Два самых популярных мыслителя, которые подняли свой голос против угнетенных слоев — социально или экономически — это Б.Р. Амбедкар и Карл Маркс. Амбедкар отстаивал интересы низших каст в индийском контексте, а Маркс — экономически менее влиятельных людей, принадлежащих к рабочему классу.
Амбедкар родился в бедной семье касты Махар, которая считалась одной из «неприкасаемых» каст. Следовательно, он столкнулся с угнетением со стороны так называемых высших каст. Это социальное угнетение как следствие его касты, с которым он столкнулся в детстве, должно быть, стало движущим фактором его прогресса в том, чтобы стать их представителем позже в жизни.
Маркс, с другой стороны, был представителем пролетариата — экономически угнетенных слоев общества. Господство буржуазии привело к тому, что пролетариат страдал в финансовом отношении. Таким образом, в центре внимания марксизма находится борьба между двумя социальными классами — пролетариатом и буржуа.
Карл Маркс против Бхимрао Рамджи Амбедкара
Что такое марксизм?
Прежде всего, давайте рассмотрим марксизм. Марксизм использует исторический материализм для понимания классовых отношений и социальных конфликтов, а также диалектический материализм для анализа социальных преобразований. Маркс и Энгельс определили марксизм как научный социализм. Согласно Оксфордскому краткому словарю политики и международных отношений, «Маркс и Энгельс посвятили свою жизнь анализу исторических сил, которые, по их мнению, неумолимо движутся к конечному краху капиталистической системы и революционному кризису, который приведет к социалистическому переходу и (в конечном итоге) к полному коммунизму. Особенно пристальное внимание они уделяли экономическим процессам и структурам, которые они рассматривали как ключевые «материальные» факторы формирования социальной структуры и классовых отношений, а также государству и распределению политической власти».
Марксисты считают, что социализм является обязательным условием. Ортодоксальные марксисты придерживаются мнения, что свержение капиталистической системы путем социалистической революции пролетариата неизбежно. В результате классовой борьбы пролетариат выйдет победителем, а государство угаснет. Бесклассовое общество — это состояние окончательной социальной организации, когда будет достигнут коммунизм.
Что такое амбедкаризм?
Амбедкар был критиком угнетающих практик индуизма. Амбедкаризм объясняет идеологию, стоящую за движением далитов. Амбедкар был предан нуждам далитов и призывал к уничтожению всей кастовой системы. Цель амбедкаризма, по мнению The Print, — «покончить с кастовой системой прогрессивными средствами и путем формирования общих настроений среди различных слоев общества против регрессивных социальных иерархий. Это может быть возможно в основном путем привлечения людей из других секций на свою платформу, а не путем создания раскола». Благодаря литературе далитов Амбедкар осуществил то, что стало известно как социальная революция. Он стал лидером далитов.
Чтобы обеспечить представительство угнетенных слоев общества, Амбедкар предложил создать отдельный электорат для этих слоев. Это была одна из областей разногласий между Ганди и Амбедкаром. Ганди не поддерживал идею предоставления отдельных избирательных округов для далитов, скептически полагая, что это приведет к расколу Конгресса и индуистского общества. Впоследствии в 1932 году был подписан Пунский пакт, который установил резервирование мест на выборах для угнетенных классов в законодательных органах Британской Индии.
Применение марксизма в контексте касты
Амбедкар не был антимарксистом. Он изучал работы Маркса и разработал свой собственный взгляд на это с точки зрения угнетенного человеческого существа. Если рассматривать его собственные страдания в контексте марксизма, то низшие касты могут быть синонимичны пролетариату, а высшие касты — буржуа. Согласно пониманию Энгельса, пролетариат не применим к Индии. Бедные низшие касты в Индии, то есть те, кто находится у основания кастовой иерархии, являются пролетариатом в Индии.
Государство, в марксистском понимании, является инструментом в руках буржуа, с помощью которого высший класс контролирует и угнетает низшие классы. Индусы из высшей касты, как и в индийском контексте, имели власть над обществом, и они никогда не задумывались, прежде чем угнетать низшие касты.
Еще одним интересным наблюдением является сходство, существующее между далитами, с одной стороны, и пролетариями, с другой, является тот факт, что шудры и намашудры были, по сути, людьми, принадлежащими к рабочему классу в индуистском обществе. В Индии, основанной в основном на сельском хозяйстве, высшие касты нуждались в них для того, чтобы функционировать. Шудры, как правило, были крестьянами, прачками, доярками и так далее и тому подобное. Намашудры также были необходимы другим кастам во время кремации тела.
Мы знаем, как точно это повторяется в марксизме. Буржуа существуют потому, что пролетариат работает на них.
Различия — Карл Маркс и доктор Амбедкар
Маркс и Амбедкар о религии
Маркс и Амбедкар относились к религии совершенно по-разному. Их подход и убеждения сильно различались.
- Для Карла Маркса: «Религия — это опиум народа. Это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира и душа наших бездушных условий». Согласно марксистскому пониманию, люди поддерживают индивидуальные черты характера через религию. Бог — это творение самих людей.
«В религии люди превращают свой эмпирический мир в сущность, которая только задумывается, воображается, которая противостоит им как нечто чуждое».
- У Амбедкара была другая точка зрения. Известно, что он был религиозным человеком, и религия для него была моралью. Его привлекал буддизм, потому что он был известен как религия обучения, знания, и в нем не было системы угнетения, как в кастовой системе индуизма. К концу жизни он отказался от индуизма и принял буддизм.
О классах и кастах
- В марксизме рабочий класс угнетается классом капиталистов.
- Амбедкаризм сосредоточился на угнетении низших каст высшими кастами.
О революции
- На самом деле Маркс хотел, чтобы пролетариат совершил революцию, чтобы создать общество без гражданства и каст. Однако это очень утопическая точка зрения. Общество может развиваться в этом направлении, но достичь абсолютно бесклассового и безгосударственного общества без конкуренции не очень возможно, особенно в условиях глобализации.
- Если рассматривать тему революции в контексте каст, то в истории страны почти нет записей о протестах низших каст против угнетения, с которым они сталкивались со стороны высших каст. Если бы таковые были, разве ситуация дошла бы до крайностей? Кроме того, не хватает исследований о шудрах и намашудрах. Поэтому пока нельзя пролить на них свет.
Влияние глобализации
- Потребительский образ жизни усугубил ситуацию, конкуренция стала еще сильнее, поэтому создание общества без гражданства не представляется возможным. Либерализация, приватизация и глобализация — это сегодняшняя реальность, и это твердое проявление капитализма. Невозможно представить, как система капитализма, которая, конечно же, становится все более интенсивной (другими словами, обостряется) в современном мире, будет свергнута с помощью революции.
- В понимании Гейл Омведт, «глобализация, возможно, более чем удвоила темпы роста, но она также усилила кастовую напряженность и расширила социальное неравенство, что неизбежно привело к протестам, особенно со стороны далитов и «шудр». Приватизация усложнила для далитов доступ к объектам и возможностям. Даже образование стало товаром. И недостаток образования — одна из главных проблем, стоящих за этим угнетением.
Угасание государства или приспособление к нему?
- Карл Маркс хотел создать общество без касты и государства. Он проповедовал, что государство должно исчезнуть посредством революции. Государство было инструментом в руках господствующего класса, поэтому государство должно было прекратить свое существование в целом.
- Амбедкар привел в практическую реализацию решение проблемы низших каст, что означает, что он установил регулирование угнетенной части в государстве. Далиты теперь называются зарегистрированными кастами (SCs), зарегистрированными племенами (STs) и другими отсталыми кастами (OBC). Помимо положения о резервировании в законодательном органе, для них существует резервирование в учебных заведениях, а также на государственных должностях. Таким образом, была решена проблема векового угнетения.
О труде
- В марксизме пролетариат — это рабочий класс, труд которого контролируется и принадлежит буржуа.
- В индийской кастовой системе шудры и намашудры занимались сельским хозяйством, были прачками, доярками и даже сжигали мертвых. Их труд также находился под контролем высших каст. Амбедкаризм сосредоточился на разрушении этого строгого разделения труда.
О гендере
- Марксистские феминистки утверждают, что освобождение женщин может быть достигнуто только тогда, когда капиталистическая система будет демонтирована, и они связывают все свои страдания с этой системой неравенства.
- Амбедкар решительно выступал за полную реорганизацию индуистского общества. Он инициировал законопроект об индуистском кодексе, который был направлен на улучшение положения женщин в стране.
Заключение
Для того чтобы лучше понять кастовую систему в Индии и выработать определенную перспективу, необходимо ознакомиться с работами Амбедкара. Вот лишь некоторые из его работ: «Уничтожение каст», «Кто такие шудры», «Касты в Индии». Чтение «Коммунистического манифеста» и «Капитала» поможет читателю понять различия и сходства между угнетением далитов и пролетариата.
Так же как марксизм сохраняет стопроцентную значимость и сегодня, амбедкаризм актуален по своей сути. Сегодня их помнят за их эрудицию и аналитический ум. Б.Р. Амбедкара называют отцом индийской Конституции и до сих пор ценят за его дальновидность. Их актуальность вряд ли когда-либо померкнет. Напротив, их теории становятся все более актуальными в нынешнюю эпоху. Сегодня молодежь практикует акт вопрошания и задает вопросы, и это очень важно. Известно, что система угнетения имеет поддержку со стороны угнетателей и угнетенных. В 21 веке с этими системами угнетения начинают покончить. Люди все больше и больше осознают неприятные аспекты кастовости и капитализма. Молодежь, особенно молодежь, поднимает свой голос против этих практик на улицах и в социальных сетях. Молодежь выступает за существование бесклассового и бескастового общества. Амбедкар и Маркс актуальны в наши дни, и их теории применимы к контексту угнетения, все еще распространенного в стране и за ее пределами, в мире.
Читайте также: Как покончить с кастовой системой в Индии
Читайте также: Карл Маркс — биография и труды
Библиография
https://thelogicalindian.com/amp/opinion/br-ambedkar-on-hinduism-and-islam/
https://www.google.com/amp/s/www.newindianexpress.com/opinions/2020/dec/17/what-did-karlmarx-say-about-religion-2237307.amp
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09766634.2014.11885625?journalCode=rssa2
Оксфордский краткий словарь по политике и международным отношениям
https://guides.library.illinois.edu/c.php?g=532151&p=3668213