Макс Вебер: Биография и вклад в социологию

Немецкий социолог, философ, политэконом и юрист, Максимилиан Карл Эмиль Макс Вебер пришел в этот мир в 2121-го апреля 1864 года и испустил последний вздох 14 апреля 1864 года.14-го июня 1920 года. Он также известен как Макс Вебер. Считается, что он оказал большое влияние, и его идеи послужили основой для многих социальных теорий и социальных исследований. Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и Макс Вебер считаются тремя основателями социологии.

Макс Вебер о социальной стратификации

Один из лучших немецких социологов Макс Вебер после Маркса дал нам самый важный прогресс в теории стратификации. Сходства и различия подходов станут очевидны по мере изучения идей Вебера. Вебер предполагает или рассматривает класс как область экономики. Он говорит, что для получения экономической выгоды необходимо развивать свой класс в рыночной экономике и конкурировать друг с другом. Он объясняет, что класс или группа людей, которые занимают одинаковые позиции в рыночной экономике и поэтому получают одинаковые вознаграждения. Таким образом, по терминологии Вебера, классовое положение человека — это, по сути, его положение на рынке. Те, кто имеет сходное классовое положение, также имеют сходные жизненные шансы, не очень увлеченные положением, непосредственно влияют на их шансы получить те вещи, которые определяются как желательные в их обществе, например, доступ к высшему образованию и качественному жилью.

Вебер утверждает, что основное классовое разделение происходит между теми, кто владеет силами производства, и теми, кто не получает зарплату те, кто имеет значительные имущественные владения, будут получать самые высокие экономические вознаграждения и пользоваться более высокими жизненными шансами, однако Вебер видит важные различия в рыночном положении бесхозяйственных групп общества. Каждая профессия требует различных навыков и услуг, поэтому они имеют разную рыночную стоимость, и каждая профессия дает разное вознаграждение. Например, в капиталистическом обществе такие профессионалы, как банкиры, инженеры, менеджеры, все люди с разными профессиями получают сравнительно высокую зарплату, потому что они предоставляют разные услуги и требуют разных навыков. Вебер рассказывает, как в капиталистическом обществе происходит группировка классов:

  1. Принадлежащий к собственности высший класс
  2. Бесправные белые воротнички
  3. Мелкая буржуазия
  4. рабочий класс

Вебер обсуждает классы, прежде всего, важно понять значение других элементов по сравнению с владением или невладением собственностью, чтобы лучше сформулировать классы. Рыночная стоимость этих квалифицированных рабочих без собственности различна, что вызывает различия в экономической отдаче, которая впоследствии играет важную роль в формировании различных социальных классов. Во-вторых, по мнению Вебера, поляризацию классов ничто не поддерживает и не подтверждает. Хотя он видит некоторое снижение численности мелкой буржуазии, мелких собственников из-за осложнений со стороны крупных компаний, он утверждает, что они вступают в ряды «белых воротничков» или квалифицированных рабочих, а не вытесняются в ряды неквалифицированных рабочих. Один из важных моментов, о которых он говорит, заключается в том, что средний класс, состоящий из белых воротничков, расширяется, а не сокращается, как при капитализме. Он считает, что в обществе современного национального государства и капиталистических корпораций, чтобы оно функционировало, требуется большое количество администраторов, которые имеют рациональное бюрократическое управление.

В-третьих, Вебер отвергает мнение некоторых марксистов о неизбежности пролетарской революции. Он говорит, что нет никаких оснований поддерживать ту же классическую точку зрения, что это не обязательно известные общие интересы, общая идентичность и совокупные действия тех, кто заинтересован в группе. Наконец, Вебер не согласен с марксистской точкой зрения, согласно которой экономическая власть не происходит от политической. Согласно Веберу, классовое разделение не возникает из-за неравного распределения власти в обществе.

Вебер после своего исследования утверждает, что ни одна теория, касающаяся только статусных групп, классов и партий, не может объяснить и показать их взаимосвязь. Формирование социальной группы — это сложный и разнообразный процесс, требующий сотрудничества между различными элементами, такими как класс, партия и статус. Следовательно, каждый из них должен быть тщательно рассмотрен в обществе в определенный период времени. Поэтому Вебер объясняет, что факты показывают картину более сложной и разнообразной социальной стратификации.

Макс Вебер о бедности

Вебер утверждает, что классовое положение индивида зависит от его рыночной ситуации, от количества власти, которой он обладает, чтобы влиять на работу рынка в свою пользу, и от вознаграждения, которое его навыки и опыт могут принести на конкурентном рынке. С этой точки зрения такие группы, как престарелые, хронически больные и семьи с одним родителем, имеют мало власти на рынке и поэтому получают мало вознаграждения. Действительно, их обстоятельства в значительной степени не позволяют им конкурировать на рынке. Однако не все члены этих групп являются таковыми, и это предпочтительнее, чем их положение на рынке до нынешних обстоятельств. Бедность старых, больных, инвалидов и семей с одним родителем — это в основном бедность рабочего класса. Члены других обществ имеют достаточный доход, чтобы сэкономить и инвестировать в пенсионные планы, страховые полисы и в акции для себя и своих иждивенцев и таким образом защититься от угрозы бедности из-за смерти кормильца, болезни или старости, в этом смысле бедность объясняется социальным классом, а не личной неполноценностью или несчастьем.

