Движение #metoo, закон о POSCO, принятый правительством, растущие тенденции популистских лидеров по всему миру, независимость Индии, Французская революция — все это социальные изменения. Эти изменения могут нести в себе ценности, которые либо биномиальны по своей природе (хорошие или плохие), либо представляют собой смесь этих ценностей. Таким образом, мы попытаемся понять, что такое социальные изменения и социальные изменения в индийском контексте, уделяя особое внимание женщине, детям и справедливости.
В чем разница между социальными изменениями и социальными реформами?
С другой стороны, социальная реформа — это желательное социальное изменение. Например, за последнее столетие значительно увеличилось участие женщин в экономике. Это и есть социальная реформа.
Социальные изменения неизбежны и могут произойти сами по себе. Но мы должны предпринять действия, чтобы направить их в желательное русло и превратить в социальную реформу.
Важная особенность или предостережение (в зависимости от того, на чьей стороне вы находитесь) в отношении социальных изменений заключается в том, что на социальные изменения можно смотреть через призму исторической перспективы, а не сегодняшних действий. Примером в индийском контексте может служить рост принятия замужней женщины в рабочем мире как профессионалами, так и ее семьей. Человек в наше время почувствует тяжесть социальных изменений только тогда, когда сравнит их с прошлым, когда это было скорее отклонением, чем нормой.
Таким образом, решения, которые мы принимаем сегодня, как сознательные, так и бессознательные, формируют мир для наших предшественников, и они смогут проанализировать изменения в обществе, произошедшие в наше время. Макивер и Пейдж отмечают тот же факт, что социальные изменения никогда не находятся в состоянии покоя и не могут восприниматься как таковые. Они сравнивают общественные изменения как временной процесс и называют общество процессом, а не продуктом. Следовательно, все побочные продукты, возникающие вместе с социальными изменениями и сосуществующие с ними, исчезают, когда происходят другие изменения.
Например, неграмотность среди женщин и мужчин в Индии в 1818-м веке была чрезвычайно низкой, а в обществе существовал жестокий ритуал сати, когда женщину сжигали после смерти мужа. Эти средневековые практики были побочным продуктом отсутствия образования в обществе, особенно среди женщин. Сейчас, когда уровень осведомленности и образования в обществе значительно вырос, эти практики практически искоренены.
Концепция социальных изменений и реформ
Концепцию социальных изменений можно условно разделить на две части. Первая — это скорее утверждение существующей системы общества, скорее статус-кво, в то время как вторая концепция говорит об изменениях в отношении вышеупомянутых социальных факторов. Ученые считают, что социальные изменения всегда соотносятся с этими тремя факторами: временем, пространством и экономикой. Неудивительно и довольно косвенно, что сопротивление таким изменениям или их стимулирование может быть сведено к этим элементам. Сопротивление этим изменениям обычно оказывают люди, которые после этих изменений будут узурпированы от власти комфорта.
Социальные изменения несут на себе груз двойной проблемы: первая — интеллектуальная проблема, связанная с их пониманием, а вторая — политическая проблема. Здесь социолог воспринимает эти различия в отношении социальных групп, поведения и институтов и, таким образом, классифицирует их на две тенденции: либо регулировать изменения, либо действовать в качестве катализатора в более свободном стиле для достижения желаемого результата. Первое — это то, что мы сегодня называем консервативным взглядом, а второе — более радикальными изменениями. В связи с двойной проблемой, которую представляют собой общественные изменения, они являются одновременно идеологией и практикой.
Коннотация по отношению к «социальным изменениям» у социологов разная. Одни социологи называют их «полными» изменениями, другие — более «частичными». Когда происходит событие, которое меняет роль женщины в экономике и обществе, то это частичное изменение. В таких случаях, как разрушение феодализма и вотчин, происходит полное изменение в обществе. Таким образом, обе стороны отстаивают убедительные аргументы, но обе согласны с тем, что изменения — это непрерывный процесс.
Макс Вебер рассматривает их по отдельности и придает им идиосинкратический характер, в то время как Маркс сочетает теоретические и практические аспекты. Комт, отец социологии, рассматривает направление этих социальных изменений. Он фокусируется на прогрессе, поскольку он является основой его эволюционной теории, согласно которой существует три отдельных этапа эволюции: теологические изменения, метафизические изменения и научные изменения.
Некоторые ученые-реалисты сомневаются в основе этих изменений и утверждают, что человеческое общество представлено своей выносливостью и стойкостью, следовательно, изменения просто эфемерны — таким образом, общество возвращается к тем же основам существования. Этими основами являются стремление человека к самосохранению и самовыражению. Маклунг Ли подтверждает это, утверждая, что социальные изменения нельзя рассматривать как окончательное изменение социальных условий, скорее эти изменения происходят в социальных институтах. Эти измененные институты и функции играют определенную роль в изменении общества, но основы остаются прежними.
Однако, учитывая все различные мысли относительно этих изменений, общим фактом является то, что социальные изменения влияют на наш вид исторически, политически, экономически и религиозно. Они также изменяют функции общества и его основу. Проще говоря, общество тысячелетней давности не имеет никакого сходства с обществом прошлого, но некоторые его характеристики все еще сохраняются в нашем обществе — будь то наше поведение или привычки питания, религиозные убеждения и т.д.
Изменения в индийском обществе
«Невозможно думать о благополучии мира, пока не улучшится положение женщин. Невозможно, чтобы птица летала только на одном крыле». — Свами Вивекананда
В этой цитате поражает то, как Свами Вивекананда пытается продвинуть идею равенства для женщины. В контексте вышеупомянутых особенностей, касающихся социальных изменений, вопрос о роли женщины в обществе является специфическим. С одной стороны, уровень грамотности среди женщин вырос в разы со времен независимости, но с другой стороны, Индия занимает первое место в рейтинге самых опасных стран для женщин. Случаи изнасилований, дразнилок, приставаний и отсутствие возможностей на рабочих местах проливают свет на проблему женщин и их прав. В конституции нашей страны женщинам предоставлены равные права, они могут пользоваться своим избирательным правом и работать там, где хотят, но реальность не соответствует этому.
Некоторые из основных проблем, с которыми сталкиваются женщины в Индии, носят в основном теологический и исторический характер. Регрессивные практики, такие как детские браки, женское обрезание, приданое, смена фамилии женщины после замужества, изгнание вдов из общества — все это кандалы на крыльях женщин в нашем обществе. Хотя правительство пытается решить эти проблемы, принимая такие законы, как Закон Шарды, повышая брачный возраст до 18 лет для женщин и делая сонографию для определения пола незаконной, последствия все еще остаются в бреду.
Дело в защиту прав женщин переживает период, который можно назвать случайной прогулкой. Конечно, соотношение полов в стране улучшается, 945 женщин на 1000 мужчин, но вопрос безопасности и признания на рабочем месте все еще остается предметом постоянной борьбы. Индия была патриархальным обществом, и это унизительно, но причиной для беспокойства являются темпы этого процесса. Случаи микрофинансирования женских кооперативов и дело против тройного талака — это некоторые примеры, когда можно увидеть, как спадает шкура фаллоцентричного поведения, но такие случаи, как дело «Нирбхая» или регрессивный менталитет приданого, который все еще распространен в обществе, являются подтверждением старых норм. Образованный человек играет роль катализатора социальных изменений, и с помощью технологий эти изменения должны быть ускорены (путем распространения информации), пока какой-либо другой фактор не увел общество от прогресса, достигнутого в отношении женщин и их прав.
Однако, если в 1950-51 годах в начальных школах обучалось 5,4 млн. девочек, то в 2004-05 годах — 61,1 млн. девочек, эта цифра доказывает, что Индия прогрессирует, и реформы в этих областях являются реальными, и есть свет в конце туннеля.
Еще один важный вопрос — права детей или несовершеннолетних в Индии. По данным BBC, количество детских преступлений только растет, и в 2016 году было совершено более 106 958 преступлений против детей, и это только те цифры, по которым преступления были зарегистрированы.
Также существует заблуждение, что преступления происходят только в отношении девочек. Правительство Индии обратило на это внимание и ввело систему ювенальной юстиции, где дети, независимо от того, девочка они, мальчик или любого пола, защищены от преступной деятельности. Бесчеловечный инцидент в Катхуа с 8-летней девочкой и многие другие необъяснимые действия заставили правительство принять более строгие законы, такие как закон POSCO (защита детей от сексуальных преступлений), согласно которому преступники будут получать пожизненное заключение, а дела против них будут рассматриваться быстрее. Давно пора было сделать шаг в этом направлении.
Еще одна скрытая проблема — детский труд. Хотя существует закон о фабриках, принятый в 1970-х годах, и другие законы, распространенность детского труда часто остается незамеченной. Это особенно характерно для бедных штатов, где дети вынуждены работать в качестве добытчиков хлеба для семьи с малых лет. Закон в Индии гласит, что ни один ребенок в возрасте до 14 лет не может работать на фабрике или выполнять тяжелую работу. Для работы на фабриках и других производственных предприятиях они должны иметь справку от врача.
Некоторые ученые считают, что правительство должно включать программы обучения и профессиональной подготовки для таких обездоленных детей, чтобы они могли быть более продуктивными и зарабатывать для своих семей, когда достигнут совершеннолетия. Они предлагают модель «зарабатывай, пока учишься», в которой им будут платить определенную сумму, пока они проходят обучение. Эти реформы ведут к созданию более качественной рабочей силы и более здорового детства.