Касты среди других религий: Мусульмане и христиане

Каста — это социальная стратификация, при которой люди группируются по признаку богатства, рода занятий или социального статуса. Для нее характерны эндогамия (брак внутри одного класса), наследование рода занятий и социального статуса. Слово «каста» происходит от португальского слова «CASTA», что переводится как «родословная». Каста обычно называется джати (что означает «рождение») и определяется как строго регламентированная социальная общность, в которую человек попадает с рождения. Мы все знаем, что кастовая система действительно преобладает в Индии. Но это явление характерно и для многих других стран, таких как Китай, Япония, Корея, Непал и Шри-Ланка. В Индии, используя только имена, можно определить около 2 000 каст. Фамилии большинства людей раскрывают их касту.

«Если шудра с презрением (т.е. без должного уважения) упомянет имя и класс дваждырожденного, ему в рот должен быть вбит железный гвоздь длиной в десять пальцев». (Манусмрити)

Манусмрити, древнее индуистское священное писание, в котором говорится об индуистских законах, как считается, впервые упоминает касты. В нем говорится о разделении народов на 4 касты — браминов, кшатриев, вайшьев и шудр. Эта иерархия, по мнению людей, возникла благодаря Господу Брахме (творцу). Считается, что брамины были созданы из головы Брахмы, кшатрии — из его рук, вайшьи — из его бедер, а шудры, составляющие большинство, — из его ног. Брамины — это священники и учителя, а кшатрии — правители и воины. Вайшьи — это меркантильный класс, а остальные люди — шудры. Эта классификация людей играла важную роль в определении социально-экономического положения человека. Шудры считались самыми низкими, а брамины — самыми благочестивыми. Эта иерархия была доведена до крайности в сельской местности. Там колодцы и храмы были недоступны для низших каст; низшие касты должны были жить вдали от высших каст. Там экзогамия считалась табу. Никто не мог переходить из одной касты в другую. Высшие касты вели помпезную жизнь, а низшие касты были подавлены.

Эта четырехчастная классификация наблюдается на поверхностном уровне. На самом деле каст гораздо больше. Существует около 5 000 каст, которые классифицируются на региональном уровне. Удивительно в кастовой системе то, что люди верят, что все это является следствием кармы (поступков) человека в предыдущем рождении. Они также верят, что если у человека нет хорошей кармы сейчас, то в следующем рождении он будет отнесен к низшим кастам.

Еще одна община, существующая в Индии, — далиты (что означает «угнетенные»). Махатма Ганди использовал для обращения к ним термин «хариджан» (дети Бога). Эти люди считались неприкасаемыми и на протяжении веков подвергались угнетению со стороны других каст. В сельских районах Индии и сегодня есть места, где это практикуется. Для их улучшения многие меры позитивного действия были включены в Конституцию Индии доктором Б.Р.Амбедкаром, одним из немногих далитов, добившихся успеха. Он написал книгу «Уничтожение каст», в которой содержалось огромное количество претензий к индуизму. Пытаясь исправить историческую ошибку, он добился того, что дискриминация по признаку касты была запрещена законом. Он также добился того, чтобы этим обездоленным людям были предоставлены равные возможности, введя квоты на образование и работу. Эти квоты были распространены правительством и на многие другие общины. Одной из причин такого расширения является политика «банка голосов», т.е. правительство получает голоса от общин, которым предоставлены квоты. На данный момент кастовая система не очень заметна в городских районах. Но в сельской местности следы этой практики присутствуют.

Касты в исламе:

Кастовая система у мусульман является результатом индуизма в том смысле, что мусульмане не только в Индии и Пакистане, но и в других странах Южной Азии — бывшие индусы, принявшие ислам, но пожелавшие сохранить свою индуистскую культуру и традиции, несмотря на эгалитаризм в исламе.

В Южной Азии мусульмане делились на ашрафов (что в переводе с арабского означает «знатные люди») и неашрафов. Ашрафы претендуют на более высокий статус, обусловленный их иностранным происхождением, и далее классифицируются как сайиды, шейхи, пуштуны и моголы. Сайиды считаются потомками Мухаммеда через его дочь Фатиму и зятя Али. Шейхи в основном являются потомками персов и арабов. Среди шейхов также было несколько раджпутов, принявших ислам. Пуштуны — пуштуноязычные народы Афганистана и части Пакистана. Моголы — это турки, которые пришли в Индию вместе с правителями Моголов. Неашрафы — люди, перешедшие из индуизма в ислам. У них была иерархия, в которой на вершине находились новообращенные представители высшей индуистской касты, в основном раджпуты (при условии, что они не были причислены к шейхам). Следующими были индусы-ремесленники, принявшие ислам, среди которых были кузнецы, ткачи, плотники и т. д. В самом низу иерархии находились неприкасаемые, которые продолжали заниматься своими прежними профессиями. Эти люди также придерживались эндогамии, как и индусы.

Комменсализм (практика совместной еды) не принят между ашрафами и неашрафами, т.е. индусами и мусульманами. Также она не принята между различными кастами неашрафов. Кроме того, практика эндогамии не так очевидна в исламе из-за практики бияхдари. В этом случае браки заключаются в пределах семьи. Например, мужчина может жениться на дочери брата своего отца.

Касты в христианстве:

Касты распространены и в христианстве. Эта классификация основана на кастовой принадлежности человека на момент его обращения, а если нет, то на обращении его предков. Христиане в Индии, хотя и разделены по кастам, могут есть вместе и молиться вместе. Но существует твердое и неукоснительное правило, согласно которому они не вступают в брак между кастами. Кастовая система у христиан объясняется двумя причинами: 1. Влияние индуизма и 2. Их собственная внутренняя классификация.

Была проблема смены религий людей по сравнению с существующими социальными ситуациями, которые создали касты, что сейчас наблюдается в христианстве. Сирийские христиане (высшая каста) Кералы утверждают, что они являются потомками святого апостола Фомы (который принадлежал к I веку нашей эры). Изначально они имели очень высокий социальный статус, но после обращения в мусульманство они потеряли свой первоначальный статус из-за окружавших их индусов. Позже, после того как Васко да Гама открыл морской путь в Индию, европейцы прибыли в Индию в 16 веке и обратили в христианство многих рыбаков на побережье Малабара. Эти люди сильно отличались от новообращенных сирийцев, что привело к появлению двух каст. Затем Роберт де Нобили, который был иезуитом, изучил тамильский и санскрит и вел жизнь аскета (садху). Он отделился от португальских миссионеров, которые пытались обратить в христианство рыбаков из низших классов, и был принят высшими классами. Это, однако, сделало его жертвой богохульства. Позже, в 19 веке, протестанты пришли в Индию и распространились как лесной пожар. Они убеждали людей принять христианство, а также смириться с социальными изменениями, которые последовали за этим. Из-за кастовой системы в индуизме, которая подавляла низшие касты, многие люди, принадлежавшие к низшим кастам, приняли христианство.

Как и в любой другой религии, кастовые системы искореняются благодаря образованию и многим другим факторам. Но все еще есть случаи, когда консервативные христиане не садятся на молитву в католических церквях вместе с людьми из других каст.

Конституция Индии запрещает такую дискриминацию через статью 15 (которая запрещает дискриминацию по признаку касты) и статью 17 (которая объявляет практику неприкасаемости незаконной). С тех времен, когда каста была почти смертельно опасна, в сознании людей произошли парадигмальные изменения. Хотя защитная дискриминация существует, не все знают о существовании этих положений. Даже сегодня во многих деревнях запрещены межкастовые браки, далиты трогают утварь, принадлежащую другим жителям деревни, священники-далиты участвуют в ритуалах, проводимых в недалитских районах, а лидеры панчаятов из далитов пьют чай из чашек, предназначенных только для далитов, или не пьют чай вообще. Однако дискриминация между кастами резко сократилась, и это похвально. Надеемся, что в скором времени Индия сможет увидеть еще лучшие дни, когда все будут равны и никто не будет чувствовать себя неуверенно из-за своего социального статуса.

Ссылки:

Учебник по истории для 1-го курса средней школы (TSBIE)

https://scroll.in/article/876000/is-the-caste-system-deep-rooted-among-christians-in-india-a-kerala-bishop-stirs-up-a-hornets-nest

https://www.britannica.com/topic/Christian-caste

https://yourstory.com/2016/06/caste-india

https://booksandideas.net/Muslim-Castes-in-India.html

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий