Джьотирао Говиндрао Пхуле, также известный как Махатма Джьотирао Пхуле, был общественным деятелем, активистом, учителем и писателем, которого считают одним из самых значительных деятелей нашей страны, выступавших против каст. Вместе со своей женой Савитрибай Пхуле он наиболее известен своим вкладом в образование женщин и угнетенных каст. Цель этой статьи — дать обзор его идей и убеждений, его вклада в социальное обеспечение и наследия, которое он оставил после себя.
Ранняя жизнь: Джйотирао Говиндрао Пхуле
Он родился 11 апреля 1827 года в Пуне, штат Махараштра, в семье, принадлежавшей к касте мали, которая в системе варн классифицировалась как шудра. Их занятием было садоводство, выращивание фруктов и овощей. В то время глава государства, пешва Баджи Рао II, поручил своей семье работу цветовода, благодаря чему они и получили имя Пхуле (человек-цветок). Джьотирао рос без матери, так как она умерла, когда он был совсем маленьким. Как и другие члены его семьи, он пошел работать рядом с ними после завершения начального образования. Однако один из учителей заметил, насколько умным был маленький ребенок, и убедил отца Джьотирао позволить ему продолжить обучение. Таким образом, он смог завершить свое образование в средней школе Шотландской миссии, школе с английским языком обучения. В школе он встретил двух своих друзей, Садашива Баллава Гованде и Моро Виттхала Валавекара, оба брамины, которые в дальнейшем работали вместе с ним. В подростковом возрасте он женился на Савитрибай, которая вместе с ним на протяжении всей жизни боролась за различные цели.
Содействие образованию для обездоленных:
Был один случай, который очень сильно повлиял на Джьотирао Пхуле и побудил его начать заниматься своей работой. В 1848 году он присутствовал на свадьбе своего друга-брамина и был частью свадебной процессии. Однако, когда они узнали, что он мали и принимает участие, его обругали, унизили и заставили уйти. Этот инцидент заставил его понять, что он хочет бороться против кастовой системы и сделать так, чтобы подобное не повторилось с его собратьями. Его и его друзей также глубоко вдохновила книга Томаса Пейна «Права человека». Прочитав ее, он пришел к выводу, что единственный способ эмансипации и возвышения угнетенных меньшинств — это образование. Он передал свое образование жене, а затем вместе они открыли первую школу для девочек, которой руководили не миссионеры.
Можно сказать, что Джьотирао и Савитрибай Фуле воплотили в жизнь межсекторный феминизм задолго до появления этого термина, поскольку они признавали различные способы, которыми угнетение пересекается в обществе, и поэтому стремились к улучшению положения всех, и открыли свою школу для девочек всех каст, религий и социально-экономических статусов. За свои действия Джьотирао и Савитрибаи подвергались остракизму и часто становились мишенью для представителей высшей касты, которые чувствовали угрозу от их действий; однако они не сдавались. Им помогли их друзья Усман Шейх и его сестра Фатима Шейх, которые открыли свой дом, чтобы там могла работать школа. Вместе они продолжили работу по созданию школ для детей из угнетенных каст махар и манг.
Дальнейший вклад в социальное обеспечение:
Джьотирао много писал по широкому кругу социальных вопросов; он был одним из первых, кто сформулировал и осудил оплот браминской общины. В одной из своих книг он писал о кастовом рабстве, посвятив ее движению афроамериканцев в США против рабства. Пхуле был ярым противником детских браков, а также поощрял повторные браки вдов, поскольку понимал, что это способы подчинения женщин. Он провел кампанию за повторные браки вдов и открыл в 1863 году центр по предотвращению детоубийств, который действовал как безопасное пространство, где беременные вдовы могли рожать и оставаться, чтобы заботиться о своих детях. Отсюда же десятилетие спустя он и его жена усыновили своего сына.
В 1873 году, 24 сентября, он основал Сатьяшодак Самадж, основополагающим принципом которого было равенство всех людей. Членство в обществе было открыто для всех, независимо от их происхождения, и общество приступило к проведению различных социальных реформ, главной целью которых было улучшение положения наиболее отсталых слоев общества и распространение рационального мышления. Одним из многочисленных примеров реформ, проведенных обществом, была брачная система Сатьяшодака, которая состояла из альтернативных брачных ритуалов и линий, которые были более прогрессивными и равными.
Пхуле занимался общественной деятельностью наряду со своей профессией — торговца, поставлявшего на строительные площадки приспособления для литья металла. В течение многих лет он также входил в состав муниципального совета Пуны, а в 1882 году выступал перед Хантерской комиссией по образованию и требовал всеобщего обязательного начального образования для всех и льгот для выходцев из социальноэкономически отсталых слоев населения. За свою жизнь он опубликовал около 16 книг, среди наиболее известных его работ — «Гуламгири» («Рабство»), также упомянутая выше, и «Шеткарьяка Асуд» («Кнут земледельца»), где он критиковал эксплуатацию крестьян.
Смерть и наследие:
В 1888 году соратник по социальным реформам Витхалрао Кришнаджи Вандекар присвоил ему титул Махатмы, в том же году его сразил инсульт. После двух лет страданий он скончался в возрасте 63 лет 20 ноября 1890 года. Однако его наследие и влияние на антикастовые движения сохранились на протяжении многих лет. Доктор Б.Р. Амбедкар, создатель нашей конституции и один из самых больших вдохновителей нашей страны, называл Махатму Фуле одним из трех своих самых значительных влияний. Считается, что именно Фуле придумал термин «далит» (в переводе «сломанный или раздавленный») для обозначения тех, кто не относится к системе варн, и этот термин используется и предпочитается сообществом сегодня. По всей стране существуют различные памятники и здания его имени, например, музей Махатмы Фуле в Пуне. Его труды и книги остаются неизменно популярными и по сей день, они продолжают вдохновлять всех, кто хочет бороться за освобождение угнетенных и противостоять угнетающим системам.