по-разному. В нем используется различие между психическими и физическими явлениями. Это дисциплина, которая понимает и занимается человеческими действиями. Социология не имеет тесной связи с психологией. Рациональное действие актера приводит к предполагаемому действию, не может быть понято психологией, но законы социологии могут быть построены.
Уже предполагалось, что социология стремится к обобщенному единообразию посредством эмпирических исследований. Она отличается от истории, которая предполагает каузальный анализ, объяснение отдельных действий, структур, личностей, имеющих культурное значение. С другой стороны, в социологии существует большая точность понятий. Эта точность обусловлена большой адекватностью концепций. Теоретические концепции социологии рассматриваются как идеальные типы как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Идеальным типом действия является то, где смысл осознан и эксплицитен.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Социальное действие относится к отказу или принятию прошлого, настоящего и будущего поведения других людей. Социальное действие может быть мотивировано местью за прошлые нападения, защитой от настоящего или мерами защиты от будущего. Деньги рассматриваются как форма обмена и также могут служить платформой для социального действия в процессе обмена.
Не каждый вид действия является социальным. Открытое действие также не может считаться социальным, потому что оно иногда имеет дело с неодушевленными объектами. Субъективные установки считаются социальными, поскольку они ориентированы на поведение других людей.
Не каждый тип контакта в человеческом взаимодействии является социальным по своей природе, например, простое столкновение двух велосипедистов может рассматриваться как естественное событие, но с другой стороны, если два велосипедиста начали бить друг друга, или делать замечания, или это может перейти в здоровую дружбу, то это будет считаться социальным действием.
Есть некоторые действия, на которые влияет толпа, например, когда начинается дождь, все ставят зонтик, на это действие влияет толпа и членство в ней. Это действие не может быть названо социальным, потому что это было простое влияние толпы.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Социальные действия можно разделить на четыре типа: 1) с точки зрения рациональной ориентации на систему дискретных целей. 2) с точки зрения рациональной ориентации на абсолютные цели 3) аффективная ориентация, 4) традиционная ориентация.
В традиционном поведении преобладает реактивное поведение, которое имеет автоматическую реакцию на стимулы. В чисто аффективном поведении рассматривается как осмысленно ориентированное поведение, которое иногда может иметь неконтролируемые реакции на исключительные стимулы. Ориентация действия с точки зрения абсолютной ценности отличается от аффективной ориентации. Примерами аффективного действия могут быть месть, чувственное удовлетворение. Примерами чисто рациональной ориентации являются действия людей, которые осуществляются по долгу службы, чести, религиозному призыву и т.д. В ориентации на абсолютную ценность всегда присутствуют «приказы» и «требования». Действие рационально ориентировано на дискретные цели, когда рационально взвешены средства, цели и вторичные результаты. Это предполагает рациональное рассмотрение альтернативных средств и целей.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Термин социальные отношения означает поведение других субъектов в социальной среде, оно состоит из осмысленного содержания и наличия вероятности осмысленно понимаемого смысла. Должна существовать взаимная ориентация действий субъектов. Взаимная ориентация может быть конфликтной, враждебной, сексуально привлекательной, дружеской, лояльной и т.д. В таких формах социальной организации, как государство, церковь, ассоциация, брак, социальные отношения также существуют в значении. Субъективный смысл в данных социальных отношениях может быть разным у разных индивидов, это известно как асимметричность. С другой стороны, субъективное значение может быть симметричным, когда обе стороны согласны с одним и тем же значением. Социальные отношения могут иметь временный характер и разную степень постоянства, что означает, что существует вероятность повторения поведения в социальных отношениях. Субъективный смысл социальных отношений может также меняться, при этом степень постоянства и изменения, новые отношения вступают в контакт со старыми. Существует рациональная формулировка субъективного смысла, например, деловой контракт. В социальных отношениях существует взаимное согласие, при котором стороны предвидят поведение других.
СПОСОБЫ ОРИЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Существуют типичные способы действия, которые повторяются в течение определенного периода времени, имеют соответствующий субъективный смысл и оказывают влияние на судьбу человека. В социальной ориентации действий большое значение имеет «обычай». Использование будет называться «обычаем», когда фактическое выполнение основывается на привычке. Использование также включает моду или способ, когда поведение отличается новизной. Обычай относится к правилам, которые не имеют внешней санкции. Существуют сходства, единообразие и преемственность в отношении к действиям. Процесс рационализации действий включает в себя неосмысление древних обычаев и сознательное приспособление ситуаций к собственным интересам. Стабильность действия основывается на том факте, что если человек не может адаптироваться к большинству людей, но так или иначе вынужден соответствовать ему, то в итоге он может оказаться вовлеченным в ситуацию с риском нанесения ущерба собственным интересам.
Вебер широко использовал идеальные типы в своих работах, таких как «Экономическая и социальная организация», «Город» и «Социология религии».
Идеальные типы, разработанные Вебером, подразделяются на множество категорий:…
- Идеальные типы исторической конкретики — это идеальные типы конкретных исторических явлений, таких как древний город, протестантская этика и капитализм.
- Идеальные типы абстрактных явлений в социальной реальности — это разработка абстрактных явлений, таких как социальное действие и власть, которые могут быть использованы для понимания социального явления.
- Идеальные типы конкретного поведения — Он также разработал идеальные типы конкретных видов поведения, таких как экономическое и политическое поведение.
- Структурные идеальные типы — это формы, которые принимают причины и следствия социальных действий, например, традиционное доминирование.
Ссылка
Вебер, Макс. 1947. Теория социальной и экономической организации. NewYork: The Free
Press, pp. 87-123