Карл Маркс: Хотя социология как дисциплина возникла много позже смерти Карла Маркса, и он не имел никакого отношения к самому предмету исследования, Маркс получил статус классического мыслителя в социологии, а его теории продолжают активно изучать и анализировать социологи и студенты, изучающие социологию. Эта статья дает представление о жизни, некоторых основных работах и критике теорий одной из самых известных, обсуждаемых и изучаемых фигур.
Введение в Карла Маркса:
Личная жизнь
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире, в Рейнланде, Германия (тогда Пруссия). Его матерью была Генриетта Прессбург, а отец, Генрих Маркс, был адвокатом, и, хотя он не исповедовал активно иудаизм, Генриху пришлось принять христианство (лютеранство), чтобы иметь возможность продолжать свою юридическую практику в условиях роста антисемитизма. Секуляристские идеи Генриха и его участие в эпохе Просвещения (основными авторитетами которой были Иммануил Кант и Вольтер) сыграли решающую роль в развитии Маркса и его концепций. В июне 1843 года он женился на Дженни фон Вестфален, немецкой политической активистке.
Образование
Маркс учился в гимназии в своем родном городе Трире, до этого Генрих преподавал Марксу частным образом. Трирская средняя школа часто находилась под наблюдением местных властей за пропаганду либеральных идей среди ее сотрудников и учеников. В последующие годы Маркс получил образование в области права, истории и философии. В 1835 году он был принят в Боннский университет. После ряда военных действий, в которые Маркс был вовлечен во время учебы в Бонне, в 1836 году Маркс перевелся в Берлинский университет, где изучал право и философию (наряду с историей). Именно здесь Маркс познакомился с идеями немецкого философа Георга В. Ф. Гегеля и присоединился к группе радикальных мыслителей под названием «молодые гегельянцы». Гегель сыграл одну из самых значительных ролей в формировании теоретической системы Маркса, известной как «исторический материализм», которая легла в основу большинства работ Маркса. В 1841 году Маркс получил степень доктора философии в Йенском университете.
Карьера
Карьера Маркса в академической среде была поставлена под угрозу из-за того, что консервативное министерство образования Берлина наложило эмбарго на Маркса за то, что он был радикалом. Однако он нашел место в качестве писателя в либеральной газете, распространявшейся в Кельне, очаге промышленного прогресса в Пруссии, под названием «Рейнская газета» (Rheinische Zeitung), а затем стал ее редактором в октябре 1842 года. За время работы в газете Маркс писал на самые разные темы, такие как свобода печати, пороки цензуры, бедность и нищета в Берлине, ужасающее обращение правительства с неимущими и крестьянами. Его чрезмерная и безоговорочная критика по этим вопросам вызвала неодобрение властей, и газета была запрещена. В 1843 году он женился на Дженни, и в конце года они оба переехали в Париж. В Париже он познакомился с работами Анри де Сен-Симона, французского философа, чьи взгляды положили начало формированию христианского социализма, а также с работами Адама Смита, политического экономиста, и Давида Рикардо. Также углубилась дружба Маркса с Фридрихом Энгельсом, с которым он впервые познакомился во время работы в «Рейнской газете». Это положило начало партнерским и дружеским отношениям между ними, которые сохранялись на протяжении всей их жизни. Яростная журналистика Маркса снова вызвала недовольство правительства, и он был вынужден сменить город. Он переехал в Брюссель, где вместе со своим другом Энгельсом опубликовал две свои самые значительные работы, а именно «Немецкую идеологию» и «Коммунистический манифест», а также другие, такие как «Нищета философии» и «Святое семейство», опубликованные в 1847 и 1845 годах соответственно. Маркс также был связан с Лигой справедливых, которая позже была переименована в Коммунистическую лигу. Во время протеста рабочих, последовавшего в 1848 году, Маркс и Энгельс вернулись в Рейнланд, где в Кельне они участвовали в создании газеты «Neue Rheinische Zeitung», начатой в 1849 году. Подвергнутый суду за возбуждение и поддержку восстаний и за участие в очернении королевской семьи Пруссии, Маркс был изгнан из страны, а также был вынужден покинуть Париж. Вместе с женой и детьми он поселился в Лондоне. Там он погрузился в писательство, в основном занимаясь экономикой и создав такие работы, как «Капитал» (также известный как «Das Kapital»). Маркс также основал и возглавил в 1864 году Международную ассоциацию рабочих, главной целью которой было искоренение жестокости при капитализме.
Смерть
На протяжении большей части своей карьеры Маркс был вынужден полагаться на финансовую помощь других людей, среди которых был его друг Фридрих Энгельс, который оказывал Марксу денежную помощь в годы его жизни в Лондоне. Со стремительно ухудшающимся здоровьем и отсутствием средств к существованию Дженни и Маркс скончались 2 декабря 1881 года и 14 марта 1883 года соответственно.
Основные влияния на идеологию Маркса:
Помимо условий, в которых находилось общество в период его жизни, и обстоятельств, в которых он рос, мышление Маркса, отраженное в его трудах, было в значительной степени вдохновлено идеями нескольких людей на протяжении всей его жизни. Наиболее значительное влияние на Маркса оказали следующие люди, а также некоторые другие:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель: В. Ф. Гегель — немецкий философ, которого называют одним из величайших и наиболее выдающихся представителей немецкого идеализма. Сказать, что вся теоретическая выверенность и позиция Маркса основана на Гегеле, не будет преувеличением. Чтобы понять влияние Гегеля на Маркса, важно сначала разобраться в теории Гегеля. Будучи твердо уверенным в том, что изменения в истории происходят постоянно, пока не будет достигнуто «совершенное» или идеальное состояние общества, Гегель теоретизировал, что именно идеи являются носителями и причинами изменений в истории. Согласно Гегелю, реальность и материальные вещи, которые мы постигаем в нашем сознании как опыт, не существуют и фактически не могут существовать без нашего сознания и нашей способности конструировать их в нем. То, что мы воспринимаем, и то, как мы это воспринимаем, становится реальностью. С изменением нашего восприятия и понимания меняется и окружающая нас реальность. Именно благодаря этому идеи развиваются на протяжении всей истории. Гегель рассматривал это как «диалектический» метод: «тезис» (или конкретная идея) сталкивается с «антитезисом» (или противоречивой идеей), разрешение разногласий между которыми приводит к появлению «синтеза» (или новой идеи), который служит новым тезисом, и процесс продолжается (Maybee, 2016). Карл Маркс сформировал свою главную теорию, известную как «Исторический материализм», на основе (или, говоря лучше, путем инверсии) теории идеализма Гегеля. Теория Маркса подробно изложена в одной из самых известных его работ «Немецкая идеология».
- Людвиг Фейербах: Работа Фейербаха, которая больше всего вдохновила Маркса, была также самой важной работой в его карьере: «Сущность христианства», опубликованная в 1841 году (также известная как «Das Wesen des Christentums»). В противовес традиционной христианской идее о том, что Бог создал людей и наделил их своими качествами, Фейербах утверждал, что именно люди создают Бога так, как позволяет их сознание, и поэтому не люди обладают качествами Бога, а скорее Бог наделен атрибутами людей. Эта теория материализма, в отличие от гегелевской теории идеализма, вдохновила Маркса, который утверждал, что именно материальный мир является реальным, а любые идеи, которые мы можем развивать о нем, являются следствиями, а не причиной возникновения этого мира.
- Адам Смит: Во время своего пребывания в Париже Маркс сосредоточил свое внимание на интенсивном изучении работ политических экономистов, одним из которых был Адам Смит, наряду с другими, такими как Давид Рикардо. Адам Смит понимал «капитализм laissez-faire» как капитализм, в котором разрешена любая форма конкуренции, и нет никаких ограничений на вход и выход фирм на рынок. Механизм «невидимой руки» обеспечивает равновесие экономики. Согласно этому представлению, результат капитализма благоприятен для всех участников процесса: и производители, и потребители в конечном итоге выигрывают от капитализма, и он обеспечивает большее экономическое и социальное благосостояние в целом. Напротив, Маркс определил «отчуждение», различия между буржуазией и пролетариатом и эксплуатацию рабочих как основные последствия капитализма. Маркс также утверждал, что в условиях капитализма заложены семена его разрушения.
Кроме них, на Маркса оказали влияние такие ученые, как Иммануил Кант, Пьер-Жозеф Прудон, Шарль Фурье, Чарльз Дарвин и его друг Фридрих Энгельс.
Вклад Маркса в социологию:
- Немецкая идеология: Опубликованная где-то между 1845 и 1846 годами, «Немецкая идеология» была одной из самых фундаментальных работ Маркса, написанная в соавторстве с Фридрихом Энгельсом. В этом тексте дается подробное изложение теоретических выкладок Маркса. Маркс использует понятие «идеализм» В. Ф. Гегеля и переворачивает его, чтобы сформулировать свою идеологию «исторического материализма». Изменяя точку зрения Гегеля, Маркс сохраняет в неприкосновенности несколько основных характеристик его теории. Согласно Марксу, общества во всем мире постоянно развиваются, и постоянная реформация, которую они претерпевают, в конечном итоге приводит к идеальному обществу. Эта концепция перекликается с Гегелем. Для Маркса, как и для Гегеля, когда наступит утопия, в этот момент истории любые преобразования остановятся. До этого момента, по мнению Маркса, преобразования будут инициироваться ситуациями борьбы между классами. Когда Гегель теоретизировал, что идеи побуждают исторические изменения, Маркс отвергает это и настаивает на том, что материальное существование людей (т.е. то, что мы делаем, или действия, которые мы выполняем), напротив, являются фактическими инициаторами событий и изменений. В концепции Маркса причиной исторического движения являются не отдельные люди, а группы людей, составляющие классы и отделенные друг от друга ресурсами, которыми владеет каждый из них. Согласно Марксу, на каждом таком историческом этапе, где одна группа людей осуществляет свою власть или контроль над другой, присутствует искра революции, которая приводит к свержению так называемых «правителей» и перераспределению власти между людьми. Этот процесс происходит таким образом, что этап истории распадается сам по себе и рождает новый (например, конец феодализма ознаменовал начало капитализма из-за новой формы распределения ресурсов в обществе). Это называется «историческим материализмом» и означает материальную интерпретацию человеческой истории. В случае с теорией Маркса, окончательный, «идеальный» мир — это мир коммунизма. Чтобы объяснить свою теорию, Маркс представляет систему общественного устройства по принципу «базис — надстройка». Базис» состоит из средств производства («сырье», такое как земля, фабрики и т.д.) и производственных отношений (таких как капитал, пролетариат или рабочие, и буржуазия или капиталисты). Базис формирует «надстройку», которая состоит из идеологии, религии, образования, культуры, права и политики. Надстройка, в свою очередь, поддерживает базис, поэтому для нормального функционирования общества они должны находиться в тандеме друг с другом. Поскольку структура надстройки зависит от базиса или, по сути, от материальных условий, социальное положение индивида (или группы индивидов) основано на типе материальных условий, которым они соответствуют, т.е. материалы составляют основу существования индивидов. Каждый аспект человеческой личности — мировоззрение, обучение, карьера, семья — зависит от материальных условий, которые вытравлены в каждой классовой позиции. Другими словами, «человечность» людей проистекает из материального существования. Базис, будучи динамичным, меняется, как и надстройка. Класс людей, вызвавший такую перестройку базиса, класс, обладающий «господствующей материальной силой общества», становится «господствующим классом». Как говорит Маркс: «Идеи господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими идеями» (Маркс и Энгельс, 1932/1998).
- Экономическо-философские рукописи 1844 года: Концепция «отчуждения» является одним из лучших вкладов Маркса в социологию. Эта тема раскрывается в его эссе под названием «Отчуждение», которое содержится в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», среди 9 других. Отчуждение относится к той ситуации, когда рабочие, активно участвующие в процессе производства определенного товара, отделены от процесса, продукта, самих себя и других людей в обществе. По сути, это форма отрицания человечности самих людей. Некоторые также описывают это как психосоциальный порок, который намеренно разъединяет две вещи (существа и/или объекты), которые в практических целях изначально принадлежат друг другу (Leopold, 2018). Согласно Марксу, это унижение является неотъемлемой и неизбежной чертой капитализма в результате существующего в нем производственного процесса. Бог» или религия в таком классовом обществе существует только для того, чтобы гипнотизировать или усыплять рабочий класс и не давать ему осознать свои лишения. Маркс выделяет не один, а четыре типа отчуждения:
-
- Отчуждение от продукта труда: Труд, затрачиваемый владельцем рабочей силы, служит лишь для того, чтобы обеспечить заработную плату или деньги, которые могут его содержать. Он никоим образом не является деятельностью, определяющей существование человека или его отношения с другими людьми в обществе. Труд принадлежит частным владельцам или капиталистам, не имеет никакого значения сам по себе и является просто еще одним простым «входом» или фактором производства, используемым в процессе создания чего-либо.
- Отчуждение от процесса производства: Люди, предоставляющие свой труд для получения заработной платы, не имеют никакого контроля над тем, как производится продукция и что идет на ее изготовление. Рабочие не контролируют технику и средства производства и не «производят» товары активно; они просто участвуют в создании чего-то, что также отчуждено от них, поскольку, опять же, рабочие не контролируют распределение, цену, количество и т.д. конечного продукта. Вместо того, чтобы товар зависел от рабочего, последний зависит от первого, чтобы заработать средства к существованию.
- Отчуждение от самого себя: В своей деятельности в качестве рабочих и простого вклада в производственный процесс люди отчуждены от своей человечности или того аспекта, в котором они являются человеческой личностью. В капиталистической системе производства рабочие теряют свою креативность, и даже труд рабочих не принадлежит им.
- Отчуждение от других людей в обществе: В капиталистической системе люди отделены от других людей. Они превращаются в товар, за который платят, который используют и продают по мере необходимости. Другие «человеческие товары» становятся их конкурентами. Человеческие отношения не существуют вне необходимости производственного процесса. По словам Маркса, при такой потере взаимодействия между людьми «то, что является животным, становится человеком, а то, что является человеком, становится животным» (Маркс, 1932/2012).
- Коммунистический манифест: Написанный Марксом и Энгельсом в 1847 году для подготовки принципов Коммунистической лиги, «Манифест Коммунистической партии» был сформулирован с целью пропаганды и распространения среди людей идеалов коммунистического движения. В этом памфлете содержится знаменитая цитата Маркса: «История всего до сих пор существовавшего общества есть история классовой борьбы» (Маркс и Энгельс, 1992). Маркс выделяет два различных и конфликтующих класса в капитализме: буржуазию (или владельцев средств производства, получающих прибыль) и пролетариат (владельцев рабочей силы, получающих заработную плату). Владение частной собственностью горсткой людей является главной проблемой, поскольку это приводит к эксплуатации рабочих. В «Коммунистическом манифесте» прослеживается возникновение капитализма и намечаются события, которые приведут к его окончательному и неизбежному разрушению через развитие «классового сознания» среди пролетариата. Маркс также определяет перечень мер, которые могут быть предприняты для возвращения власти простым людям. В целом, «Манифест» — это письменная демонстрация коммунистической идеологии.
- Капитал» (Das Kapital): В этой работе Маркс объединяет как социальный, так и экономический анализ капитализма. Маркс использует некоторые идеи Адама Смита для создания своего собственного анализа капиталистической системы. В «Капитале» Маркс подробно критикует социально-экономическую организацию при капитализме, которая делает частных собственников более могущественными, чем рабочих, обладающих реальной рабочей силой. Маркс теоретизирует, что экономическая структура капитализма обязательно приведет к его собственному краху.
Читать: Das Kapital — Резюме
Критика марксизма (Карл Маркс) :
Карл Поппер, один из самых выдающихся философов 20-го века.20-го века, предложил «Принцип фальсификации» или «Теорию фальсификации» для определения того, что можно считать «наукой», а что — «лженаукой». Согласно критике Поппером теории Карла Маркса, она является лженаукой, потому что ее ложность невозможно доказать. Карл Поппер также сказал, что теории Маркса пытаются дать предсказание будущих событий без каких-либо обоснованных доказательств. Другие, такие как Лешек Колаковский, польский философ, утверждают, что, определяя социальные факты такими, какими они были, Маркс не признает некоторые основные человеческие условия, такие как жизнь и смерть и т.д. Другие критики теорий Маркса — Макс Вебер, Роберт К. Аллен, Жан-Поль Сартр и Джон Мейнард Кейнс.
- Карл Поппер, в соответствии со своей Теорией фальсифицируемости, утверждал, что теории Маркса, такие как исторический материализм, которые когда-то можно было с полным правом назвать научными, стали псевдонаучными, и вместо продвижения науки они стали продвигать догматизм (Thornton, 2021).
- Выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс тщательно осуждал теории Маркса. В своей книге «Essays in Persuasion» Кейнс назвал «Капитал» Маркса «устаревшим экономическим учебником, который, как я знаю, не только научно ошибочен, но и не представляет интереса или применения для современного мира» (Keynes, 1963, p. 300).
- Знаменитый эрудит Бертран Рассел в своей работе «Портреты по памяти» назвал Маркса «тупоголовым», чьи теории были «почти полностью вдохновлены ненавистью» (Рассел, 2007, с. 229).
- Торстейн Веблен, известный социолог и экономист, как говорят, также критиковал Маркса, заявляя, что последний проповедовал идею о том, что рабочие имеют «естественное право» на весь результат, который произвел их труд (O’Hara, 1997).
Во что верил Карл Маркс в простых терминах
Маркс был человеком, опередившим свое время. В период, когда консерваторы активно следили за тем, чтобы ни одна либеральная идея не получила распространения, Маркс без страха высказывал свои мысли, которые были в основном либеральными и критиковали правительства и их политику. Первым убеждением Маркса была борьба между правящими классами и рабочими классами. Маркс понимал общество не через мир, который виден на поверхности, а через классовый конфликт и борьбу за власть между «правителями» и управляемыми, угнетателями и угнетенными. Для Маркса классовая борьба была сутью и необходимым результатом капитализма. Маркс был яростным критиком капитализма. Он понимал дегуманизацию, угнетение, неравное социальное устройство, порабощение и отчуждение людей как ключевую особенность капитализма.
Далее, Маркс считал, что, несмотря на неравное разделение власти и ресурсов между частными собственниками и рабочими, рабочий класс находится в состоянии постоянной борьбы с буржуазией. Маркс считал, что в будущем людей наступит время, когда рабочий класс или пролетарии будут иметь всю власть в своих руках, т.е. те, кто фактически выполняет работу, будут иметь контроль и над ресурсами. Это подводит нас к коммунизму. Как провозгласил Маркс, коммунизм будет той «идеальной» структурой общественного устройства, которая заберет власть у буржуазии и перераспределит ее среди рабочего класса и простых людей. Маркс также считал, что капитализм может быть свергнут только тогда, когда все люди рабочего класса, независимо от их национальности, объединятся и восстанут против него. Об этом говорится в конце «Коммунистического манифеста».
Читать: Разница между социализмом и коммунизмом
Маркс также был атеистом с самого раннего возраста, предпочитая полагаться на знания и людей, а не на религию. Идеи Маркса о религии, отраженные в нескольких его основополагающих работах, наиболее заметны в его знаменитом заявлении о том, что «религия — это опиум народа» (Jonathan & Leopold, 2020). Другими словами, Маркс считает, что религия — это инструмент, используемый буржуазией для того, чтобы держать людей из рабочего класса в умиротворенном состоянии. Пролетариям вводят религиозные верования и практики подобно наркотикам, чтобы они получали мгновенное и временное облегчение от своих страданий, а их внимание переключалось с проблем неравенства власти и несправедливости, существующих в обществе.
Несмотря на ряд возражений против его теорий, Карл Маркс и сегодня продолжает вдохновлять студентов, ученых, активистов, политиков и социологов по всему миру.
Практические вопросы и ответы
«Религия — это опиум масс и инструмент классов». Критически проанализируйте.
Карл Маркс называл религию опиумом масс и орудием классов. Религия уменьшает боль от угнетения путем:
(1) Обещая вознаграждение в следующем рождении или загробной жизни.
(2) Превращает страдания в добродетель — как проверку характера человека Богом.
(3) С помощью таких теорий, как карма, человек верит, что угнетатель получит божественную справедливость.
Однако в действительности она просто используется высшими классами как инструмент для оправдания и закрепления своих привилегий:
(1) Сословная система: предполагается, что она была предписана Богом и, следовательно, неизменна.
(2) Кастовая система в Индии.
(3) Религия — это средство для развития ложного сознания, что мешает пролетариату осознать истинную причину своих страданий и объединиться в пролетарской революции.
(4) Приводит массы к вере в то, что придет «спаситель», вместо того, чтобы самим организовать революцию.
(5) Луи Альтюсер называет религию частью идеологического государственного аппарата.
(6) «Божественное право на власть» монархии → в средневековые времена.
Критика:
- Религия также может быть стимулом для перемен → Вебер в протестантской этике и капитализме.
- Даже в СССР, где установился коммунизм и государство активно препятствовало религии, религия не вымерла.
Ссылки
Бильдт, К. (2018, 10 мая). Почему Маркс был неправ. The Strategist. https://www.aspistrategist.org.au/why-marx-was-wrong/
Feuer, L. S., & McLellan, D. T. (2021). Karl Marx. In Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/biography/
Hudelson, R. (1980). Popper’s critique of Marx. Философские исследования, 37(3), 259-270. https://doi.org/10.1007/bf00372447
Кейнс, Дж. М. (1963). Эссе по убеждению (стр. 300). W. W. Norton & Company.
Леопольд, Д. (2018, 30 августа). Alienation. Стэнфордская философская энциклопедия. https://plato.stanford.edu/entries/alienation/.
Маркс, К. (2012). Экономические и философские рукописи 1844 года. Dover Publications. (Оригинальная работа опубликована в 1932 году)
Маркс, К., & Энгельс, Ф. (1992). The communist manifesto (D. Mclellan, Ed.). Oxford University Press.
Маркс, К., и Энгельс, Ф. (1998). Немецкая идеология : Включая тезисы о Фейербахе и введение в критику политической экономии. Prometheus Books. (Оригинальная работа опубликована в 1932 году)
Мэйби, Дж. Э. (2016). Диалектика Гегеля. Стэнфордская философская энциклопедия. https://plato.stanford.edu/entries/hegel-dialectics/.
Mommsen, W. J. (1977). Макс Вебер как критик марксизма. Канадский журнал социологии, 2(4), 373. https://doi.org/10.2307/3340296
О’Хара, П. А. (1997). Критика Вебленом философских предрассудков Маркса в политической экономии. Европейский журнал истории экономической мысли, 4(1), 65-91. https://doi.org/10.1080/10427719700000020
Рассел, Б. (2007). Портреты по памяти и другие эссе (стр. 229). James Press.
Торнтон, С. (2021). Карл Поппер. Стэнфордская философская энциклопедия. https://plato.stanford.edu/entries/popper/.
Wolff, J., & Leopold, D. (2020). Karl Marx. Стэнфордская философская энциклопедия. https://plato.stanford.edu/entries/marx/