Каковы 8 основных взглядов в психологии? Объяснено

Основные перспективы в психологии

Синопсис: Психология в настоящее время определяется как «наука о поведении и когнитивных процессах» (Baron & Kalsher, 2003). Однако психология — довольно новая дисциплина, и в ее истории были разные мнения о том, на чем должна быть сосредоточена эта область и каким образом следует изучать поведение человека. Психология развивалась под влиянием множества различных перспектив, и в этой статье рассматриваются восемь основных, оказавших большое влияние на эту дисциплину.

8 основных перспектив в психологии

1. Структурализм

Формальное начало современной психологии обычно относят к 1879 году, когда в Лейпциге, Германия, Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная лаборатория по психологии. Вундт твердо верил, что научный метод может быть использован для изучения человеческого поведения. В первую очередь он был заинтересован в изучении сознательного опыта и хотел проанализировать простейшие составляющие или строительные блоки разума. Вундт сосредоточил свои исследования на таких задачах, как анализ ощущений, чувств и образов на их самые простые составляющие. Для этого он использовал метод интроспекции, при котором люди подробно описывают то, что происходит в их собственном сознании, их собственные психические процессы и переживания. Эта точка зрения была известна как структурализм. Другой крупной фигурой, связанной со структурализмом, является Эдвард Титченер. Титченер считал, что опыт должен оцениваться как факт, как он есть, без изучения значимости или ценности этого опыта. По его мнению, «анатомия разума» имеет мало общего с тем, как и почему функционирует разум. В конечном итоге структурализм потерял популярность, поскольку многие психологи считали, что интроспекция не является научной или проверяемой.

2. Функционализм

Функционалистский подход был разработан американским психологом Уильямом Джеймсом. Он основал психологическую лабораторию в Кембридже, штат Массачусетс, спустя некоторое время после создания лаборатории в Лейпциге. В отличие от структурализма, Уильям Джеймс считал, что вместо структуры разума психология должна изучать то, что делает разум, его возможности и то, как поведение помогает людям справляться с окружающей средой. Функционалисты фокусировались на том, как поведение помогает людям удовлетворять свои потребности. Согласно Уильяму Джеймсу, взаимодействие между окружающей средой и сознанием человека как непрерывный поток психических процессов должно быть ядром психологии. Джон Дьюи, влиятельный ученый, использовал функционализм, утверждая, что человеческие существа стремятся эффективно функционировать, адаптируясь к окружающей среде. Функционализм фокусировался на практическом применении исследований.

3. Бихевиоризм

Другим ответом на структурализм стало движение бихевиоризма. Около 1910 года Джон Уотсон отверг идеи разума и сознания как темы для изучения в психологии. Он считал, что психология должна сосредоточиться на том, что поддается наблюдению и проверке. Поскольку разум не поддается наблюдению, а интроспекция субъективна, так как не поддается проверке, он отказался от их изучения. Другие внутренние процессы, такие как мысли, чувства и намерения, также не принимались во внимание, поскольку их нельзя измерить объективно. Он определил психологию как изучение поведения и явных действий, которые можно наблюдать, измерять и изучать объективно научным способом. Многие влиятельные психологи в дальнейшем пропагандировали бихевиористскую перспективу, например Скиннер, который применял бихевиоризм к широкому кругу ситуаций и также популяризировал этот подход.

4. Психоанализ и психодинамическая перспектива

Психоанализ — это направление, основанное Зигмундом Фрейдом. Он рассматривал поведение человека как результат динамического взаимодействия между его бессознательными желаниями и конфликтами. Он считал, что человеком движет бессознательное стремление к удовольствию, часто сексуального характера, и удовлетворение этих желаний. Психоанализ был системой, используемой для понимания и лечения психологических расстройств. Для лечения своих пациентов Фрейд использовал гипноз и свободные ассоциации, чтобы вывести бессознательный материал, вызывающий конфликт или тревогу, на сознательный уровень и проработать его.

Многие другие психологи, работавшие под руководством Фрейда, такие как Карл Юнг, Отто Ранк и Альфред Адлер, разработали свои собственные теории, основанные на психоанализе Фрейда, и эти теории составляют психодинамическую перспективу.

5. Гуманистическая перспектива

В отличие от психодинамического подхода, гуманистический подход более позитивно оценивает человеческую природу. Гуманисты фокусировались на свободной воле человека и его естественном стремлении к развитию и раскрытию своего внутреннего потенциала. Гуманистический подход направлен на то, чтобы человек развивался в таких областях, как любовь, самореализация, самоуважение и автономия (Britannica, 2020). Для гуманистических психологов концепция самости имеет первостепенное значение. Они не соглашались с психоанализом и не верили, что людьми движут их бессознательные сексуальные желания. Они также отвергали бихевиористскую перспективу и не верили, что поведение человека определяется исключительно взаимодействием с окружающей средой. К популярным гуманистическим психологам относятся Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Подробнее о гуманистической перспективе

6. Когнитивная перспектива

Когнитивная перспектива фокусируется на том, как мы узнаем о мире. Познание — это процесс познания. Он включает в себя мышление, понимание, запоминание, решение проблем, принятие решений и многие другие психические процессы, благодаря которым формируются наши знания о мире. Эти знания помогают человеку справляться с окружающей средой и адаптироваться к ней. Когнитивная перспектива рассматривает человеческий разум как систему обработки информации, подобную компьютеру, который получает, обрабатывает, преобразует и хранит информацию. Согласно этой концепции, люди активно конструируют свой разум, исследуя физическое и социальное окружение. Жан Пиаже был пионером этой точки зрения. Эта точка зрения стала результатом когнитивной революции 1950-х годов, которая произошла благодаря большому количеству исследований и данных, собранных о когнитивных процессах, что позволило ученым получить новые знания.

7. Биологическая перспектива

Биологическая перспектива в основном исследует и изучает взаимосвязь между психологическими процессами и лежащими в их основе физиологическими явлениями. Это называется феноменом «разум-тело». Она фокусируется на функции мозга и нервной системы в психологической деятельности. Она рассматривает физические основы восприятия различных стимулов нервной системой, особенно уделяя внимание зрительной и слуховой системам. Другие области, представляющие интерес с этой точки зрения, включают физиологические основы эмоций, мотивации, обучения, памяти, мышления и психических расстройств. Другие физические факторы, такие как наследственность, метаболизм, гормоны и прием лекарств, которые влияют на поведение и психологические процессы, также изучаются с этой точки зрения.

8. Социокультурная перспектива

Согласно словарю по психологии APA, социокультурная перспектива — это подход, который подчеркивает роль факторов окружающей среды, таких как общество, культура и социальное взаимодействие, влияющих на поведение и психическое здоровье человека («sociocultural perspective., n.d.).  Главным пионером этой перспективы был Лев Выготский, который предложил социокультурную теорию развития, утверждавшую, что процесс развития заключается в том, что дети оттачивают свои когнитивные функции и достигают мастерства через взаимодействие с окружением и руководство со стороны более опытных людей, таких как родители, учителя.  Эта перспектива также рассматривает культурный контекст как важный определяющий фактор, который решает, как, где и когда дети взаимодействуют со своим физическим и социальным окружением («социокультурная перспектива», n.d.).

Ссылки:

Барон, Р. и Калшер, М. (2003). Психология. Boston: Allyn & Bacon.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий