Коммерческое суррогатное материнство в Индии

В этой статье я сосредоточусь на преимуществах и эксплуатации, которые возникают в результате коммерческого суррогатного материнства, законопроекте о суррогатном материнстве (регулирование) и семейной динамике пары, планирующей зачатие, и суррогатной матери посредством размышлений и анализа.

Введение: Деторождение, как утверждается, является одним из самых важных этапов в жизни супружеской пары. Рождение ребенка считается символом нового начала и позволяет супружеской паре активно работать над созданием и адаптацией к социальному институту «семья». В индийском обществе деторождение тесно связано с продолжением рода семьи, а сам ребенок рассматривается как источник дающей и ответной любви, заботы и поддержки. Согласно перспективе развития семьи, семья рассматривается как единица анализа, которая изменяется предсказуемым образом. Рождение ребенка является одним из таких этапов, который приводит к предсказуемым изменениям. (примечания к уроку)

В связи с тем, что этому этапу деторождения придается большое значение и предсказуемость, проблемы бесплодия часто становятся серьезными семейными стрессами и препятствиями. Согласно отчету Центра социальных исследований, бесплодие влияет на «фундаментальные чувства» людей и на то, какой они считают свою роль в семье. Оно влияет на восприятие своей идентичности и чувство самореализации. (Кумари, 2012) В отчете Times of India за 2018 год говорится, что 27,5 миллиона пар в Индии сталкиваются с проблемой бесплодия. Далее в докладе приводился рассказ 36-летней Шрути Синха, которая заявила, что «быть бездетной — это эмоционально и физически мучительно». (Sharma, 2018)

Эта неспособность иметь детей в сочетании с желанием произвести и сохранить свои гены приводит нас к такому явлению, как суррогатное материнство.

В этой статье я сосредоточусь на преимуществах и эксплуатации, которые возникают в результате коммерческого суррогатного материнства, законопроекте о суррогатном материнстве (регулирование) и семейной динамике пары, намеревающейся завести ребенка, и суррогатной матери посредством размышлений и анализа.

Понятие суррогатного материнства

Суррогатное материнство происходит от латинского слова «surrogatus», что означает «назначенный действовать вместо». Суррогатное материнство часто сопровождается такими словами и выражениями, как «заменитель» и «аренда матки», и определяется как договорное соглашение между женщиной (суррогатной матерью) и планирующей беременность парой, страдающей бесплодием. Суррогатная мать соглашается выносить и родить ребенка для пары, которая затем становится законным опекуном ребенка. После родов суррогатная мать получает вознаграждение. Таким образом, суррогатное материнство включает в себя женщину, которая выступает в качестве суррогатной матери или «замещающей матери» для другой женщины (или пары), которая сталкивается с проблемами деторождения. (Суррогатное материнство: история и концепция, n.d.)

В основном существует два вида суррогатного материнства — традиционное и гестационное суррогатное материнство.

Традиционное суррогатное материнство происходит, когда яйцеклетка суррогатной матери оплодотворяется спермой мужа (планирующей пары) посредством процедуры, называемой искусственным оплодотворением. В этом случае суррогатная мать становится генетической и гестационной матерью ребенка. Это происходит в ситуациях, когда предполагаемая мать не способна производить фертильные яйцеклетки и вынашивать беременность. (Суррогатное материнство: история и концепция, n.d.)

Гестационное суррогатное материнство происходит, когда яйцеклетки предполагаемой матери извлекаются и сливаются со спермой мужа в процессе ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), а затем подсаживаются в матку суррогатной матери, которая вынашивает беременность. В этом случае суррогатная мать становится гестационной матерью, а будущая мать — генетической матерью ребенка. Это происходит в тех случаях, когда будущая мать не в состоянии выносить беременность. (Суррогатное материнство: история и концепция, n.d.)

Суррогатное материнство может осуществляться в основном для двух целей, а именно: альтруистической (осуществляется родственником/другом пары по альтруистическим причинам, таким как дружба) и коммерческой (осуществляется за деньги и вознаграждение).

Коммерциализация суррогатного материнства

Суррогатное материнство в Индии сильно коммерциализировано, что превратило его в прибыльный бизнес для многих. Такая высокая коммерциализация суррогатного материнства привела к созданию тысяч клиник по легальному и нелегальному лечению бесплодия по всей стране. Среди них район Ананд в штате Гуджарат, который зарекомендовал себя как ведущий производитель детей и создал репутацию «фабрики младенцев». Женщины Гуджарата занимаются суррогатным материнством как профессией и хотят зарабатывать этим средства к существованию. Помимо Гуджарата, такие мегаполисы, как Дели и Мумбаи, также расширяют свой бизнес суррогатного материнства. (Кумари, 2012)

Такая активная коммерциализация создала индустрию стоимостью 2,3 миллиарда долларов, согласно данным CII. Кроме того, по данным ICMR, каждый год с помощью коммерческого суррогатного материнства рождается около 2000 детей. (Ghosh, 2020)

Явление под названием «репродуктивный туризм» возникло в 2012 году, когда пары со всего мира, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, начали приезжать в Индию, чтобы воспользоваться услугами суррогатного материнства. Индия стала центром суррогатного материнства в основном по четырем причинам — достаточное медицинское оборудование, дешевые цены, отсутствие строгих законов и регулирования деятельности клиник ВРТ и, наконец, большое количество женщин, готовых стать суррогатными матерями за деньги. (Surrogate Motherhood: History and Concept, n.d.) Поэтому Индия получила всемирное признание как «центр суррогатного материнства».

В наши дни, чтобы понять, что такое суррогатное материнство, необходимо изучить законы, которые его регулируют. Впервые опубликованный в 2016 году, законопроект о суррогатном материнстве (регулирование) 2019 года обрушился на этот суррогатный бизнес и запретил коммерческое суррогатное материнство. Две основные особенности этого законопроекта: во-первых, он ограничивает и фильтрует пары, которые могут обращаться за суррогатным материнством, то есть он запретил всем иностранным парам, гомосексуальным парам и одиноким людям обращаться за суррогатным материнством. Во-вторых, он запретил коммерческое суррогатное материнство и разрешил продолжение только альтруистического суррогатного материнства другом/родственником планирующей пары. Таким образом, бизнес женщин, требующих деньги в обмен на суррогатное материнство, теперь будет запрещен. Помимо этого, законопроект также устанавливает различные условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы законно претендовать на роль суррогатной матери. (Синха, 2019)

Когда мы рассматриваем практику, процедуру и процесс суррогатного материнства в Индии, мы, скорее всего, столкнемся с множеством противоречивых мнений, одни из которых категорически выступают против коммерческого суррогатного материнства, а другие считают, что суррогатное материнство — это чудо в жизни многих людей. Законопроект о суррогатном материнстве вызвал дискуссию между теми, кто выступает за, и теми, кто выступает против коммерческого суррогатного материнства.

Преимущества коммерческого суррогатного материнства

«Бесплодный получает ребенка, разорившийся получает бонус» — эти фразы, связанные с суррогатным материнством, утверждают, что суррогатное материнство, как контракт, выгодно для обеих сторон. Существует множество свидетельств женщин по всей стране, которые утверждают, что суррогатное материнство позволило им содержать семью, расплатиться с долгами и заработать на жизнь. (Кумари, 2012)

Суррогатная мать по имени Латха из города Ананд рассказывает о том, что деньги, полученные от родов, позволят ей купить дом своей мечты. Другая суррогатная мать по имени Гита рассказывает о том, как получение денег от суррогатного материнства позволит ей выкупить у банка заложенную семейную недвижимость. Обе эти женщины работают в клинике ЭКО Akanksha доктора Наяны Патель, которая является самой известной и знаменитой клиникой по лечению бесплодия в стране. К 2015 году эта клиника приняла около 1000 родов, а ее оборот составил 24,5 кроры. В отчете об этой клинике приводятся свидетельства более 750 суррогатных женщин, которые воспользовались полученными деньгами. (Kumar, 2015)

С точки зрения либерального феминизма, коммерческое суррогатное материнство подчеркивает контроль и автономию женщин над собственным телом. Он утверждает, что женщине должно быть позволено делать со своим телом все, что она пожелает. Запрет на участие женщин в коммерческом суррогатном материнстве лишит их репродуктивной и демократической свободы. Либеральные феминистки также осознают, что из-за отсутствия регулирования суррогатное материнство часто может превратиться в эксплуатацию, поэтому они выступают за суррогатное материнство и его регулирование. (Surrogate Motherhood: History and Concept, n.d.) «Это мое тело, я должна иметь возможность использовать его для получения дохода», — говорит 40-летняя женщина в интервью India today, потому что законопроект показался ей посягательством на ее тело.

Для того чтобы понять, насколько деньги важны для этих суррогатных матерей, необходимо взглянуть на их профиль и биографию. Отчет КСО предполагает, что большинство этих женщин происходят из семей с низким уровнем дохода и занимаются суррогатным материнством, чтобы заработать деньги, на которые у них могут уйти годы. (Кумари, 2012) 64% женщин, которые становятся суррогатными матерями, не имеют образования, а 88% из них являются представительницами низших слоев общества. (Суррогатное материнство: история и концепция, n.d.)

Это говорит о том, что суррогатное материнство позволяет этим женщинам зарабатывать от 5 до 7 лакхов за роды и дает им возможность обеспечивать свои семьи. (Kumar, 2015) Структурно-функциональная перспектива дает нам возможность определить этих женщин как выполняющих основную функцию экономической поддержки своих семей. (Аасима, 26 лет, работающая в клинике Наяны Патель, рассказывает о том, как она занимается суррогатным материнством, чтобы ее дочь могла ходить в английскую среднюю школу и носить хорошую одежду (Doshi, 2016).

Помимо денег, эти женщины получают и другие подарки и услуги. В клинике доктора Наяны Патель эти женщины получают консультации о физических и эмоциональных рисках, связанных с суррогатным материнством, им также предоставляется бесплатное жилье, диета, за которой следят диетологи, возможность обучаться на курсах английского языка, вышивки и косметических услуг. (Кумар, 2015) Во многих случаях эти женщины также получают подарки от будущих пар. Наиля, суррогатная мать, рассказывает о своем положительном опыте суррогатного материнства для сингапурской пары, которая подарила ей одежду и продукты питания на день рождения (Doshi, 2016).

Кроме того, в статье, опубликованной в 2016 году в газете Times of India, МКМР сообщил, что не было зарегистрировано ни одного случая эксплуатации суррогатных матерей. Гинеколог д-р Раджни заявил, что правительству следовало бы провести диалог с суррогатными матерями, прежде чем предполагать, что их эксплуатируют, и вводить полный запрет. (Sharma, 2016)

С другой стороны, различные пары смогли создать новую семью и благодарны таким услугам, как суррогатное материнство, которые позволили им это сделать. Одна пара в клинике доктора Наяны Патель была бездетной в течение 23 лет брака и обратилась за суррогатным материнством, после чего они наконец смогли завести собственного ребенка. «Мы счастливы, что у нас теперь есть ребенок», — сказал муж после того, как потратил большую сумму денег на суррогатное материнство. (Кумар, 2015)

Таким образом, можно считать, что суррогатное материнство помогает обеим сторонам: суррогатные матери используют деньги для удовлетворения потребностей своей семьи, а планирующая пара получает ребенка.

Эксплуатация в результате суррогатного материнства

«Я бы не сделала этого» — суррогатная мать по имени Иша Деви из Агры утверждает, что она решила заняться суррогатным материнством только потому, что ее семья была в долгах, а ее муж попал в аварию. (McCarthy, 2016)

Когда был опубликован законопроект о суррогатном материнстве 2016 года, было сделано заявление, что это сделано для защиты тысяч индийских суррогатных матерей, которые подвергаются эксплуатации в этом высоко коммерциализированном и приносящем деньги бизнесе суррогатного материнства.

Когда дело доходит до подписания и понимания договоров о суррогатном материнстве, большинство женщин не знают точной информации в договоре, поскольку он обычно на английском языке или потому, что он не зачитывается им должным образом. Исследование, проведенное Human Rights Law Network в 2012 году, изучило 65 суррогатных матерей из города Ананд, штат Гуджарат, которые заявили, что они знают только три вещи о контракте: во-первых, если что-то пойдет не так, они будут нести ответственность, поскольку именно они хотели получить деньги; во-вторых, им не дадут никаких дополнительных денег и, в-третьих, в особых случаях они могут получить дополнительные деньги. Кроме того, ни у одной из суррогатных матерей не было копии контракта. Когда исследователи обратились за контрактом в клинику доктора Наяны Патель, они заметили, что некоторые условия, такие как инъекции, кесарево сечение, минимальная компенсация и продолжительность контракта, не были перечислены.  Далее в деле приводятся рассказы трех женщин, Судхай, Катуджал и Бхану, которых заставили рожать путем кесарева сечения, не получив от них предварительного разрешения и несмотря на то, что они могли рожать естественным путем. (HRLN, 2012)

Эта информация противоречит утверждениям о том, что женщины имеют полную автономию и контроль над своим телом, поскольку многих суррогатных матерей заставляют принимать определенные гормональные инъекции и рожать через кесарево сечение без предоставления всех деталей контракта. (HRLN, 2012)

