Карл Поланьи родился 25 октября 1886 года в столице Австро-Венгерской империи Вене. Он основал кружок «Галилей» в Будапештском университете и вместе с группой интеллектуалов активно участвовал в раскрытии потенциала социальных наук, что оказало огромное влияние на венгерскую интеллектуальную жизнь. В 1908 году Поланьи получил степень доктора философии, а к 1912 году окончил юридический факультет.
В 1914 году он был одним из основателей Венгерской радикальной партии и занимал пост ее секретаря. В этот период ему пришлось вступить в австро-венгерскую армию в качестве кавалерийского офицера для участия в первой мировой войне. Но вскоре ему пришлось уволиться, и он вновь активно занялся политической деятельностью. Вскоре по политическим причинам ему пришлось бежать из Венгрии. В Вене он 10 лет работал журналистом, писал комментарии по экономическим и политическим вопросам и встретил свою жену Илону Дучиньскую.
В 1930-х годах Поланьи эмигрировал в Англию для работы в журнале «Сосуществование», а затем, в 1940 году, переехал в США, став профессором экономики в Колумбийском университете до 1953 года. За свою жизнь он работал как историк экономики, экономический социолог, политический лидер, исторический социолог, философ, политический экономист и экономический антрополог вплоть до своей смерти 23 апреля 1964 года.
- Его основной вклад в развитие экономической антропологии заключается в книге «Великая трансформация», которая считается классикой социологической мысли. Он работал над созданием общего представления о функционировании экономических отношений в рамках различных социальных моделей. Он утверждал о возникновении рыночных обществ в Европе и выступал против традиционной экономической мысли.
- Он написал три книги о рыночной экономике как особой форме социальной организации. Великая трансформация (1944) была основана на 1919-го века рыночной экономики. Поланьи подчеркивал, что у этого типа рыночной экономики нет долгосрочного будущего, поскольку она социально расколота. Он сосредоточился на нерыночных формах общества и разработал концептуальную модель нерыночной экономики в своей работе «Торговля и рынки в ранних империях» (1957). Он изучал экономическую структуру государства-экспортера рабов в Дагомее и работорговлю (1966).
- Он попытался заложить основу для общей теории сравнительной экономики, в которой были бы представлены все экономики прошлого и настоящего.
- Он нашел культурный подход к экономике, подчеркивающий, как экономика встроена в общество и культуру. Этот подход, известный как субстанциональный, популярен в антропологии, политологии, экономической истории и экономической социологии, но противостоит мейнстримной экономике.
- До 1919-го века, по его мнению, экономическая система в обществе была основана не на рыночных принципах обмена, а скорее на отношениях. Он рассматривал экономический процесс не как причинно-следственную связь, а как реакцию на социальные изменения.
ВЕЛИКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
- Великая трансформация» — это рассказ о взлетах и падениях, которые происходили в рыночном обществе. В ней изображен процесс огораживания и формирования новой экономической системы в девятнадцатом веке.
- В этой работе он настаивает на том, что переход Англии к рыночному обществу от коммерциализированного общества не был ни неизбежным, ни результатом эволюционного процесса.
- Он рассказывает о конфликте между императивами капиталистической мировой экономики и стремлением к социальному благополучию в рамках национальных государств.
- Обмен, перераспределение и взаимность всегда существовали в различных социальных институциональных формах, но в 1919-го века на Западе принцип структурирования общества сменился на ценовой механизм и мотив прибыли, а не на обсуждение и диалог различных социальных интересов и проблем, поскольку земля, труд и деньги постепенно стали товаром.
- Поланьи критикует классических экономистов за их утверждение, что природа человечества заключается в «бартере, грузоперевозках и обмене». Принцип разделения труда, ведущий к рыночной экономике, рассматривается в его книге как «заблуждение» и «почти полностью апокриф» (Polanyi 1944, pp.44 -45).
- Он говорит, что современные теории экономики и общества опираются на ложные утверждения классиков, а концепция рынка ослабляет принципы человечности.
- Путем коммодитизации товаров, труда и земли расчлененная рыночная экономика Англии угрожала снять «защитный покров культурных институтов», оставив простых людей «погибать от последствий социального воздействия». (Polanyi 1944,72-3).
- Он считал, что рыночное общество является социально и экологически неустойчивым, а также нежелательным. На протяжении всей книги он подчеркивал необходимость плановой социалистической экономики.
Его идеи и необычный подход к экономическим исследованиям заложили основу для новых направлений исследований антропологов. Он оказал значительное влияние на экономическую историю и антропологию, создав иной способ мышления об экономике и обществе.
Поланьи считается отцом концепции встроенности, которая означает, что экономика погружена в социальные отношения и не может быть отдельной областью общества в целом.
Он игнорировал социальные изменения, вызванные либерализмом, а также равенство в условиях свободы и либерального прогресса, и использовал демократию таким образом, что рынок стал взаимно противоположным и очернил либералов вместе с демократией.
Хотя он задавал правильные вопросы, но не смог дать на них правильные ответы, когда сказал, что рынки не играли важной роли в ранних человеческих обществах.
Тем не менее, его работа остается важным вкладом в развитие общественных наук, а также ценным руководством по экономической истории человеческого развития.
Источник:
http://www.newworldencyclopedia.org
https://www.britannica.com/biography
https://en.wikipedia.org/wiki