Макс Вебер о бюрократии и рационализации:

Макс Вебер считал, что бюрократические организации являются доминирующими институтами индустриального общества. Он рассматривал организацию, в которой существует иерархия вознаграждений, в которой есть штатные специалисты, передающие команды. Бюрократия занимается делами администрации, контролем, управлением и координацией сложной серии задач. Бюрократические организации все больше доминируют в институциональном ландшафте.  Государственные департаменты, политические партии, коммерческие предприятия, вооруженные силы, образование и церкви — все они организованы по бюрократическому принципу. Понимание важности бюрократизации очень важно для понимания и оценки современного общества. Вебер не уверен в бюрократии как организации. Он считает, что бюрократия превосходит другие организации с технической точки зрения. Он также говорит, что для функционирования крупных производств бюрократия жизненно необходима, так как она помогает им функционировать гладко и организованно. Он также считает, что она представляет угрозу для правительственной власти, но ее можно преодолеть с помощью более сильного политического или правительственного контроля.

Макс Вебер о религии и социальных изменениях

С точки зрения Макса Вебера, он отвергает мнение, что религия всегда формируется под влиянием экономических факторов. Он не отрицает, что в определенное время и в определенных местах религиозное поведение может в значительной степени определяться экономическими силами, но он утверждает, что это не всегда так. При определенных условиях может произойти обратное — религиозные убеждения могут оказывать большое влияние на экономическое поведение.

Вебер рассматривал взаимосвязь между конкретными формами протестантизма и прогрессом или развитием западного промышленного капитализма. Он утверждает, что суть капитализма заключается в погоне за прибылью, вечно возобновляемой прибылью.

Затем Вебер рассказывает о подъеме аскетического протестантизма, который, по его мнению, предшествовал развитию западного капитализма. Он рассматривает ряд протестантских религий, особенно кальвинизм, который развивался в Западной Европе в XVII веке.

Вебер утверждает, что аскетическая этика протестантизма, религиозно обоснованная моральная ориентация на мир, была важным фактором в развитии духа капитализма. В свою очередь, дух капитализма направлял практику капитализма. Вебер не утверждает, что аскетичный протестантизм вызвал капитализм. Он утверждает, что в этом процессе участвовали многие другие факторы. Однако Вебер утверждает, что аскетический протестантизм оказал важное влияние на возникновение и развитие капитализма в Западной Европе.

Взгляды Вебера на взаимоотношения между религией и капитализмом породили большое количество исследований. Такие историки, как Тоуни и Тревор Ропер, создали модификации и альтернативы теории Вебера и многое другое.

Читайте также: Протестантская этика и дух капитализма

Религия, секты и изменения:

Макс Вебер утверждает, что секты чаще всего возникают в маргинальных группах общества. Члены групп, находящихся вне мейнстрима социальной жизни, часто чувствуют, что они не получают ни престижа, ни экономического вознаграждения, которого они заслуживают. Одним из решений этой проблемы являются секты, основанные на том, что Вебер называет «теодицеей диспривилегии». Такие секты содержат объяснение диспривилегированности своих членов и обещают им чувство почета. Либо в загробной жизни, либо в будущем в новом мире на земле.

Практика: Вопросы и ответы

Опишите концепцию Вебера о рациональном действии и ее значение для современного мира.

Вебер рассматривал социологию как исследование социального действия. Он сосредоточился на субъективных значениях деятельности людей в их социально-исторических контекстах.

Четыре идеальных типа социального действия:

  1. Beweckrational — конечное рациональное
  2. Wertrational — рациональное действие, ориентированное на ценности
  3. Традиционное действие — наименее логичное
  4. Аффективное действие — обусловленное эмоциями

Вертикальное действие ориентировано на цель или ценность, определяемую обществом, а не актором.

Действие, предпринимаемое отдельным субъектом, направлено на достижение такой цели, определяемой ценностью общества. Действие рационально. Таким образом, понимание вертрационального действия помогает нам узнать, что ценит общество.

Солдат, жертвующий своей жизнью в борьбе с врагом, демонстрирует такие ценности общества, как национализация, патриотизм, мужество и храбрость, как желаемые ценности.

Девиантность Мертона показывает, что в американском обществе важны ценности экономического и материального успеха, и даже коррупционные преступления являются действиями, направленными на достижение цели.

Аналогичным образом, самоубийство было вертрациональным действием среди самураев Японии после поражения, так как ценились гордость и честь. Таким образом, понимание веррациональных действий может помочь нам определить необходимые реформы в системе ценностей и внедрить желательные ценности. Таким образом, акцент на ценностях как цели обуславливает необходимость правильных ценностей.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий