Индустриальная социология: Обзор

Индустриальная социология — относительно молодая отрасль социологии. В то время как Дюркгейм и Макс Вебер провели некоторый анализ промышленных институтов, промышленная социология как отдельная отрасль получила свой толчок благодаря знаменитым экспериментам на заводе Hawthorne Works в Чикаго, принадлежащем Western Electric Company, проведенным Джорджем Элтоном Майо и его коллегами в период с 1924 по 1932 год. Хотя эта область не может быть ограничена каким-либо одним определением, различные социологи пытались определить индустриальную социологию следующим образом.

Согласно Миллеру и Форму, «индустриальная социология — это предметная область общей социологии, которую более точно можно назвать социологией рабочих организаций или социологией экономики».

Согласно J. H. Smith, «промышленная социология занимается промышленностью (или любой формой организации труда) как социальной системой, включая те факторы (технические, эмоциональные, политические), которые влияют на структуру, функции и изменения в этой системе».

Однако среди социологов нет общего согласия относительно происхождения, определения и содержания этой субдисциплины.

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социология — это изучение коллективного поведения людей в обществе в целом. Она объясняет причины того, почему люди ведут себя так, как они склонны себя вести. И когда наша экономика превратилась в индустриальную, началась урбанизация с конкуренцией. Индустриализация — это и благо, и беда для нашего общества. Индустриализация принесла большое развитие наряду с классовым разделением людей. А также социальные проблемы, которые возникли в связи со всеми этими сложностями.

Ключевыми терминами индустриальной социологии являются «индустрия» и концепция социологии. Под индустрией здесь понимается место, где производятся товары и услуги для потребления в экономике. Это место, где каждый человек приходит и взаимодействует друг с другом в процессе производства и потребления. Концепция социологии в промышленном секторе дает нам дисциплину поведения людей. Отношения между людьми объясняются в процессе их развития в сфере промышленности.

Промышленная социология рассматривает их не просто как экономическую организацию, а скорее как социальную или человеческую организацию. Концепция охватывает то, как люди общаются друг с другом, с кем они общаются в трудные времена, как сообщество

Возникновение и эволюция

С ростом индустриализации возрос интерес к социально-экономическим аспектам индустриальных обществ. Промышленная социология имеет размытые контуры, и поскольку ее предмет не был разграничен, она часто пересекается с предметом экономики. Адам Смит рассматривал философские вопросы и моральные чувства, связанные с экономической деятельностью. Позже он обратил свое внимание на социальную (макроскопическую) и организационную (микроскопическую) роль капиталиста и рабочих в обществе. Он рассматривал эффективную мобилизацию и использование труда как истинное богатство нации, а не материальные вещи, такие как серебро и золото. Работы Смита о свободной торговле, минимальном вмешательстве государства, роли дифференцированного разделения труда, возникновении «фабричной системы» заложили основы современных индустриальных социологических исследований: экономическая организация, волны менеджера и рабочего, экономический обмен и торговля, взаимосвязь между технологией и разделением труда, распределительный эффект индустриализации на систему национальной стратификации и т.д.

Литературная обработка Чарльзом Диккенсом социально-политической жизни в начале 1919-го века также помогло социологам. После исследования Элтона Мэя индустриальная социология быстро развивалась как область теоретических исследований, а не только практического применения для помощи промышленникам в повышении производительности труда.

Предметная область

Бернс классифицировал предмет промышленной социологии следующим образом.

  1. Бюрократия: анализ бюрократического аппарата, т.е. поведения и отношения чиновников и чернорабочих.
  2. Изучение функций: Изучение рабочего места как системы, с помощью которой индивиды достигают баланса между работой и собственными целями в виде сложных органических или социально-технических систем.
  3. Изучение функциональной группы: изучение неформальных групп работающих индивидов и противопоставление системы отношений, целей и убеждений, особенно с руководством.
  4. Анализ индустриальных отношений: изучение поведения профсоюзов, переговорных процедур трудовых организаций как комплекса индустриальных отношений.
  5. Влияние индустриализма на личность: анализ влияния индустриализма на социальную жизнь работников как личностей, включая баланс и взаимодействие между рабочей и нерабочей сферами жизни.

Промышленные отношения между человеком и обществом

Промышленность формирует человеческие взаимодействия и отношения между сферами. Эти социальные отношения можно классифицировать следующим образом.

  • Внутренние отношения — социальные или межличностные отношения между людьми в рамках одной отрасли. Например, владелец, управленческий персонал и рабочие одного промышленного комплекса. Далее их можно разделить на формальные, неформальные и смешанные.
  1. Формальные отношения: отношения, которые формируются между людьми в силу их роли или статуса в отрасли. Эти отношения носят сугубо неличный характер и не сопровождаются эмоциями. Например, отношения между начальником и подчиненным или двумя коллегами, которые не являются друзьями.
  2. Неформальные отношения: личные отношения в рабочем пространстве, которые действуют в соответствии с эмоциями и страстями. Они могут развиваться между отдельными людьми или группами. Например, два сотрудника могут быть друзьями или работники могут разделиться на фракции, где одна фракция враждует с другой.
  3. Смешанные отношения: отношения, которые не являются ни полностью формальными, ни полностью неформальными, относятся к этой категории. Например, вечеринка после работы между руководящим составом и рабочими относится к этой категории.
  • Внешние отношения: отношения завода, фабрики или отрасли с другими отраслями, правительством и общественными организациями относятся к категории внешних отношений. Промышленности нужна лицензия от правительства, реклама в СМИ и набор в учебные заведения. Их отношения со всеми этими институтами являются внешними отношениями.

Сфера применения промышленной социологии

Промышленная социология — это прикладная дисциплина. В ее сферу входят следующие вещи. Этот список не является исчерпывающим.

  1. Она изучает исторический процесс индустриализации.
  2. Она изучает влияние физической и социальной среды на развитие промышленности и наоборот.
  3. Изучает роль правительства и государства в управлении и развитии промышленности и помогает в формировании государственной политики в отношении промышленности, системы образования для улучшения рабочей силы, кредитов для промышленности и т.д.
  4. Имеет дело с тремя различными организациями на рабочем месте, которые рассматриваются как отдельные, но взаимосвязанные, а именно: управленческая организация, неформальная организация работников и профсоюзная организация.
  • Организация управления отвечает за отношения между руководством и работниками. Она включает в себя политику, социальные программы, структуры социального обеспечения, работу над управлением и т.д. Она имеет дело с формальным аспектом отношений.
  • Неформальные организации — это отношения, добровольно сформированные между работниками без какого-либо институционального контроля. Эти отношения могут проявляться в форме клики, банды, группы дружбы, группы и т.д. Эти неформальные группы определяют нормы социального поведения.
  • Профсоюзная организация относится к роли формальных групп или организаций, таких как профсоюзы, и к участию или вовлечению работников в профсоюзную деятельность. Они играют жизненно важную роль в поддержании мира на производстве или создании промышленных беспорядков.

Важность промышленной социологии

  1. Стабильность в промышленном обществе — наличие постоянной базы данных о социальных промышленных явлениях и теориях, которые их объясняют, позволяет лучше управлять промышленностью.
  2. Устранение проблем индустриального общества — революция в индустриальную эпоху привела к различиям в статусе и роли социальных институтов, что вызвало социальные беспорядки. Промышленная социология позволяет изучать проблемы и предлагает решения таких проблем, как забастовки, локауты, безработица, заработная плата, санитария, жилье, образование, социальное обеспечение и т.д.
  3. Помощь в развитии личности — неразвитая личность увеличивает социальную дезорганизацию. Промышленная социология используется для развития личности тех людей, которые заняты в промышленности.
  4. Помощь в семейной интеграции — семья является центральной ячейкой общества. Большинство семей в бедных промышленных кварталах сталкиваются с такими социальными пороками, как плохой отдых, проституция, алкоголизм, нездоровые условия жизни, скученность и т.д. Индустриальная социология занимается этими вопросами.
  5. Промышленное планирование — в эпоху планирования промышленная социология делает промышленные процессы более эффективными, получая максимальный результат при минимальных затратах. Такое планирование возможно только при наличии базы знаний, предоставляемой промышленной социологией.
  6. Мир и процветание — экономическая стабильность, удовлетворенность трудом и эффективное распределение ресурсов (чего можно достичь с помощью промышленной социологии) позволяют поддерживать национальный и международный мир и процветание.

Почему нам нужна промышленная социология?

Понятие промышленной социологии широко и очень важно для организации. Ниже перечислены несколько причин, по которым нам необходима промышленная социология.

  • Они помогают нам определить проблемы, существующие в отрасли, а также предлагают возможные решения.
  • Во времена промышленного кризиса они помогают нам лучше понять ситуацию.
  • Она помогает нам понять взаимосвязь между личной деятельностью человека и деятельностью промышленности.
  • Они показывают нам, как человеческое взаимодействие протекает в организации, помогая в моменты недопонимания.
  • Они анализируют глубину индустриализации и масштаб проблем, возникающих в процессе развития.
  • Это помогает в планировании производства, в поддержании хороших отношений между профсоюзами и руководством.
  • Торговые отношения могут быть легко идентифицированы, а хаос в каналах организации может быть уменьшен.
  • Самой важной причиной является поддержание мира и процветания в организации.

В связи с индустриализацией и широким развитием экономики нам очень важно реализовать человеческий потенциал, чтобы выдержать огромную конкуренцию. Для того чтобы реализовать человеческий потенциал, нам важно изучить поведение человека в той или иной ситуации. Индустриальная социология служит платформой для изучения моделей поведения человека.

Ссылки:

Etzioni, Amitai. (1958). Индустриальная социология: изучение экономических организаций. Социальные исследования. 25. 303-324.

https://www.researchgate.net/publication/313973752_Industrial_sociology_the_study_of_economic_organizations

https://www.coursehero.com/file/p5jhvr6/Burns-has-classified-the-subject-matter-of-industrial-sociology-thus-A/


  • Сурия Анитха и Астха Наин.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий