Ресурсы часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но они являются основой жизни каждого живого организма. Природа может казаться мирной, но она оказывает серьезное воздействие на население из-за неравномерного и искаженного распределения. Это стало причиной многих конфликтов в незапамятные времена. В данной статье объясняется парадигма между ресурсами и конфликтом, а в качестве примера приводится конфликт в Южно-Китайском море.
Природные ресурсы — это ресурсы, которые существуют без каких-либо действий со стороны человечества. Обычно называемые «дарами природы», эти ресурсы часто становились причиной многих вторжений и конфликтов. Мы знаем, что основой империализма была закупка сырьевых товаров, которые поступали от природы, иногда естественным путем, как древесина, а иногда с вмешательством человека, как в сельском хозяйстве. Возможно, в современном мире мы не сталкиваемся с империализмом, но, тем не менее, мы видим многочисленные конфликты, причиной которых являются ресурсы. Ресурсы существуют естественным образом, никто ими не владеет, и поэтому они широко оспариваются. На местном уровне в споре могут участвовать отдельные люди, однако в более широком масштабе в конфликтах, вызванных ресурсами, участвуют национальные государства, международные организации, неправительственные организации и многие другие субъекты. В следующих разделах мы узнаем больше о природных ресурсах и взаимосвязи между ресурсами и конфликтами.
Конфликты, вызванные ресурсами
Пол Коллиер, эксперт по экономике гражданской войны, считает, что около пятидесяти вооруженных конфликтов, активных в 2001 году, были тесно связаны с эксплуатацией природных ресурсов, в которых законная или незаконная эксплуатация способствовала возникновению, усилению или поддержанию насилия (USIP, 2007). Поскольку ресурсы являются базовыми потребностями для выживания народов, а также средством экономики для многих государств, наличие доступа к жизненно важным ресурсам становится неизбежным. В процессе получения ресурсов возникает множество конфликтов. Некоторые ресурсы оказывают влияние на локальном уровне, в то время как другие — на глобальном. Для описания ресурсных конфликтов обычно используются два термина —
- Война за ресурсы — термин относится к конфликтам, возникающим из-за «поиска или обладания критическими материалами», где «критические» ресурсы обычно включают воду, нефть и природный газ, древесину, рыболовство и минералы.
- Проклятие ресурсов — термин, используемый для объяснения парадокса, согласно которому страны с богатыми природными ресурсами часто имеют меньший экономический рост, чем страны, не имеющие природных ресурсов. Ресурсы, приносящие доход, являются наиболее проблемными.
Однако следует отметить, что только один ресурс не может быть источником крупного конфликта. Ресурс может быть одной из многих причин конфликта между двумя сторонами. Эти причины могут быть культурными, историческими, этническими, религиозными, политическими и многими другими. Совместное использование ресурсов на фоне уже существующего конфликта часто обостряет его. Однако есть случаи, когда конфликты утихали с помощью стратегии совместного использования ресурсов.
Однако главный вопрос заключается в том, почему тот или иной ресурс вызывает конфликт.
Причины конфликтов
Природные ресурсы доступны в двух вариантах: либо в дефиците, либо в изобилии. Из-за неравномерного распределения ресурсов возникают конфликты.
Дефицит ресурсов также называют неомальтузианскими взглядами. Согласно книге Колина «Государства, дефицит, гражданские конфликты в развивающемся мире», эта точка зрения утверждает следующее.
«Неомальтузианцы утверждают, что быстрый рост населения, деградация окружающей среды, истощение ресурсов и неравный доступ к ресурсам в совокупности усугубляют бедность и неравенство доходов во многих наименее развитых странах мира. Эти лишения легко трансформируются в недовольство, повышая риск восстаний и общественных конфликтов».
Когда нехватка ресурсов сочетается с нестабильным управлением, то конфликты становятся еще более жестокими. В условиях нестабильной политической ситуации управление и институты, находящиеся в ведении правительства, расположены неправильно. Это может привести к неспособности или неумению правительства обеспечить постоянно растущее население или обеспечить его неравномерно, оставив некоторые слои населения в нищете.
С другой стороны, как подчеркивает пародия на «проклятие ресурсов», наиболее богатые ресурсами страны являются несчастными. Это происходит из-за коррупции, экономической стагнации и жестоких конфликтов за доступ к ресурсам. Особенно легкодоступные товары, такие как минералы (золото, алмазы и другие), древесина, могут быть легко разграблены повстанческими группировками, что наносит еще больший ущерб конфликтам. При изобилии ресурсов большую роль играет право собственности на них. Местное население, которое веками заботилось о ресурсах, претендует на право собственности, основанное на истории, государство также претендует на право собственности, а многочисленные внешние группы пытаются получить право собственности различными методами, вызывая либо внутренние разногласия между местными жителями и государством, либо внешние разногласия между внешними акторами и государством.
Еще одной проблемой в современном мире является истощение ресурсов в глобальном масштабе. С увеличением численности населения и высоких потребностей наряду с основным этапом индустриализации и глобализации увеличилась нагрузка на планету. Эта тенденция, сохраняющаяся во всем мире, еще больше затрудняет справедливый образ жизни и бесконфликтное общество. Поскольку мы сталкиваемся с нехваткой ресурсов, конфликты имеют тенденцию к росту. Чтобы узнать больше о конфликтах, вызванных ресурсами, нам необходимо понять, какие существуют точки зрения на «ресурсные войны».
Три точки зрения на «ресурсные войны
Существует три точки зрения на «ресурсные войны». Конфликты, вызванные ресурсами, могут иметь различные причины, лежащие в их основе, наряду с ресурсами. Чтобы понять связь между ресурсами и конфликтами, существует три точки зрения.
- Геополитическая точка зрения — В этом случае ресурсная война часто связана с межгосударственными конфликтами из-за стратегических ресурсов, таких как нефть. Основная геополитическая точка зрения на ресурсы явно ставит на первое место безопасность снабжения ресурсами богатых стран, вплоть до призывов к военным вторжениям за рубежом или ресурсной автаркии внутри страны (Billon, 2009). Эта точка зрения предполагает милитаризацию цепочки поставок стратегических ресурсов. Лучшим примером этой перспективы является вторжение в Ирак под руководством США в 2003 году.
- Перспектива политической экономии — эта перспектива связывает ресурсы и конфликты с идеей изобилия или дефицита ресурсов. Когда ресурсов становится мало, тенденция к войне возрастает. Политическая и экономическая зависимость от ресурсов оказывает большое влияние на конфликты. С точки зрения политической экономии, исследователи стремились найти общие закономерности в условиях и процессах, связывающих ресурсы и конфликты, а также методологическую строгость с помощью преимущественно количественных исследований (Billon, 2009).
- Перспектива политической экологии — Эта перспектива подчеркивает контекстуализацию, многомерные отношения власти и широкую характеристику ресурсов и способов их производства, циркуляции и потребления (Billon, 2009). Эта перспектива пытается привлечь исторические, идентичные и другие концепции вместо того, чтобы просто сосредоточиться на узких определениях.
Южно-Китайское море — обзор
Южно-Китайское море является стратегически важным морем. Это торговый водный путь, соединяющий Азию с Европой и Африкой. Примерно одна треть мирового судоходства проходит через Южно-Китайское море. Море также известно как дом богатых природных ресурсов. По данным Управления энергетической информации США, в регионе имеется около 90 миллиардов баррелей нефти и 190 триллионов кубических футов природного газа. По другим оценкам, эти цифры гораздо выше. Море также является крупным объектом рыболовства для окружающих стран. На его долю приходится около 10 процентов мирового рыболовства, что делает его одним из важнейших источников продовольствия. Известно, что необитаемые острова Парсел и Спратли также обладают крупными ресурсами, что делает их ценным активом. Их жизненно важное значение для соединения глобальных цепочек поставок, а также обилие богатых природных ресурсов делает их стратегически важным местом. Этот регион оспаривается многими претендентами уже несколько лет. В последнее время конфликт усилился, что делает его одной из главных глобальных проблем.
Согласно Конвенции по морскому праву, каждое государство имеет право на 200 морских миль от своего берега в качестве своих исключительных экономических зон. В этих зонах государства могут эксплуатировать ресурсы моря и морского дна. В регионах, где эти зоны пересекаются, государства должны сотрудничать и извлекать взаимную выгоду из общей зоны. В Южно-Китайском море это еще не сделано. Задержка в правоприменении является одной из причин конфликта. Страны, которые окружают Южно-Китайское море и претендуют на права на море, — это Китай, Филиппины, Вьетнам, Бруней, Малайзия и Тайвань. Кроме Брунея, все остальные страны претендуют на небольшие острова, которые являются частью либо островов Парсел, либо островов Спратли.
Претензии каждой страны основаны на различных доказательствах. По окончании Второй мировой войны ни один претендент не заявил о своих претензиях. Вскоре, в 1946 году, Китай оккупировал несколько островов Спратли. Затем несколько островов заняли Франция и Вьетнам. Один гражданин Филиппин объявил цепь островов Спратли своей собственностью. На протяжении всех этих лет было много претензий, основанных на исторических и традиционных свидетельствах. Море было милитаризовано странами для защиты своих претендующих регионов.
В настоящее время Китай занимает около 80 процентов Южно-Китайского моря в пределах провозглашенной им границы девятипунктирной линии. Вьетнам и Филиппины недовольны китайскими претензиями. Хотя Китай разместил в регионе свой огромный флот Народно-освободительной армии (НОАК), он практически не предпринимает никаких действий. Китай проводит в регионе операции «серой зоны», с помощью которых он пытается запугать своих соседей и завоевать регион. К сожалению, не имея возможности сравниться с количественно огромными ВМС Китая, малые страны либо молчат, либо прибегают к международной помощи. США неоднократно проводили миссии «свободы навигации», которые вызывали недовольство Китая, что привело к ухудшению отношений между двумя странами. По мнению профессора Ренато ДеКастро, на фоне конфликтов между мировыми державами в Южно-Китайском море малые страны могли бы лучше воспользоваться присутствием мировых держав в регионе, не игнорируя их.
Единственным возможным решением конфликта в Южно-Китайском море является установление границ, но достижение общего консенсуса — утомительная задача. Несмотря на трудности, должны быть предприняты шаги для полюбовного существования в регионе, чтобы принести мир для длительного конфликта.
Заключение
Природные ресурсы либо делают, либо разрушают отношения. Будучи одним из самых жизненно важных ресурсов, необходимых для выживания, они необходимы всем живым организмам. Природные ресурсы являются наиболее спорным товаром на этой планете. Если иногда человек борется с человеком за ресурсы, то в других случаях — граждане против правительств или, может быть, люди против животных. Конфликты всегда были частью процесса распределения природных ресурсов, и их еще больше, поскольку мы видим, как природа истощается. Тем не менее, мы должны помнить, что природа — это единственное, что объединяет нас всех. Ресурсы связывают человека с человеком, граждан с правительствами, а людей с животными. Будучи единственным связующим звеном, совместное использование ресурсов много раз разрешало конфликты. Например, длительный политический конфликт в Гватемале по поводу владения землей был разрешен решением о создании биосферного заповедника; пограничные проблемы Перу и Эквадора в районе Кордильера-дель-Кондор были разрешены решением о создании парка мира. Следовательно, для всеобщего блага мы должны попытаться использовать ресурсы для объединения, а не как средство для кровопролития.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Остин, Грег. «Как начался спор в Южно-Китайском море и куда он движется?». The Scroll, 29 июля 2020 года. https://scroll.in/article/968918/how-did-the-south-china-sea-dispute-begin-and-where-is-it-headed
- Биллон, Филипп Ле. «Экономические и ресурсные причины конфликтов». The Sage Handbook of Conflict Resolution, edited by Jacob Bercovitch; Victor Kremenyuk; I. William Zartman, 210-224.Sage Publications, 2009.
- «Природные ресурсы, конфликты и разрешение конфликтов». Вашингтон, округ Колумбия: Институт мира Соединенных Штатов Америки.
- Зака, Халид. «Краткое изложение конфликта в Южно-Китайском море». The Georgia Straight, 10 сентября 2020 г. https://www.straight.com/news/khalid-zaka-a-summary-of-south-china-sea-conflict.