Индология (индологическая перспектива): Значение, история и основатели

Индология: Как одно из самых разнообразных мест на планете, было предпринято множество попыток изучить историю и культуру Индии. Изучение индологии использует академический подход для более глубокого погружения в сложные структурные рамки, в которых живет народ Индии, и которые создают основу его истории. В этой статье дается компактное описание того, что включает в себя предмет индологии. Статья пытается дать определение индологии, исследует ее историю и развитие, определяет, чем индология отличается от ориентализма, исследует школы индологической мысли, а также ученых и их работы, посвященные индологии.

Что такое индология?

Индология, известная также как «индийские исследования», является подгруппой более общей темы азиатских исследований или востоковедения, и представляет собой научное изучение индийского общества, его культуры, языков, истории, философии и литературы. Другими словами, это исследование современных и прошлых деталей индийского общества — его людей, традиций, ценностей, происхождения и т.д., которое поддерживается и подтверждается. — которое поддерживается и подтверждается исследованием письменных работ на индийских языках, называется индологией. Ее часто путают с исследованиями Южной Азии, которые включают изучение более широкого Индийского субконтинента, состоящего из Бутана, Непала, Бангладеш, Мальдив, Пакистана и Шри-Ланки наряду с Индией, а не отдельной страны Индии.

Как отрасль знания, индология усваивает самооценку и самоанализ, де-локализацию и перераспределение социальных практик (disembedding), усиление глобального взаимодействия и взаимозависимости, а также участие в реконструкции социокультурного знания из источников. Индология изучает литературу на языках санскрит и пали, а также культуру религий, которые, как считается, зародились на индийском субконтиненте (индуизм, буддизм, джайнизм и т.д.). Ученые, занимающиеся дисциплиной индологии, часто делят ее на классическую — с акцентом на древнюю Индию и древние языки санскрит и пали, и современную — уделяющую внимание политическим и социологическим аспектам современной Индии.

Индология, или индийские исследования, помогла привлечь внимание к богатому культурному наследию народа Индии, истории и разнообразию страны. Она также позволила создать пространство, где литература и знания о стране могут быть оценены, обсуждены и дебатированы, тем самым распространяя понимание культуры Индии в остальном мире.

Краткая историческая справка об индийских исследованиях:

Индология (или индийские исследования) возникла как область академических исследований во времена британского правления в Индии. Однако индийская культура, языки и литература интересовали ученых и до этого. Чтобы проследить и понять, как далеко в прошлое уходит связь с индийским обществом, можно обратиться к нескольким древним литературным текстам, записанным материалам и документам. Люди всех культурных слоев и со всего мира погрузились в понимание и анализ яркой и живой культуры и народа Индии. Турецкие народы, арабы, персы и афганцы (начиная примерно с 1000 года н.э. и далее), а еще раньше греки, римляне, китайцы, византийцы, евреи и т.д. — все они исследовали богатую культурную структуру Индии.

Возможно, самые ранние записи о попытках изучения индийского общества можно отнести к Мегасфену (ок. 350 г. до н.э. — ок. 290 г. до н.э.). Он был древнегреческим историком, исследователем и, что более важно, индийским этнографом (человек, который изучает и описывает культуру определенного общества или группы, называется этнографом). Он был военным атташе в Индии от имени империи Селевкидов, существовавшей в эллинистический период, при дворе Чандрагупты Маурьи (период правления: 322 — 298 гг. до н.э.), основателя древней империи Маурьев. В соответствии с продолжительностью своего пребывания в Индии и своими впечатлениями, полученными в этот период, Мегасфен написал знаменитый труд «Индика», четырехтомный рассказ об Индии, какой он ее видел. В этих книгах Мегастен исследовал существование кастовой системы, которую он объяснял неграмотностью, преобладающей в стране. Хотя большая часть книг уже не существует, некоторые остатки были восстановлены. Классические географы Диодор Сицилийский, Страбон и Арриан Никомедийский испытали большое влияние этих работ.

Среди них китайский буддийский монах и переводчик Факсиан изучал буддизм в Индии примерно с 399 по 412 гг. н.э., рассказы о котором содержатся в его книге «Записи о буддийских царствах» (Фогуо цзи 佛國記). Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (также известный как Абу Райхан аль-Бируни), иранский ученый и полигистор, был автором в период исламского золотого века (с 8 по 14 век), который много писал об Индии. В своей всеобъемлющей работе «Taḥqīq mā li-l-Hind min maqūlah maqbūlah fī al-ʿaql aw mardhūlah» («Критическое исследование того, что говорит Индия, принимается ли это разумом или отвергается» или Kitāb al-Hind) аль-Бируни исследовал более или менее все возможные аспекты жизни в Индии. Его рассказ был всеобъемлющим и включал в себя географию, религию, историю, науку, математику и геологию страны. Работа аль-Бируни считается индологическим произведением, поскольку в ней основное внимание уделялось людям и их жизни в тогдашней Индии — культуре, религиозной практике и науке. Среди других известных работ об Индии — рассказы марокканского исследователя Ибн Батуты о династии Туглаков в Индии в его путевых мемуарах под названием «Рихла»; рассказы китайского буддийского путешественника Сюаньцзана, записанные в повествовании «Великие записи Тан о западных областях»; «Descriptio Indiæ» европейского географа Джозефа Тифенталера; отчеты Кашмира, написанные Калханой в «Раджатарангини».

Как академическая дисциплина, индология начала практиковаться в восемнадцатом веке, когда были созданы такие ассоциации, как Азиатское общество Бенгалии (Калькутта, 1784), и журналы, включая «Анналы Бхандаркарского института восточных исследований» и «Журнал Королевского азиатского общества».

Индология против ориентализма:

Большинство ученых сходятся во мнении, что нужно изучать Индию и ее общество, культуры, языки и людей с исторической и документальной точки зрения, используя в основном сравнительный подход. Большинство ученых-индологов занимаются анализом литературных публикаций, таких как книги, статьи и т.д., на санскрите и персидском языках, и на их основе развивают свое понимание индийского общества. Индология также несколько отличается от ориенталистского взгляда на индийское общество. С одной стороны, индология фокусируется на более позитивном и благодарном понимании индийского общества, в то время как ориентализм переходит к более негативному и критическому взгляду на него.

Индология исходит из общего восхищения индийской жизнью со стороны неиндийских людей, в то время как ориентализм исходит из теоретических потребностей Британской империи. В целом, индология подчеркивает достоинства и хорошие характеристики культуры Индии, почти всегда в преувеличенной манере, в то время как ориентализм ставит своей целью пропаганду положительных эффектов британского правления и способ оправдания колониализма в стране. Среди ориенталистов — Макс Мюллер, Джеймс Милль и др.

Принципы индологии:

Определив различия между индологией и ориентализмом, мы можем прийти к нескольким основным постулатам индологии:

  1. Прошлое Индии было наполнено грандиозными событиями. Для того чтобы полностью его постичь, важно обратиться к литературе, написанной в ранние времена. Эти тексты пропитаны философскими и культурными традициями Индии.
  2. Книги древней Индии во многом раскрывают истинную природу индийской культуры и общества. Чтобы получить представление о будущем развитии Индии, эти книги занимают важное место как репертуар знаний.
  3. Для того чтобы обеспечить изучение индийских текстов более древних периодов (в основном тех, что написаны на санскрите и персидском языках), необходимо создание институтов и ассоциаций.

Школы индологического анализа:

Согласно Девдутту Паттанаику, индийскому мифологу и писателю, существует четыре широкие классификации, на которые можно разделить индологические школы:

  • Индийская школа индологии: Эта школа стремится включить в изучение индийской культуры точку зрения неиндийских людей, а также людей из самой Индии, и поддерживать хороший баланс между ними. Большая часть академических начинаний, обучения, исследований и финансовой поддержки поддерживается западными странами (в основном из Европы и Америки). В результате, отказ или отмежевание от западных взглядов является трудной задачей. Отказ от западных взглядов означает уделение большего внимания культуре, с которой сталкивались и сталкиваются люди, живущие в стране, вместо того, чтобы просто вложить всю жизненную силу и суть изучения культуры в анализ текста.
  • Диаспорная школа индологии: Эта школа развилась из потребности индийских диаспор, живущих в западных странах. Люди, мигрировавшие в первом или втором поколении из индийских семей по экономическим причинам, вынуждены делать обучение своих детей культуре Индии важным моментом в качестве ответа на любые суждения, которые могут навязать им люди других культур. Еще одна причина — потребность чувствовать связь с родиной, со своими культурными и традиционными корнями. В рамках этой школы есть как те, кто ставит индийскую культуру на высокий пьедестал, так и те, кто критически анализирует культуру, традиции, историю и практику Индии.
  • Американская школа индологии: Возникнув как критика и противостояние европейскому пониманию индологии, американская школа уделяла больше внимания тем слоям населения, которые занимали подчиненное положение в индийском обществе, таким как племена или адиваси, женщины, люди, принадлежащие к трансгендерному сообществу, и далиты. Американская школа была крайне критична по отношению к Индии, особенно к индуизму, в практике и ритуалах которого возникают такие проблемы, как кастовая дискриминация. В противовес этому буддизм и его принципы приветствовались как менее фанатичные. Такой критический анализ позволил расширить понимание индийского общества.
  • Европейская школа индологии: Эта школа была одной из старейших (и, скорее всего, первой) индологической школой. Сосредоточившись в основном на индуизме и проведя сравнительный анализ этой религии с христианством, где последнее было показано как более совершенное, главной целью ученых этой школы было узаконить британское правление над индийцами, показав жителей страны как неразвитых «дикарей», которых необходимо контролировать, чтобы они могли развиваться. Почти все британские индологи находили негативный аспект в искусстве, литературе, архитектуре, языках, практиках и других культурных аспектах народа Индии.

Важно отметить, что ни одна из этих школ не лишена своего набора критических замечаний. В то время как одни преувеличивают положительные аспекты и занимаются чрезмерным прославлением культуры и истории Индии, другие пытаются понизить статус страны. Современные индологические начинания обычно стремятся обеспечить лучшее понимание культуры страны через восстановление зачастую неверных (т.е. либо гиперболизирующих положительные стороны, либо считающих народ культурно отсталым) представлений.

Индологическая наука:

Некоторые пионеры социологии в Индии имели в своей основе индологию. Среди различных ученых, относящихся к этой категории, наиболее известными являются индийский профессор социологии Г.С. Гурье, антрополог и социолог Иравати Карве и французский антрополог Луи Дюмон.

  • Г. С. Гурье: Гурье часто называют «отцом индийской социологии», он был профессором и известным автором работ по социологии Индии. Гурие был известен тем, что использовал множество методов в своем социологическом анализе индийского общества и его культуры. При этом он использовал как эмпирические методы, так и методы анализа на основе записанных текстов. В работах Гурье уделяется внимание широкому кругу тем в контексте индийского общества и культуры. К ним относятся, в частности, каста, религия, семья и родственные связи. Каста и раса в Индии» (1932) является его наиболее известной работой (другие труды включают «Социальная напряженность в Индии» (1968) и «Индийские садху» (1953)).

Для анализа касты Гурье использует символическую интеракционистскую перспективу в рамках социологии, чтобы объяснить одну из форм социальной стратификации в индийском контексте. Представляя индологическую перспективу более широкого вопроса социальной стратификации, вместо того, чтобы оправдывать функции каст в индийском обществе или резко осуждать кастовую систему, Гурье пытается понять касту с точки зрения тех ролей, которые она играет, или символов, которые она представляет в повседневной жизни людей, в контексте индийского общества. Он выделяет шесть аспектов касты: «Сегментное деление общества», «Иерархия», «Гражданские и религиозные ограничения и привилегии», «Отсутствие свободного выбора профессии», «Ограничение в еде, напитках и социальных связях» и «Эндогамия» (Ghurye, 1969), каждый из которых поддерживает определенные символы (которые, если нарушаются, приводят к социальным санкциям, часто самым суровым), с помощью которых кастовая система поддерживается в индийском обществе. Его интерпретации племен и урбанизации сельской Индии следуют аналогичному методу.

Критика работ Гурие часто концентрируется на прославлении культуры Индии вместо того, чтобы учитывать дискриминацию, угнетение и фанатизм, существующие в ней.

  • Иравати Карве: Иравати Карве считается одной из первых женщин-антропологов и социологов в Индии, она была пионером в изучении индийского общества с помощью индологии. Находясь в сфере, где в основном доминировали мужчины, Карве нашла большую часть своего вдохновения в работах Гурие (она также получила степень магистра социологии под руководством Гурие). Она была связана с группой классических востоковедов в рамках индологии. Основным направлением этой категории индологов было изучение и интерпретация древних текстов, написанных на санскрите, которые, по их мнению, составляли основу солидарности индийцев, несмотря на их кастовые различия. Среди ее основных работ — «Организация родства в Индии» (1953), «Юганта: Конец эпохи» (1969) и «Индусское общество — интерпретация» (1961).
  • Луи Дюмон: Наиболее известен своей книгой «Homo Hierarchicus: Кастовая система и ее последствия», посвященной кастовой системе Индии, Луи Дюмон был антропологом, которому также присвоено звание индолога благодаря его работам об индийском обществе. Книга, опубликованная в 1966 году, дала новое представление о кастовой системе и была снабжена как этнографическими данными, так и идеологией, лежащей в основе иерархического устройства кастовой системы. Среди других его работ — «Homo Aequalis» (1977) и «Религия, политика и история в Индии: Сборник докладов по индийской социологии» (1970).

Среди других ученых-индологов — Радхакамал Мукерджи, Б.К. Саркар и К.М. Кападиа.

Другие ресурсы по индологии:

Калькуттская школа индологии, Американский институт индийских исследований, Школа индийских исследований Бхишмы, Институт индологии и Школа индологических исследований Института Махатмы Ганди — вот несколько организаций и учреждений, которые занимаются индологией. Книги по индологии включают «Словарь индологии» (2009) доктора Вишнулока Бихари Шриваставы и «Взгляд на индологию» (1994) Шантарама Ганеша Моге.

Хотя индология получила широкое распространение в современном мире, нет нужды говорить, что она все еще остается непопулярной среди ученых. Однако в эпоху глобализации индология может быть полезна для понимания положения Индии в мировой истории и того, как она сформировала страну в том виде, в котором она существует сегодня. Кроме того, с помощью индологии можно эффективно раскрыть культуру и разнообразие Индии как для ее жителей, так и для тех, кто находится за ее пределами.

Ссылки

Бинод Сатпати, Б. (n.d.). Индийская историография. Retrieved June 12, 2021, from https://ddceutkal.ac.in/Syllabus/MA_history/Paper_07.pdf.

Ghosh, Biswajit. (2019). Изучение индийского общества и культуры: Methods and Perspectives. 47. 13-29.

Гурье, Г. С. (1969). Касты и расы в Индии. Popular Prakashan.

Годболе, Д. (2018, 15 октября). Иравати Карве: Пионер индийской социологии. Феминизм в Индии (FII). https://feminisminindia.com/2018/10/15/irawati-karve-indian-sociology/.

Kak, S. (2021, 7 июня). Большой скандал в индологии. Medium. https://subhashkak.medium.com/the-big-scandal

Лардинуа, Р. (2011, 31 июля). Вспоминая известного социолога и индолога. The Hindu. https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/remembering-a-sociologist-and-indologist-of-repute/article2311263.ece

Мондал, П. (2014, 11 апреля). Говинд Садашив Гухурье: биография и вклад в индийскую социологию. Библиотека статей. https://www.yourarticlelibrary.com/sociology/govind-sadashiv-guhurye-biography-and-contribution-to-indian-sociology/35012

Паттанаик, Д. (2016, 21 февраля). Четыре типа индологии. Devdutt. https://devdutt.com/articles/four-types-of-indology/

Subrahmanyam, S., Thapar, R., Alam, M., Dikshit, K. R., Allchin, F. R., Schwartzberg, J. E., Wolpert, S. A., Calkins, P. B., Champakalakshmi, R., Srivastava, A. L., & Spear, T. G. P. (2021, June 9). India. Encyclopedia Britannica. https://www.britannica.com/place/India

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий