Значение: Историография как интеллектуальная и академическая дисциплина с трудом поддается определению. Окутанные абстрактным теоретическим, философским и методологическим жаргоном, профессиональные историки сами не смогли достичь общего консенсуса относительно конкретного определения термина, описывая его как написание истории, изучение исторической методологии, анализ различных школ интерпретации на определенную историческую тему или историю исторического письма.
Оксфордский словарь определяет историографию как изучение истории как таковой, «историю истории». Однако в более буквальном смысле историография в основном фокусируется на «представлении истории в словесных образах и письменном дискурсе».
Историография становится наукой, изучающей концепции и производство исторических интерпретаций человеческой цивилизации. Она занимается критическим анализом исторических трудов, описывающих определенную цивилизацию, империю или общество. Доминирующие структуры власти, политические идеологии, личные предубеждения, культурные тенденции и социальные нормы управляют повествованиями, в результате чего исторические отчеты оказываются во власти тех, кто их написал.
Историографы стараются вписать историю в контекст своего времени и приспособить социальные и культурные нормы того времени к более широкому историческому дискурсу. Затем они применяют более критический и философский подход к письменной истории, анализируя существующие записи и помещая их в социально-политические и экономические рамки своего времени.
Статья Карла Беккера, опубликованная в журнале в 1938 году под названием «Что такое историография?», направлена на изучение этой дисциплины, ставит под сомнение ее статус как дисциплины и обеспечивает всестороннее введение в ее идеи и подходы. Беккер прислушивается к мнению Гарри Барнса, автора книги «История исторического письма», который заявил, что его цель в историографии — «охарактеризовать интеллектуальный фон каждого крупного периода развития человечества в западной цивилизации, показать, как историческая литература каждого периода была связана с его родительской культурой, указать на доминирующие черты исторического письма в каждую эпоху, обозначить прогресс, если таковой имеется, в исторической науке, а затем прояснить индивидуальный вклад основных исторических писателей эпохи (Becker 21)».
Беккер отталкивается от программы Барнса и описывает историографию как «фазу интеллектуальной истории, которая записывает то, что люди в разное время знали и во что верили о прошлом, их знания и убеждения, а также основополагающие предпосылки, благодаря которым их знания казались им актуальными, а убеждения — истинными (Беккер 22)».
Согласно Беккеру, историография — это академическая субдисциплина, которая стремится выявить модели и структуры мышления, которые помогли построить реальную воображаемую историческую правду. Историографов интересует, что, например, имели в виду греки, когда думали о конкретной политической империи. Они будут анализировать рассказы и утверждения Страбона или Ктесия, изучая их воспроизведение реальности как продукта своего времени. Историографы изучают мифы и другие исторические системы верований, потому что, хотя они сами по себе могут и не быть историческими фактами, вера в эти мифы и другие системы является историческим фактом.
Важность историографии:
Важность историографии очень важна для ее понимания. Историография позволяет нам понять широкий спектр исторических интерпретаций и то, как различные точки зрения формировали представления об историческом факте. Она помогает нам принять более критический взгляд на историю как на относительный объект, как на предмет, которым манипулируют те, кто его рассказывает, и который отвоевывают те, кто в нем участвовал. Она побуждает искать предвзятость в исторических рассказах и понимать субъективную природу исторического письма.
Историография дает нам инструменты для изучения истории в контексте множества факторов, которые определяют, как история записывается и воспроизводится. Например, она поднимает вопрос о том, изменяли ли историки историю империи в угоду власть имущим или формировали ли они повествование об «успешном» колониальном государстве, исключая важную информацию о сопротивлении коренного населения. Историография исследует литературу, изучая пробелы и понимая их причины. Например, историк может изучать, как в исторических отчетах определенной империи значительно упущена социально-экономическая информация.
Историческое письмо, являющееся основным предметом историографии, является таким же продуктом своего времени, как и любое другое историческое развитие (Abonyi 2016), и поэтому может служить линзой для изучения основных тенденций и событий в истории цивилизации.
Историография также является неотъемлемой частью академического поиска, поскольку она дополняет изучение истории, а также всех других дисциплин, изучающих историю данной дисциплины. Она обеспечивает более широкие рамки для специалистов в различных областях, таких как экономика, психология и социология.
Социолог может извлечь большую пользу из историографических отчетов, которые фокусируются на определенной социальной группе в колониальном государстве. Например, изучение американской историографии в качестве фонового исследования для исследования, посвященного коренным американским племенам сегодня, будет очень полезным.
Разница между историографией и историей:
Хотя между этими двумя понятиями существует значительное сходство, историография не может существовать изолированно, в то время как история может. Историография опирается на сведения, предоставленные историей, для проведения своего исследования, в то время как история — это, по сути, изучение исторических фактов. Историография бросает вызов самому понятию исторического «факта» и основывается на академических подходах к записанной истории.
Историография делает акцент на наблюдении за записями и историческими данными, чтобы воспроизвести и представить исторический факт через передаваемое знание. Историография не ограничивается хронологией, а выходит далеко за рамки таблиц дат и событий. Историография погружается в идеи, которые концептуализируют и создают исторические записи. Она подчеркивает идею о том, что к истории следует подходить как к конструкции воображения историка, как он ее воспринял. Историография, которая учитывает перспективы, социальные и культурные нормы и другие идеи, вращается вокруг истории, которая в первую очередь занимается систематической записью и организацией событий прошлого.
Отличительные факторы историографии заключаются в признании субъективных идей, которые определяют и украшают написанную историю. Проще говоря, историография выступает за скептицизм и критический подход к письменной истории.
Историографические подходы:
Вышеупомянутые описания историографического исследования должны быть впоследствии объяснены в контексте подхода. Историографы стремятся получить целостное понимание исторического общества, цивилизации или империи, но для этого они должны использовать определенный критический подход. В зависимости от предмета исследования, историографы могут использовать один из нескольких типов подходов, перечисленных ниже:
- Хронологический подход: Этот подход направлен на составление хроники конкретных исторических империй или цивилизаций с акцентом на их подъем и падение. Историографы могут использовать этот подход для наблюдения за подъемом и падением Османской империи. Отличие этого историографического подхода от исторического заключается в том, что он расширяет сферу применения, включая отношение, убеждения и взгляды, которые характеризовали этот период времени, другими словами, он учитывает нематериальные и философские аспекты, которые окружают тему исследования.
- Географический подход: Применяется, когда влияние темы исследования охватывает большую географическую территорию, например, Первая мировая война и Вторая мировая война. Этот подход направлен на изучение отличительных особенностей каждого региона, пострадавшего от мировых войн. Он наблюдает за идиосинкразическим опытом каждого народа/региона и рассматривает его в контексте их личной истории и реакции на изучаемое историческое событие.
- Подход с позиций научной школы: Более академический подход к конкретной историографии, этот подход лучше всего подходит для тем, которые стали предметом большого количества литературы и привлекли комментарии историков, принадлежащих к нескольким школам мысли. Британская колониальная и имперская экспансия в 1818-м века служит подходящим примером, поскольку «историки создали целый канон работ на эту тему, основанных на гендерной теории, расовой теории, экологической истории, экономической истории, истории подчиненных, и это лишь некоторые из них (Seibert 2018)».
- Влияние фундаментальной работы: Этот подход анализирует влияние влиятельной второстепенной работы в хронологическом, географическом или теоретическом плане.
- Другие подходы: Некоторые подходы, представляющие собой объединение вышеупомянутых перспектив, используются при изучении таких типов истории, как националистическая историография (изучение нацистской Германии) или радикальная историография (изучение марксистской истории). Этот подход гораздо более целостный, он исследует социально-политические, экономические и философские механизмы, лежащие в основе темы исследования. (Seibert 2018)
Школы историографической мысли
Несмотря на отсутствие официальных школ историографической мысли, можно выделить несколько, основываясь на общих схемах и перспективах, а также на том, какие аспекты истории историографы предпочитают изучать. Сфера применения каждой из этих школ широка и не окончательна, они организованы нечетко, чтобы позволить более широкое понимание историографического исследования.
- Социальная история: Французская школа Annales и их журнал «Annales: histoire, sciences sociales» — прекрасный пример школы мысли, занимающейся социальной историей. Появившись в начале 1930-х годов, журнал стремился исследовать исторические закономерности в области социальной мобильности, классов, истории культуры и изучения семьи.
- Всемирная история: Предположительно самое недавнее образование в историографии, эта школа изучает мировые религии и их отношение к человечеству, а также троп однородности в этом контексте. Она в основном занимается вопросами единства и линейного подхода к истории человечества, общих закономерностей между цивилизациями и божественного провидения, управляющего человеческим родом.
- Экономическая история: Этот подход к истории направлен исключительно на изучение экономических факторов, окружающих исторические условия. Марксистская история может считаться членом этой школы мысли.
- Культурная история: Историография, движимая любопытством к изучению культуры, в основном занимается конкретными культурами, такими как культура коренных народов, стиранием или сохранением, эволюцией определенных культур на протяжении истории. Например, Маулиннонг, отдаленная деревня в холмах Кхаси в штате Мегхалая, представляет интерес для историографа, изучающего культуру, поскольку это племя сохранило аспекты своей традиционной культуры и в то же время приспособилось к культуре христианских миссионеров, прибывших в начале 20-х годов.20-го века. Кросс-культурное исследование появилось совсем недавно и может рассматриваться как исследование в рамках этой школы мысли.
- История женщин: эта школа изучает исключение женщин из истории, которая чаще всего была запятнана войнами, политикой и динамикой власти, и все это касалось мужчин и патриархата. Эта школа стремится обратить вспять это исключение и изучить жизнь женщин в исторических обществах, роли, которым они были подвержены, их идеи и привычки. Чаще всего работы в этой области используют феминистский подход и фокусируются на женщинах, которые не вписывались в рамки, созданные для них обществом, рассказывая историю меньшинства — наемных работников, монахинь, лесбиянок, незамужних и бездетных женщин. Женская история переросла в гендерную историю, которая фокусируется на концепции гендера и бинерах, которые создавались, совершенствовались и укреплялись на протяжении всей истории.
Школы историографии существуют и внутри более крупных историографий. Например, в индийской историографии четыре школы стали диктовать историографические подходы к Индии: кембриджская, националистическая, марксистская и подчиненная. Каждая из этих школ может использовать различные линзы и выбирать для изучения различные аспекты Индии: марксистская историография рассматривает радикальную и революционную историю Индии и ее счета, в то время как националистический подход может рассматривать националистические идеи и их историю в Индии.
Примеры:
исследование того, как и почему об определенном явлении писали как об объекте исторического изучения
- Греческая историография:
Греческая историография зародилась с помощью логографов, которые воспроизводили свою реальность с помощью прозы. Логографы записывали все устные традиции, относящиеся к происхождению людей и мест. Логография представляла собой конгломерат географии, культурной антропологии и социологии, который заложил основу истории как дисциплины. Геродот, которого называют «отцом истории», укрепил греческую историографию, в частности, своими рассказами о греко-персидских войнах. Его этнографический подход был повторен в работах других греческих историков, таких как Фукидид, Ктесий и другие.
- Римская историография:
Наследники греческой историографии, римские историки подражали методологии греческих историков, чтобы создать всеобъемлющий отчет о раннем Риме. Греческий историк Полибий был фактически первым, кто познакомил мир с римским обществом и его тонкостями, которые оставались незамеченными самими римлянами. Он также задал тон межкультурным сравнениям, критически проанализировав римскую и греческую империи. Римская историография была одной из первых, которая могла похвастаться подробным письменным изложением политических институтов и проявлений монархии, аристократии, олигархии и демократии. Среди других историков, внесших значительный вклад в римскую историографию, — Диодор, Ливий и Тацит.
- Средневековая историография:
Средневековая историография связана с самыми ранними формами христианской мысли. Она относится к христианской философии об истории и о том, как Бог ворвался в нее через воплощение (Vann 2020). Представляя собой сложный подход к воплощению, воскресению и Евангелиям, средневековая историография имеет дело с христианскими представлениями об исторических личностях и сосуществовании этих личностей с современностью.
- Исламская историография:
Коран и хадисы заложили основу исламской историографии, на которую опирались такие историки, как ат-Табари и Рашид ад-Дин. Ат-Табари представил историографические отчеты, которые отличались известной точностью хронологии и воспроизведения авторитетов, для чего он опирался на еврейскую Библию (в интерпретации ислама). Работа персидского ученого Рашида аль-Дина «Собиратель летописей» была более широкой по подходу, в ней рассказывалось об исламском мире, а также об Испании, Индии, Европе, Монголии и Китае.
Арабский историк Ибн Халдун своим трудом «Мукаддима» («Введение») придал тонкость и изысканность не только исламской исторической мысли, но и историографии в целом. До этого центральное место занимали хроники, и большинство исторических работ касались только таблиц исторических событий. В работе Халдуна подробно излагается его философия и уникальный взгляд на историю, а также вводятся в историческую мысль такие темы, как география, культура, экономика, государственные финансы, население, общество и государство, религия и политика, а также социальный контекст знаний. (Vann 2020)
- Историография эпохи Возрождения:
Историки эпохи Возрождения продвигали идею истории как новой науки, а такие ученые, как Петрарка, ввели новое отношение к истории. Историография — это изучение истории истории, возникшее благодаря тому, что ученые эпохи Возрождения, такие как Лоренца Валла и другие, выступали в роли филологов, которые редактировали, подражали и сообщали о текстах латинской и греческой древности.
- Марксистская историография:
Марксистская историография имеет дело с широким спектром сложных тем, и ее место как части «истории» часто подвергается сомнению. Как система критического анализа, которая рассматривает не только экономические условия, но и социокультурные изменения и, казалось бы, бессмертный психологический феномен отчуждения, марксистская историография существует на континууме. Эта историография регулярно используется в политических, экономических, социальных и психологических школах мысли для анализа текущих условий и тенденций. Сам марксистский дискурс в значительной степени историчен в том, как он прослеживает классовую борьбу, историю радикальной мысли (например, идеи ранних «утопических социалистов»), исторический рост промышленности, капитала, неравенства в богатстве и т.д. Исторический материализм, родившийся из интерпретации Марксом гегелевской философии истории, лежит в основе современной радикальной мысли. Таким образом, марксистская историография существовала почти как поток исторического и критического анализа, на который опирались такие ученые, как представители Франкфуртской школы, которые много писали об индустрии культуры.
- Историография эпохи Просвещения:
Другая историография, которая вызывает любопытство и критику, — это «просветительская историография». Успех, который превозносил ценность естественных наук, вызвал энтузиазм в отношении научных ценностей и принципов. Импульсом стало применение этих научных принципов в политике, экономике и литературе. Этот энтузиазм пронесся сквозь века, прорезал историю, чтобы заложить фундамент скептицизма, позитивизма и структурализма. Оно смогло установить границы и пределы для историографии с сильным акцентом на научное осмысление исторической мысли. Философы, которые внесли свой вклад и критиковали тенденции этого периода, включают Рене Декарта и французских философов-просветителей Монтескье и Вольтера.
Другие историографии, которые существуют в чрезвычайно сложных контекстах и могут быть справедливыми только в том случае, если о них много пишут, включают американскую историографию, которая должна включать политические, социологические, культурные и экономические школы мысли. Африканская историография и индийская историография также должны быть поняты не только с учетом постколониализма и ориентализма, но и в контексте их исторических цивилизаций, идиосинкразических культур и социальной атмосферы тех времен, которые, следовательно, определяют повествование этих исторических рассказов.
Историография — это широкая и нечетко определенная дисциплина, которая погружается в широкий спектр более устоявшихся академических дисциплин и использует их инструменты для критического изучения истории. Она позволяет любому увлеченному человеку проникнуть в историю, признать субъективность и поместить любую эпоху или движение в соответствующий социальный и идеологический контекст.
Ссылки:
Абоньи, Майкл. «Важность историографии». Making History, 8 ноября 2016 г., unm-historiography.github.io/intro-guide/essays/introduction/introduction.html.
Беккер, Карл. «What Is Historiography?» The American Historical Review, vol. 44, no. 1, 1938, pp. 20-28. JSTOR, www.jstor.org/stable/1840848. Accessed 6 July 2021.
Cheng, Eileen Ka-May. Historiography: an Introductory Guide. Continuum, 2012.
«Historiography: Определение, важность и примеры». Study.com, 11 июля 2020 г., study.com/academy/lesson/historiography-definition-importance-examples.html
Дженкинс, Кит. Переосмысление истории. Routledge, 2015.
Зайберт, Ютта. «Подходы к историографии». Мемориальная библиотека Фалви, 2018, library.villanova.edu/research/subject-guides/history/historiography/approaches-historiography.
Vann, Richard T. «Ancient Historiography.» Encyclopedia Britannica, Encyclopædia Britannica, Inc., 2020, www.britannica.com/topic/historiography/Ancient-historiography.