Кроме того, многие женщины не получают никаких денег в случае выкидыша. Некоторые пары ищут более одной суррогатной матери и используют таблетки для выкидыша, чтобы избавиться от «менее жизнеспособных плодов». Одна суррогатная мать, которой давали таблетки для выкидыша, не имела представления о том, что это за таблетки, и ее заставили поверить, что выкидыш произошел из-за ее собственной неосторожности. Более того, этой суррогатной матери не было предоставлено никакой компенсации. Этот рассказ был подтвержден исследованием HRLN, в котором также приводилась подобная информация. (McCarthy, 2016)

«Беременность ценна, мать — нет», — говорит Манаси Мишра, руководитель Центра социальных исследований, в своем исследовании, посвященном суррогатному материнству. Она считает, что риски, которые берут на себя женщины, становясь суррогатными матерями, часто перевешивают денежные выгоды, которые они получают. (McCarthy, 2016)

Существует также противоречивая информация о том, что женщинам платят всего 1-3 лакха рупий по сравнению с 5-7 лакхами рупий, о которых говорят клиники по лечению бесплодия. (HRLN, 2012)

Эти женщины не получают никаких эмоциональных консультаций, а также не информируются о факторах риска, связанных с прохождением этой процедуры. Обычно они принимают до 21 гормональной инъекции в день, но им не говорят о том, что вводится внутрь. Многие из них считают, что их вводят, чтобы «остыть». (HRLN, 2012)

42-летняя суррогатная мать в Дели скончалась из-за серьезных медицинских осложнений. Из ее истории болезни выяснилось, что у нее были диагностированы гидроцефалия, туберкулез и депрессия — все это она скрыла от агентства, чтобы получить работу суррогатной матери и иметь возможность зарабатывать деньги. (Эльза, 2019)

Все эти факторы указывают на то, что суррогатные матери подвергаются эксплуатации, поскольку их согласие не берется на медицинские процедуры, они не знают о своих контрактах и не имеют автономии над собственным телом. Более того, они также сталкиваются с экономической эксплуатацией со стороны различных клиник по лечению бесплодия и посредников. Самым неучтенным фактором является психическое здоровье этих суррогатных матерей и то, как они справляются с физическими и медицинскими процедурами, которые им приходится проходить.

Семейный аспект суррогатного материнства

Если рассматривать обе стороны, то есть суррогатную мать и будущую пару, то можно сделать вывод, что обе они придают большое значение институту семьи. С одной стороны, суррогатная мать берется за эту работу, чтобы заработать деньги и обеспечить экономическую поддержку семье. С другой стороны, суррогатная пара проходит процедуры и платит деньги, чтобы создать семью.

Более того, в этом процессе суррогатная мать часто подвергается общественному давлению и стигме, из-за чего они живут в жилье, предоставляемом клиникой, и лгут о своей работе. Исследование также показало, что после рождения ребенка мужья и дети некоторых суррогатных матерей отдаляются от них. В некоторых случаях вся семья разрывает контакты с родственниками, чтобы избежать общественного осуждения.

С другой стороны, в новостном репортаже в Times of India, 2012, рассказывалось о том, как женщины, обращающиеся к суррогатным матерям, часто используют фальшивые животы в течение 9 месяцев, чтобы показать своим семьям и родственникам, что они беременны, и что это особенно распространено в семьях NRI или традиционных семьях.

В обоих случаях мы можем наблюдать, что большое внимание уделяется репродуктивной этике женщины (Kumari, 2012).

Размышления

Проведя анализ и обзор литературы, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, существует огромное количество противоречивых мнений относительно суррогатного материнства и его процедур. Это особенно видно на примере самой известной клиники суррогатного материнства — Akanksha Наяны Патель, где некоторые женщины рассказывают о том, как их жизни были спасены благодаря этому суррогатному материнству и как им предоставляются консультации, а некоторые говорят о том, что им не сообщили даже основных деталей контракта, не говоря уже о консультациях.

Во-вторых, как предполагает либеральная феминистская точка зрения, суррогатное материнство действительно позволяет женщинам контролировать свое тело. Однако в Индии суррогатное материнство крайне нерегулируемо, поскольку суррогатные матери не дают информированного согласия, не получают консультаций, не получают достаточной компенсации и им не рассказывают об эмоциональных и физических рисках, к которым может привести суррогатное материнство. Таким образом, эти суррогатные матери подвергаются эксплуатации из-за своей работы. Более того, запрета коммерческого суррогатного материнства недостаточно, поскольку это может заставить различные предприятия уйти в подполье, в результате чего эксплуататорский характер суррогатного материнства многократно возрастет и станет труднее для изучения и исследования.

Наконец, в связи со сложностью ситуации, можно провести сравнение этого коммерческого запрета на суррогатное материнство с запретом 2005 года на танцевальные бары Бомбея, поскольку, несмотря на то, что большое количество женщин получали деньги, сама индустрия была в значительной степени эксплуататорской.

В заключение следует отметить, что из-за высококоммерческого характера суррогатного материнства в Индии, тела суррогатных матерей подвергаются коммерциализации и компрометации в процессе суррогатного материнства. В стране не хватает медицинских учреждений, осведомленности о самой процедуре и о том, какие риски она несет. Правительство не должно полностью запрещать коммерческое суррогатное материнство, поскольку это не только увеличивает вероятность эксплуатации, поскольку бизнес переходит в подполье, но и лишает женщин самостоятельности в отношении своего тела. Различные критики также говорят, что запрет коммерческого суррогатного материнства противоречит статье 21 конституции, которая предоставляет гражданам право на частную жизнь, включающую компонент деторождения. Более того, этот внезапный запрет также лишит многих средств к существованию. Поэтому необходимо регулировать эту отрасль и принять меры для того, чтобы суррогатные матери были более осведомлены о своих правах и процедурах, чтобы предотвратить их эксплуатацию. В случае, если запрет все же будет введен из-за неспособности обуздать эксплуатацию, женщинам и их семьям должна быть предоставлена компенсация и альтернативные возможности трудоустройства.

 

Ссылки

Конспекты занятий

Доши, В. (2016). ‘Мы молимся, чтобы эта клиника осталась открытой’: Суррогатные матери Индии опасаются трудностей из-за запрета на эмбрионы. Получено 23 марта 2020 г. с https://www.theguardian.com/world/2016/jan/03/india-surrogate-embryo-ban-hardship-gujarat-fertility-clinic.

Эльза, Е. (2019). Индия: Смерть суррогатной матери заставляет беспокоиться о чрезмерной эксплуатации. Получено 23 марта 2020 г. с https://gulfnews.com/world/asia/india/india-surrogates-death-leads-to-concern-over-exploitation-1.1570016221013.

Гхош, А. (2020). Explained: Уточнение законопроекта о суррогатном материнстве. Получено 23 марта 2020 г. с https://indianexpress.com/article/explained/fine-tuning-the-surrogacy-bill-6261564/.

HRLN. (2012). Суррогатное материнство в Ананде: A Fact-Finding Report [Ebook] (pp. 1-35). Правовая сеть по правам человека. Получено с сайта http://www.hrln.org/hrln/images/stories/pdf/RR-fact-findings-reports-8.pdf.

Кумар, В. (2015). Давая новую жизнь многим бездетным парам и средства к существованию для женщин, сдающих в аренду свою матку. Получено 23 марта 2020 года, с сайта http://www.theweekendleader.com/Success/2280/joy-to-couples.html.

Кумари, Р. (2012). Суррогатное материнство: Этическое или коммерческое [Электронная книга] (стр. 17-98). Нью-Дели: Центр социальных исследований. Получено с сайта https://wcd.nic.in/sites/default/files/final%20report.pdf.

Маккарти, Дж. (2016). Страница NPR Choice. Получено 23 марта 2020 г. с https://www.npr.org/sections/goatsandsoda/2016/09/18/494451674/why-some-of-indias-surrogate-moms-are-full-of-regret.

Шарма, К. (2018). 27,5 миллионов пар в Индии страдают от бесплодия — Times of India. Retrieved 23 March 2020, from https://timesofindia.indiatimes.com/life-style/parenting/getting-pregnant/27-5-million-couples-in-india-suffering-from-infertility/articleshow/63938393.cms.

Шарма, Р. (2016). ‘No complaint received about surrogate exploitation’ | Ahmedabad News — Times of India. Retrieved 23 March 2020, from https://timesofindia.indiatimes.com/city/ahmedabad/No-complaint-received-about-surrogate-exploitation/articleshow/53886097.cms.

Синха, К. (2019). Является ли законопроект о суррогатном материнстве регрессивным? Retrieved 23 March 2020, from https://www.indiatoday.in/india-today-insight/story/surrogacy-bill-2019-whose-womb-is-it-1595195-2019-09-04

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ИСТОРИЯ И КОНЦЕПЦИЯ. [Ebook] (pp. 34-66). Retrieved from https://shodhganga.inflibnet.ac.in/bitstream/10603/57389/8/08_chapter%202.pdf

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий