Луи Дюмон Биография и вклад

Луи Дюмон — французский антрополог, социолог и индолог, который был выдающимся человеком в области социологии и антропологии. Он был решительным и дискутировал по вопросам Индии и Запада. Он изучал различные общества и проводил межцивилизационное сравнение. Его отец был инженером, а дед — художником. Он перенял черты и от отца, и от деда. У него было творческое воображение и тактильное рвение.

Где-то в 1930-х годах под наблюдением Марселя Мосса Дюмон начал свою академическую карьеру. Марсель был великим социологом и санскритистом. Учеба Дюмона была прервана из-за Второй мировой войны. Позже он был заключен в тюрьму и переведен на фабрику где-то на окраине Гамбурга. Там он продолжил учебу и изучал немецкий язык. Дюмон также изучал санскрит и провел один год в Тамилнаде, изучая ПрамалайКаллар. Несколько лет он провел в Индии, скитаясь и собирая знания в разных частях Индии. Он посетил Тамилнад и Горакхпур. Его основные исследования были посвящены индуизму, родству, кастам в древней Индии и общественно-политическим движениям современной Индии. Он также сменил М.Н. Шриниваса на посту лектора Оксфордского университета в области индийской социологии.

Вклад Луи Дюмона:

  1. Методологическая перспектива
  2. Кастовая система и ее последствия
  3. Чистые и нечистые
  4. Система варанов
  5. История, политика и религия в Индии
  6. Homo aequalis
  7. Критика Дюмона

Методология:

Homo Hierarcbicus Дюмона здесь Homo Hierarcbicus означает анализ кастовой иерархии и гегемонистской природы низших каст, в которой они следуют привычкам высших каст. Эта же концепция была названа М.Н. Шринивасом санскритизацией. Homo Hierarcbicus дает новые идеи и видение социальной структуры в кастовой системе.

Он считает, что индийская цивилизация — это совокупность идей и ценностей, используемых для объединения. Считалось, что индийская цивилизация создает единство. Говорили, что она направлена на борьбу добра со злом. Она поощряла равенство между людьми.

Иерархия играла важную роль в исследовании Дюмоном кастовой системы. Иерархия означала для него конфликт между чистыми и нечистыми. В кастовой системе чистота держится на нечистоте. Исследование кастовой системы, проведенное Дюмоном, породило множество споров.

Где-то в 1970-х годах исследование Дюмона о кастовой системе вызвало интерес у других ученых. Он хотел узнать причину и идеологию, стоящую за кастовой системой, преобладающей в Индии.

Кастовая система и ее последствия:

В 1966 году он выпустил работу под названием «Кастовая система и ее последствия». В ней была уникальная концепция, схема и проекция. Она дает нам много информации о касте. Его работа отличается от других тем, что в ней используется кардинальный способ объяснения иерархии, который дает совершенно новую модель.

В современном индийском обществе главным понятием является равенство, в отличие от более раннего индийского общества. Иерархия помогает отличить индийское общество от более раннего. Если существует уравнительная система, то существует и группа людей, которая выступает против нее, в основном те люди, которые выступают против системы, в которой они находятся в невыгодном положении. Если они пользуются преимуществами, они будут поддерживать эту систему, а если нет, то будут выступать против нее. Считается, что отдельные люди или группы людей, занимающие низкие позиции в иерархии, находятся в невыгодном положении и эксплуатируются теми, кто находится на более высоком уровне.

Кастовая система:

Луи привлекала и придавала значение идеология, стоящая за кастовой системой. Он анализировал касты, понимая все их характеристики. Именно поэтому о нем говорят, что он использовал атрибутивный подход. По его словам, касты связаны друг с другом экономическими, политическими и родственными отношениями, выживая благодаря следованию определенным ценностям, которые, как говорят, являются религиозными.

Он говорит, что каста — это особый вид неравенства, поэтому социолог должен понять его суть и решить эту проблему.

Луи Дюмон о трех основных характеристиках кастовой системы:

  1. Между различными кастами должно быть разделение в плане браков и контактов (даже не совместное питание).
  2. Разделение труда, люди могут заниматься только определенными профессиями, на которые были установлены ограничения.
  3. Диапазон статусов, который по-разному распределяет различные группы, некоторые из них являются высшими, а некоторые низшими.

Луи Дюмон о концепции чистого и нечистого:

Анализируя концепцию чистого и нечистого. У него возникли два вопроса: почему только иерархические группы сталкиваются с этим различием, и если говорить с точки зрения браминов и неприкасаемых, то применимо ли это в равной степени к разделению общества на большее число групп, а затем к его крайнему делению?

Брамины располагались на более высоком уровне, а неприкасаемые — ниже в иерархии. Брамины считались чистыми, а неприкасаемые — нечистыми. Их ограничивали во многих работах и во многих местах. Им не разрешалось разделять пищу, входить в храмы и многое другое.

Дюмон видел изменения, произошедшие благодаря Ганди и после обретения Индией независимости. Тогда неприкасаемость была признана незаконной.

Луи Дюмон о системе варн:

Когда мы говорим о касте, то также имеем дело с системой варн. Дюмон считал, что касты и варны идут рука об руку. Индусы следуют системе варн, в которой перечислены четыре класса: 1) брамины занимают высшее место 2) кшатрии (воины) — второе место 3) вайшьи (купцы) и, наконец, 4) шудры (слуги).

Существует еще одна категория «неприкасаемых», которые исключаются из этих четырех классов и считаются нечистыми.

Согласно Дюмону, касты, находящиеся на более высоких ступенях, пользуются политической, экономической и социальной властью, а касты, находящиеся на низших ступенях, больше всего страдают и подвергаются эксплуатации.

 Луи Дюмон История, политика и религия:

В некоторых своих работах он пытался объяснить, что в мышлении и практике индусов существует единство в отношении нескольких структурных принципов. Он попытался создать единую основу для всех норм и мыслей индусов в их многообразии.

На протяжении всей своей книги он придавал большое значение следующим пунктам:

  1. Индия — это единое целое
  2. Здесь единство гораздо важнее любых идей и ценностей.
  3. В индуизме каста является основным институтом.
  4. Понятие нечистого и чистого является центральным для кастовой системы.
  5. Понятие чистоты и нечистоты происходит из-за иерархии и разделения.
  6. Каста рассматривается как идея, охватывающая всех, и власть дается в соответствии со статусом.
  7. В современном обществе равенство является важным понятием, в отличие от индийского общества, в котором существует иерархия.
  8. Революционной социологии не существует.
  9. В наше время Индия больше «организована», чем «структурирована».

Homo Aequalis: Это была одна из самых выдающихся работ Дюмона. Здесь Дюмон вернулся на Запад, чтобы понять и наблюдать за ценностями и идеологиями западных обществ.  В своей книге он говорит о двух обществах. Первое — холистическое общество, где ключевыми идеями являются социальная иерархия и социальный конформизм.

Второе — индивидуалистическое общество, где основными идеями являются равенство между людьми, но это общество менее заметно.

Критика, с которой столкнулся Дюмон:

  1. Гупта говорит, что понимание Дюмоном иерархии каст неверно.
  2. В некоторых его работах видно, что Дюмон считает, что кастовая система в индийском обществе не изменилась, но на самом деле она изменилась с течением времени.
  3. Бейли и Йогендра Сингх считают, что Дюмон оставил многие ключевые идеи в социологическом подходе, чтобы дать их в социологии развития.
  4. Противоречивые идеи Дюмона о чистоте и нечистоте не являются универсальными.
  5. Дюмон оставил без внимания многие движения протеста, имевшие место в истории Индии, поскольку он подверг сомнению идеологию, стоящую за кастовым делением.
  6. МакКим Марриотт выступил против Homo Hierarchicus, поскольку считает, что все это записано с текстовой точки зрения социальной науки.

После критики он столкнулся с тем, что все же много дал индийской социологии. Идея Дюмона о Homo Hierarchicus оказалась замечательным вкладом в социологию.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий