Историческая социология: Это отрасль социологии, которая фокусируется на том, как общества развивались в прошлом и продолжают развиваться до сих пор, что является историческим развитием. Она рассматривает, как простые структуры в обществе на самом деле являются результатом сложных процессов. Она фокусируется на гендерных предубеждениях, неравенстве и войнах. Имеющиеся исторические данные используются для изучения многих современных теорий, касающихся общества и его составляющих. Чем больше вопросов задается, тем богаче становится история социологии. Теория зависимости от пути также установила связь между прошлым и событиями, которые под ее влиянием произойдут в будущем.
Понимание и определение исторической социологии
Социология как дисциплина зародилась в середине 1800-х годов, в разгар промышленной революции. Это, несомненно, было время ускоренных социальных изменений. Эти два события — зарождение социологии и промышленная революция — не случайны, поскольку социология зародилась как средство объяснения общественных изменений. Классические социологические мыслители, включая Маркса, Вебера и Дюркгейма, были озабочены рядом вопросов, относящихся к изменяющемуся обществу. Несмотря на то, что суть их вопросов сводилась к текущей структуре общества и тому, как оно возникло, все трое сосредоточились на различных аспектах, которые, по их мнению, являлись природой и причиной этих изменений. Маркс был довольно известен своей озабоченностью капитализмом, в частности тем, как он появился и изменял общество. В то время как Вебер сосредоточил свое внимание на исторических изменениях вокруг происхождения религии и рациональности. Дюркгейм, как и Маркс, был озабочен последствиями капитализма, но вместо этого сосредоточился на разделении труда как ключевой природе общественных изменений. Несмотря на различия в фокусе, суть всех основателей была неизменной — социология занималась объяснением исторических изменений (Lachmann, R. 2013).
Зарождение социологии как дисциплины
Социология, несмотря на то, как она практикуется и понимается сегодня, начиналась как продолжение истории. Историческая социология изучает социальные процессы во времени, выделяя контексты и случайности, влияющие на конкретные изменения, и одновременно ищет общие закономерности, что, казалось бы, похоже на суть современной социологии. Обе они нацелены на понимание сложностей и выявление причинно-следственных механизмов общества (Сравнительный/исторический подходы, n.d.). Следовательно, в момент своего зарождения изменения были сутью социологии. Однако многие ученые считают, что современная социология больше не фокусируется на изменениях, что, как полагают, идет во вред дисциплине. Социолог Ричард Лахман в своей книге «Что такое историческая социология» выдвигает идею о том, «что неспособность определить и найти истоки и причины социальных изменений как суть социологии делает несостоятельными попытки социологии постичь смысл и значение социальных преобразований» (Anais, 2014). По словам Лахмана, причина такого удаления истоков социальных изменений кроется в потребности современных социологов исследовать только свое ближайшее окружение, в отличие от сосредоточения внимания на более масштабных и фундаментальных изменениях, которые происходят (Lachmann, R. 2013).
В момент своего зарождения историческая социология и социологическая дисциплина были однозначными синонимами друг друга. Это уже не так, сегодня историческая социология является отдельной отраслью социологии. Однако эта отрасль по-прежнему сосредоточена вокруг общественных изменений. Она рассматривает, как события прошлого сформировали сегодняшнюю структуру, каковы истоки и причины этих социальных изменений.
Типы и методы исторической социологии
Основной метод использования заранее установленных исторических данных используется в качестве средства для проведения аналитического анализа. Это позволяет социологам проверять теории во времени и пространстве в поисках обобщающих закономерностей, которые приводят к изменениям в обществе (Сравнительно-исторический подход, н.д.). Другим известным способом использования исторических данных является метод Милля. Вышеупомянутый метод изучает причинно-следственные связи на макроуровне (Аудиопедия, 2017). Ч.Миллс — американский социолог, автор книги «Историческое воображение», в которой он представил идею «социологического воображения». Эта концепция связана с пониманием себя по отношению к обществу, на которое, по его мнению, влияют исторические силы. В своей книге он предлагает, чтобы историческая социология имела четыре ключевые характеристики: во-первых, историческая социология изучает социальные структуры в зависимости от их расположения во времени и пространстве (Skocpol, 1984). Во-вторых, исследование признает последовательный поток социальных изменений во времени. В-третьих, рассмотрение действий индивида в их взаимодействии с социальными структурами того времени. Наконец, изучение исторической социологии должно признать важность индивидуального выбора, который приводит к нынешнему обществу, которое не существовало бы, если бы был сделан другой выбор. Следовательно, необходимо признать, что структура будущих обществ не предопределена (Skocpol, 1984). Следовательно, метод Милля требует взгляда на общество, который значительно отличается от структурно-функционалистской перспективы, т.е. взгляда, согласно которому общество подобно машине, и каждый социальный институт необходим для этой машины. Метод Милля является наиболее целостным и уместным способом анализа и обсуждения исторической социологии.
Вклад исторической социологии
В своей книге «Что такое историческая социология» Лахман признает различные области, в которых историческая социология внесла свой вклад в обсуждение революций и социальных движений. Говоря о революциях и социальных движениях, Лахман признает важность характеристик, упомянутых в методе Милля — важность индивидуального выбора и того, как он влияет на социальные изменения. Затем Лахман проводит трехступенчатый анализ, чтобы понять истоки и причины социальных изменений, таким образом, помещая свой анализ в область исторической социологии. Первый шаг заключается в том, когда и где произошла революция. Это снова соответствует методу Милля, который гласит, что историческая социология занимается социальными структурами в зависимости от того, где они расположены во времени и пространстве. Следующим шагом, по мнению Лахмана, является вопрос о том, почему движение или революция произошли именно в этот момент, а не раньше. И, наконец, посмотреть на революцию через сравнительную призму, что было до и после движения.
Ряд подразделов социологии сосредоточены вокруг вышеупомянутых шагов. Например, исследования женщин сосредоточены на влиянии различных феминистских движений, наиболее заметным из которых является движение суфражисток в начале 1900-х годов, которое привело к предоставлению женщинам права голоса. Аналогичным образом, исследования афроамериканцев сосредоточены на влиянии исторических движений, таких как движение за гражданские права в середине 1900-х годов. Таким образом, в ряде областей социологии исторический контекст является неотъемлемой частью, несмотря на то, что исследования женщин и афроамериканцев не могут четко заявить, что они относятся к сфере исторической социологии.
Еще одна область, где используются исторические социологические методы, — это рассмотрение эволюционирующей природы государств. Историческая социология рассматривает государства с точки зрения понимания того, как и почему они создаются. А также провести анализ, который отделяет создание государства от других событий, происходивших в то время, таких как рост капитализма. Другие области, в которые историческая социология внесла большой вклад, включают, но не ограничиваются: империи, государства, неравенство, гендер, семья и культура.
Критика против исторической социологии
Любая дискуссия или анализ, проводимые с помощью исторической социологической перспективы, доминируют и сосредоточены вокруг социальных изменений. К сожалению, при этом анализе могут не учитываться небольшие общественные изменения, изменения, которые, возможно, менее исторически эпохальны, те, которые, возможно, не приводят к немедленным структурным изменениям. Тем не менее, на протяжении истории существовали небольшие пограничные движения, которые постепенно приводили к изменениям в обществе. Например, в современной эпохе социальных сетей движение за принятие жира происходит постепенно и не может быть отнесено к какому-то одному эпохальному моменту в истории. Тем не менее, социальные изменения происходят. Следовательно, самый большой недостаток исторической социологии заключается в том, как количественно оценить социальные изменения, а не рассматривать общество как постоянное продолжение трансформации.
Историческая социология и будущее
Основополагающим аспектом исторической социологии является прошлое. Однако, хотя это может показаться парадоксом, эта субдисциплина также может быть использована при рассмотрении будущего общества. В частности, для понимания того, как в будущем могут развиваться такие уже существующие концепции, как глобальное потепление, гендерное неравенство и связи с общественностью.
Ссылки
Лахманн, Р. (2013). Что такое историческая социология? Великобритания: Wiley.
Сравнительные/исторические подходы. (n.d.). Американская социологическая ассоциация. Получено 27 августа 2021 г. с https://www.asanet.org/topics/comparativehistorical.
Анаис, С. (2014). Ричард Лахманн, Что такое историческая социология? Канадский журнал социологии, 39(1), 130-132. https://doi.org/10.29173/cjs21659.
Аудиопедия. (2017, 14 апреля). Что такое ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ? Что означает ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ? https://www.youtube.com/watch?v=T-G8F-q7E-0
Скочпол, Т. (1984). Историческое воображение социологии. В книге Т. Скочпол (ред.), Видение и метод в исторической социологии (стр. 1-21). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511621567.002