Бабасахеб Амбедкар, пожалуй, одна из самых выдающихся личностей, которых когда-либо видела Республика Индия. В то время как Индия вела коллективную борьбу против колониального господства, Амбедкар считал желаемой целью социальную демократию. Своим литературным творчеством Бабасахеб оставил отпечаток на индийском обществе и на том, каким оно должно быть. Каждый общественный деятель или социальный реформатор восхищается тем трудом, который Амбедкар приложил для достижения социального равенства. Именно поэтому на всех демонстрациях против кастовости или за права женщин у всех на слуху звучит лозунг «Джай Бхим». С течением времени сформировалась идеология, связанная с его именем, известная как идеология амбедкаризма.
В этой статье речь пойдет прежде всего об идеях, которые он пропагандировал для реформирования общества. Будучи очень знающим человеком, он понимал жестокое неравенство в обществе на самом низком уровне. По ходу статьи освещаются критические замечания Бабасахеба в адрес индуистской общины. В статье также говорится о буддизме и о том, что он был очень инклюзивным по своей природе. Также будет проведено сравнение с индуизмом и показано, насколько необходимо внести социальные изменения в индуистское общество.
Амбедкар боролся против кастовости, патриархата и брахманов, тень которых всегда нависала над жизнью большинства населения. Амбедкаритскую идеологию можно рассматривать как идеологию, стремящуюся к эгалитаризму, идеологию, сосредоточенную исключительно на улучшении положения маргиналов и предлагающую решения для достижения равенства в обществе. Будучи революционной фигурой, важно понять, почему так много людей боготворят его.
Амбедкар и кастовая система
Амбедкаритская идеология утверждает, что кастовая система далека от эгалитарной, и решительно поддерживает дискриминацию далитов и женщин. Его идеология представляет себе место, где институт каст сокрушен народом Индии, где царят единство, смирение и, самое главное, эгалитаризм.
Амбедкаритская идеология придерживается мнения, что, если общество избавится от этого института, в нем воцарится равенство, а элитарность в конечном итоге сойдет на нет. С одной стороны, кастовая система делает общество чрезвычайно правильным, а с другой стороны, идеология амбедкаритов пытается привить веру в то, что общество постоянно меняется, приспосабливается к изменениям, и его переход происходит очень плавно. Помимо того, что Бабасахеб дал социологический взгляд на дискриминацию, он также дал политический нарратив по этому поводу, требуя создания отдельного электората для угнетенных. Важно отметить, что цель резервирования, которая стала реальностью, была достигнута в основном благодаря работе Бабасахеба Амбедкара.
Бабасахеба удручал тот факт, что институт распространялся по всей стране со скоростью света. Хотя во многом это связано с технологическим прогрессом, но отчасти и с процессом санксритизации — явлением, описанным М.Н. Шринивасом. Относится к подражанию низшими кастами практикам, применяемым высшими кастами. Например, ношение красной священной нити. Это узаконивает брахманическое правление и остракизм низших каст. Парадоксальное явление, которое гарантирует структурные изменения. Напротив, структурных изменений нет, а есть только позиционные.
Амбедкаритская идеология и женщины
Много говоря о далитах, Бабасахеб также пролил свет на бедственное положение женщин. В условиях растущего классового разделения и усиления патриархата труды Амбедкара стали очень значимыми для современных феминисток.
Заклейменные как неполноценный пол, женщины пережили бурные времена. Часто они подвергаются насилию со стороны своих партнеров, а религиозные тексты, такие как «Дхармшастра» и «Манусмрити», также способствуют этому насилию. Амбедкар хотел улучшить положение женщин и предложил законопроект об индуистском кодексе. Этот законопроект был направлен на изменение существовавших до сих пор правил о браке, разводе и собственности. Он стремился к социальной интеграции и открыто выражал свое желание избавиться от порочной практики кастовой системы.
Впоследствии Бабасахеб стал источником вдохновения для многих реформаторов, поскольку его стремление к расширению прав и возможностей женщин также затрагивает проблемы людей, находящихся на низших ступенях кастовой системы. Процесс санскритизации, как упоминалось выше, имеет довольно много критических замечаний. Одна из очень сильных критических замечаний — это исключение женщин из брахманического порядка. Теперь, когда происходит подражание, маргинализация женщин становится распространенной во всех уголках страны.
Религия через призму амбедкаровцев
Неоднократно Амбедкар высказывал мысль о том, что нужно отойти от индуизма, и подчеркивал, почему буддизм — это религия, на которую должны равняться все остальные религии и прививать свои убеждения. В одном из своих эссе Амбедкар проливает свет на два основных различия между индуизмом и буддизмом. Первое различие заключается в морали.
Бабасахеб считает, что нравственность существует в буддизме в чистом виде, и Дхамма Будды является тому подтверждением. Затем он проводит параллель, отмечая, что индуизм в основном основан на понятии кармы, и мораль, похоже, не существует. Второе различие касается неравенства.
Если индуистский общественный строй основан на системном неравенстве, то буддизм, как религия, стремится искоренить его, всегда делая акцент на возвышении всего общества, а не только одной его части. Основы индуистского порядка базировались на социальной стратификации, узаконивая при этом брахманическое превосходство. Шудры также могли быть частью буддизма и стать бхиккхусами, в то время как женщины также были приобщены к нему, став бхиккхунами.
Будучи ярым сторонником буддизма, Бабасахеб Амбедкар высоко ценит эту религию за близость к человечеству, равенство и сострадание. Можно сказать, что она работает по принципу реальности, а не по поверхностным убеждениям, как индуистская складка. Будда никогда не провозглашал себя богом, а только человеком, проповедующим достижение просветления.
Бабасахеб критиковал не только индуизм, но и порицал ислам и христианство, поскольку они считали себя посланниками богов или называли себя Пармешварами, что означает «Бог богов». Амбедкаритская идеология также считает буддизм идеальной религией, поскольку в нем есть четкое разграничение между маргадатой и мокшадатой.
Идеология амбедкаритов основана на либеральной среде и подчеркивает важность вопрошания. Вот почему амбедкариты подвергают сомнению политическую систему, социальную систему и экономическую систему. Точно так же Будда не хотел, чтобы его ученики слепо следовали его учениям, им разрешалось задавать вопросы, обдумывать и даже отбрасывать его учения.
Амбедкара, боровшегося за равенство, в народе называют человеком, благосклонным к определенным кастам. Это утверждение крайне иронично, поскольку Амбедкар всегда выступал против каст, и «Уничтожение каст» является тому подтверждением. Бабасахеба также называли эскапистом, потому что он оставил свою религию вместо того, чтобы найти решение в ней. Однако это неправда. Он пропагандировал буддизм просто потому, что он уважал каждого человека. Пол, каста и вероисповедание не были определяющими факторами. Его героические усилия по борьбе с кастовостью и равенством не пропали даром. Если сравнивать с его временем, то у женщин действительно есть некоторые права, но они все еще должны сравняться с привилегиями мужчин в обществе.