АБСТРАКТ: Слово «марксизм» имеет очень пугающую коннотацию, связанную с ним. Конечно, природа этого триггера у разных людей может быть разной, но не секрет, что марксизм оставил неизгладимый след на всем человеческом обществе. Почти каждая основная философия в мире испытала на себе влияние марксистского обоснования, что не может не удивлять, учитывая, что идеи экономической эксплуатации и господства одного класса людей являются реальностью почти в каждой сфере человеческой жизни. В этой статье предпринята попытка проследить развитие социалистической мысли во всем мире.
Марксистские школы мысли
Работы знаменитого экономиста и социального теоретика Карла Маркса (1818-83) были ответственны за революцию в общепринятом понимании западного и, в конечном счете, глобального общества, с момента их появления в 19 веке.19-м веке. Как и любая классическая теория, со временем оригинальные идеи Маркса нашли у своей аудитории как должную оценку, так и жесткую критику, которые в совокупности стали известны как «марксистские школы мышления». Для простоты понимания развитие марксистской философии можно разделить на четыре основные школы: Марксизм
Марксизм: Диалектический материализм, теория отчуждения и классов
Идеи Маркса и, в конечном итоге, его ближайшего помощника Фридриха Энгельса (1820-95) составляют суть коммунистической философии. Благодаря влиянию работ немецкого философа-идеалиста Г.В.Ф. Гегеля, Маркс был глубоко заинтересован в понимании сложностей человеческого общества через работу «диалектики» — обсуждение идей через серию противоречий и споров с целью установления одного вида истины.
Однако Маркс не согласился с Гегелем в его отношении к идее «диалектики» в том смысле, что Гегель, как и его последователи, включал ее только в сферу идеализма, в то время как Маркс настаивал на том, что она применима и в реальном мире. Согласно Джорджу Ритцеру (2010), в то время как Гегель включал диалектику только в абстрактное понимание «сознания», Маркс твердо верил, что она актуальна в основном в материальном или физическом мире.
- Диалектический и исторический материализм:
Марксова теоретизация материализма дает представление о его споре с Гегелем. Проще говоря, Маркс придавал большее значение физическому, а не абстрактному существованию мира. Он считал, что для того, чтобы увидеть изменения в обществе, необходимо использовать экономическое развитие, особенно через способы производства.
Согласно Марксу, любые изменения, конфликты и перемены, происходящие в обществе, являются результатом изменений в силах производства, которые он называл «базисом» или «структурой». Таким образом, именно на этой структуре основывается функционирование социальных институтов и явлений, таких как семья, религия, государство и т.д., или «надстройка».
- Отчуждение:
В простых терминах отчуждение понимается как потеря контроля над чем-то, что отдалено от индивида. Аналогично, в марксизме отчуждение относится к отдалению собственных навыков, труда и продуктов того же труда, как правило, вследствие экономической эксплуатации.
Хотя признается, что отчуждение не обязательно является уникальным для марксистской философии, было замечено, что опыт отчуждения усиливается в капиталистическом обществе. (Oilman, 1971, как цитируется в Sydie & Adams, 2001)
Читать далее: Знакомство с отчуждением: Экономические и философские рукописи Карла Маркса 1844 года
- Теория классовой борьбы:
Класс — это единица или группа людей, которые имеют одинаковые отношения со средствами производства в обществе. Теория классов Маркса возникла на основе его критики капиталистического общества, которая проявилась в его работе «Коммунистический манифест». В «Манифесте» (1848) Маркс утверждал, что вся борьба на протяжении истории была борьбой классов, которые в конечном итоге стремились к политической эмансипации.
В целом, Маркс и Энгельс разделили классы на «буржуазию» и «пролетариат», где буржуазия состояла из капиталистов и групп, владеющих силами производства, а пролетариат — из рабочих, чей труд нанимался буржуазией.
По сути, Маркс считал, что существующая классовая борьба в конечном итоге приведет к гальванизации и последующей диктатуре пролетариата, после чего общество, каким мы его знаем, станет бесклассовым.
Советский или российский марксизм: Вклад Ленина и Троцкого
- История вопроса
Конкретное проявление социалистической революции в России, безусловно, произошло под влиянием марксистских принципов, и главной фигурой, ответственной за ее осуществление, был Владимир Ленин (1870-1924). Известно, что Ленин решительно оспаривал сильное присутствие кантовской философии как в немецком, так и в русском марксизме. (McLellan and Chambre, 2021).
Исторически, в большинстве случаев (Marcuse, 1969; Bellis, 1979) начало русского марксизма, также известного как советский марксизм, было принято в «диктатуре пролетариата» в Западной Европе, которая привела к переходу капиталистического общества в социалистическое. Считается, что это легло в основу социалистической революции в бывшем СССР.
- Ленинизм
После событий Октябрьской революции 1917 года, которая была серией «антицаристских» или антиимпериалистических движений в России начала 20 века, возникновение партии большевиков во главе с Лениным и Леоном Троцким (1879-1940) сделало неизбежной революцию между классами, предсказанную Марксом и Энгельсом. Ленин, по сути, возглавив революцию, подчеркнул необходимость искоренения преобладавшей в то время буржуазно-государственной модели.
В своей книге «Государство и революция» Ленин (1917, цитируется по Bellis, 1979) подчеркнул, что на смену буржуазии придет государство, существующее настолько, что оно не сможет не распасться в небытие, и это событие объясняется различными изменениями в социальных институтах российского общества. Однако ленинизм расходится с классическим марксизмом в том, что, в отличие от него, ленинизм подчеркивал необходимость не просто «революции рабочих», а именно «рабоче-крестьянской революции». По сути, суть ленинизма заключалась в утверждении господства пролетариата.
- Троцкизм
После вклада ленинизма, второе крупное имя, которое следует запомнить в области советского марксизма, — это имя Троцкого. Он был современником Ленина и одним из организаторов большевистского сопротивления. Однако Троцкий добился большего признания только после смерти Ленина. Основной акцент в троцкизме был сделан на неизменности революции рабочего класса. Хотя первоначально он был в паре с большевиками, Троцкий покинул Ленина и создал Левую оппозицию, продолжая сильную оппозицию против режима Иосифа Сталина.
Известно, что к концу жизни Ленина Троцкий был не согласен с работой большевиков, хотя философски он был больше похож на Ленина, чем на Сталина. Однако, в конечном итоге, троцкизм, по сути, был озабочен свержением Сталина, который выступал за тоталитарный «социализм в одной стране», как провозглашала не менее популярная идеология марксизма-ленинизма. Эти идеи составили большую часть теорий российской ветви марксизма.
Западный марксизм: Классовое сознание и гегемония
Западный марксизм — это фракция марксистской теории, которая развивалась после событий Октябрьской революции в России, примерно в период прихода к власти Ленина. К этому времени, то есть на переходе от 19th века к 2020-му века, главной целью большинства теоретиков социализма стало переосмысление марксизма в новом свете. Эта попытка была реализована в основном в работах двух важных мыслителей того времени: Георге Лукача, венгерского философа, чьи идеи изложены в его тексте 1923 года под названием «История и классовое сознание», а также в работах Антонио Грамши, итальянского политического теоретика, чьи идеи записаны в его «Тюремных тетрадях» (1929-35).
Грамши поставил под сомнение очевидное отсутствие революции пролетариата, несмотря на то, что социальные условия были подходящими для ее возникновения. Его идея была критикой безразличия Маркса к влиянию идей в разжигании революции рабочих классов. Он считал, что существует «культурная гегемония» или «господство» правящего класса буржуазии, который пытается сдержать рост революционных идей среди пролетариата. В связи с этим он предположил, что должна возникнуть контрреволюция, которая приведет к эмансипации правящего класса.
После Грамши появились работы других известных мыслителей, таких как Жан-Поль Сартр, Герберт Маркузе и Луи, которые внесли значительные изменения в подход к марксизму. Основная фракция, которая продолжает играть важную роль в марксистском понимании общества, известна как Франкфуртская школа мысли, официально являющаяся группой в Институте социальных наук Франкфуртского университета. Считается, что благодаря критическим идеям Франкфуртской школы неомарксизм как дисциплина окончательно оформился. (Адамсон, 1980)
Марксистский феминизм:
Наиболее радикальный вид критики марксизма фактически исходит от феминизма, который также позже воплотился в идеи постмарксизма. Даже мир марксистского феминизма невозможно обойти за одну жизнь, не говоря уже о различных школах марксизма.
С точки зрения классических марксистских феминисток, капиталистическая эксплуатация женщин рассматривалась как корень всего женского угнетения. Однако в работах Эвелин Рид и Джульет Митчелл наметился отход от традиционного представления о том, что господство капитализма является монолитной причиной угнетения женщин. (Тонг, 2014). В двух словах, однако, основная область, в которой марксистский феминизм отличался от обычной марксистской теории, заключалась в том, что, в отличие от последней, феминистская мысль действительно выдвигала на первый план историческое искажение женского труда и классовой борьбы.
При беглом исследовании постмарксизма можно обнаружить, что он представляет собой теорию, основы которой, хотя и опираются на классическую марксистскую мысль, на самом деле пытаются оспорить ее основные постулаты и даже в значительной степени развенчать ее. По крайней мере, с точки зрения этимологии, почти все работы, появившиеся в период после Второй мировой войны, считаются постмарксистскими по своей природе. Однако критиков постмарксизма часто обвиняют в непонимании первоначальных идей, выдвинутых Марксом. (Wolff & Cullenburg, 1986).
Читайте также: Далитский феминизм
Таким образом, с первого взгляда можно понять, что Маркс действительно произвел революцию в мышлении не только своих современников, но и последующих поколений.
Ссылки:
- Беллис, П. (1979). Марксизм и СССР (1-е изд.). Лондон: Макмиллан.
- Ленин, В. (1917). Государство и революция (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кессингера. Ин Беллис, П. (1979). Марксизм и СССР (1-е изд.). Лондон: Макмиллан.
- Маркузе, Х. (1969). Советский марксизм: Критический анализ (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Маклеллан, Д. Т. и Шамбре, Анри (2021, 24 марта). Марксизм. Энциклопедия Британника. https://www.britannica.com/topic/Marxism.
- Oilman, Bertell. 1971. Alienation: Концепция Маркса о человеке в капиталистическом обществе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. В Sydie, R., & Adams, B. (2001). Социологическая теория (1-е изд.). Тысяча дубов, Калифорния: Pine Forge Press.
- Ритцер, Г. (2010). Социологическая теория (8-е изд., стр. 21-26). Нью-Йорк: McGraw-Hill.
- Сиди, Р., & Адамс, Б. (2001). Социологическая теория (1-е изд.). Тысяча дубов, Калифорния: Pine Forge Press.
- Адамсон, В. (1980). Гегемония и революция: Исследование политической и культурной теории Антонио Грамши (1-е изд.). Лондон: Издательство Калифорнийского университета.
- Тонг, Р. (2014). Феминистская мысль (1-е изд.). Нью-Йорк: Routledge.
- Вольф, Р., & Калленберг, С. (1986). Марксизм и постмарксизм. Social Text, (15), 126-135. doi:10.2307/466496