Американский социолог Луис Вирт (1945, с. 347) определил группы меньшинств как «группу людей, которые в силу своих физических или культурных особенностей выделяются среди других в обществе, в котором они живут, для дифференцированного и неравного обращения, и которые поэтому считают себя объектами коллективной дискриминации».
«Все также должны помнить об этом священном принципе, что хотя воля большинства во всех случаях должна преобладать, эта воля, чтобы быть законной, должна быть разумной; что меньшинство обладает равными правами, которые равный закон должен защищать и нарушение которых было бы угнетением» (Джефферсон, 1801).
Эти слова, заимствованные из Первой инаугурационной речи Томаса Джефферсона (4 марта 1801 года), продолжают сохранять свою актуальность спустя более двух веков после того, как они были произнесены третьим президентом Соединенных Штатов Америки. В 21 веке наблюдается резкий рост политики идентичности, когда люди объединяются с группами, представляющими их социальные/культурные сообщества, вместо партий/организаций более широкого профиля. Это является прямым результатом социальной категоризации, которая проистекает из социальных различий расы, религии, пола, этнической принадлежности, языка, сексуальности и т.д. Когда создаются такие разделения, одни социальные группы оказываются в большинстве, а другие образуют меньшинства. Американский социолог Луис Вирт (1945, с. 347) определил меньшинства как «группу людей, которые в силу своих физических или культурных особенностей выделяются среди других в обществе, в котором они живут, для дифференцированного и неравного обращения, и которые поэтому считают себя объектами коллективной дискриминации».
Общество создает такую категоризацию объективно, основываясь на внешности или поведении человека. Важно отметить, что термин «меньшинство» — это не просто статистический показатель принадлежности к группе, а скорее категориальный. Лица, которые воспринимаются как проявляющие поведение, характерное для определенной группы меньшинств, получают титул «меньшинства». Люди, принадлежащие к группам меньшинств, как правило, лишены прав, не имеют практически никакой социальной власти и живут по указке решающего большинства.
Характеристики групп меньшинств
Чарльз Вагли и Марвин Харрис (1958) считают, что меньшинства можно определить по пяти отличительным признакам:
1. Неравное обращение и ограниченная власть
Группы меньшинств часто маргинализированы на своих территориях и практически не имеют права голоса в управлении из-за их фактического отсутствия или ограниченного присутствия в представительных органах власти. Например, меньшинство далитов в Индии подвергается социальному остракизму, экономически ущемлено и политически недопредставлено.
2. Отличительные физические или культурные черты
Определенные группы меньшинств, в первую очередь расовые и этнические меньшинства, часто идентифицируются по их физическим особенностям или культурному наследию. Например, афроамериканское население в США определяется по цвету кожи. Аналогично, народ бодо в Ассаме считается этнолингвистическим меньшинством, имеющим отдельный общий язык.
3. Недобровольное членство в группе
В отличие от добровольного членства в группе, когда человек сознательно выбирает ассоциировать себя с определенной группой, недобровольное членство обычно определяется рождением или родством. Члены групп меньшинств, как правило, рождаются в своей социальной идентичности, и поэтому им все труднее от нее отделиться. Например, кастовая система в Индии разделяет индусов на различные касты и субкасты исключительно по признаку рождения. Так, человек, родившийся в семье браминов, будет принадлежать к браминам, тогда как родившийся в семье далитов будет идентифицироваться как далит. Аналогично, человек не выбирает свою расу, пол, сексуальность и т.д.
4. Осознание подчиненного положения
Представители меньшинств, как правило, осознают свою подчиненность в обществе. Это выходит за рамки простого осознания того, что они являются подчиненной группой. Меньшинства осознают тот факт, что в результате своей социальной принадлежности они подвергаются неравным социальным, экономическим и политическим возможностям. Они признают, что имеют более узкий доступ к образованию, здравоохранению и другим необходимым объектам инфраструктуры.
5. Высокий уровень внутригрупповых браков
Группы меньшинств склонны практиковать эндогамию, т.е. заключать браки внутри своей группы/общины. Эндогамия является распространенной практикой среди племенного населения во всем мире, а также кастовых меньшинств в Индии. Отчасти причиной такого внутригруппового брака является желание сохранить генофонд и родословную в определенных племенах. Другим объяснением, по крайней мере, в индийском контексте, является социальный запрет на межкастовые браки в попытке ограничить социальную мобильность низших каст и удержать социальную власть среди высших каст.
Типы групп меньшинств
Исходя из этого определения групп меньшинств, мы можем разделить их на четыре основных типа:
1.Расовые и этнические меньшинства:
Термины «раса» и «этническая принадлежность», часто используемые как взаимозаменяемые, относятся к двум различным типам социальной идентичности. В то время как термин «раса» определяет людей по их физическим характеристикам, таким как цвет кожи и строение лица, «этничность» указывает на общее наследие, язык и даже культуру. Этнические и расовые меньшинства существуют в национальных государствах по всему миру; однако они не всегда определяются очевидными численными различиями. Как говорилось ранее, термин «меньшинство» часто используется для обозначения групп, не обладающих социальной или политической властью. Например, чернокожие в Южной Африке во время апартеида имели численное большинство в национальном государстве, однако они по-прежнему подвергались институционализированному расизму со стороны белого меньшинства.
Этнические и расовые меньшинства в любом регионе обычно являются кочевым населением, недавними мигрантами или коренным населением. Наиболее типичными примерами этнических/расовых меньшинств являются аборигены и племенное население ранее колонизированных стран. Аборигены Австралии, коренные американцы в США и маори в Новой Зеландии — вот несколько таких коренных групп, получивших статус меньшинств.
Читать: Социология расы и этничности
2. Гендерные и сексуальные меньшинства
К ним обычно относят группы, которые идентифицируют себя как члены сообщества LGBTQ+ и включают людей, идентифицирующих себя как трансгендеров, гендерно небинарных, гомосексуалистов, бисексуалов и т.д. В некоторых обществах женщины также считаются меньшинством, несмотря на их численность, из-за их статуса угнетаемой группы. Людям с ненормативной гендерной и сексуальной идентичностью исторически было отказано в равных правах и защите со стороны закона. В то время как западное общество работало над инклюзивностью в течение последнего столетия, восточные культуры только сейчас начали вести разговоры о признании ненормативной идентичности.
3. Религиозные меньшинства
Религиозные меньшинства — это те группы, чья религиозная идентичность поддерживается численно более слабой частью общества и отличается от религиозной идентичности большинства населения, которое часто находится у власти. В то время как некоторые страны мира предоставляют своим гражданам свободу исповедовать религию по своему выбору без дискриминации, есть и такие, как Мьянма и Китай, которые ограничивают такую свободу через культурные предрассудки. Например, мусульмане-уйгуры в Китае и рохинджа в Мьянме признаны группами меньшинств. В результате они подвергаются прискорбной институционализированной дискриминации, несправедливости, жестокому обращению и ужасам в своих государствах.
Читайте также: Проблемы религиозных меньшинств
4. Люди с ограниченными возможностями
Несмотря на то, что этот вопрос вызывает жаркие споры, люди с ограниченными возможностями — физическими или психологическими — составляют самую большую группу меньшинств во всем мире: более миллиарда человек живут с той или иной формой инвалидности. Нейропсихические расстройства, сенсорные нарушения, потеря физической подвижности и т.д. считаются причинами инвалидности.
Люди с ограниченными возможностями находятся в неблагоприятном положении не только из-за своих нарушений, но и из-за общества. Люди с ограниченными возможностями подвергаются большему риску стать жертвами насилия, бедствий и нищеты, поэтому им должно уделяться должное внимание в соответствии с законом.
Проблемы, с которыми сталкиваются меньшинства
Трудности, с которыми сталкиваются представители меньшинств, имеют тройной характер — социальный, экономический и политический. Во-первых, представителям меньшинств приходится бороться с идеей социальной идентичности. Им становится трудно проложить свой путь в обществе, где правит большинство с явно иными социальными, культурными и поведенческими практиками. Источник их идентичности, который является для них средством ориентации в мире, также становится причиной дискриминации и несправедливости. Кроме того, меньшинства постоянно лишены равных возможностей в области образования, занятости, здравоохранения и социального обеспечения. Такое неравное обращение является препятствием для социальной мобильности и достойного существования. Более того, социальная и экономическая незащищенность становится обычным явлением в жизни меньшинств. Их слабое численное присутствие и невозможность получить равные возможности для роста и благосостояния становятся источником беспокойства и уязвимости. Такая маргинализация также приводит к ухудшению физического и психического здоровья меньшинств.
Теория козла отпущения в психологии относится к тенденции возлагать ответственность за собственные проблемы на кого-то другого. Если применить ее к социологии, то можно увидеть, что такое козлиное отпущение порождает предрассудки и дискриминацию по отношению к группе или человеку, которого считают ответственным. Козлы отпущения широко распространены среди групп меньшинств. Группы большинства часто вымещают необоснованную агрессию на подчиненных группах. Адольф Гитлер, наиболее известный, виновен в таких действиях в 20 веке. Он обвинил еврейское население в социальных и экономических трудностях Германии и, как следствие, разжег этнический геноцид против евреев. Козлы отпущения также являются основной причиной враждебного отношения к иммигрантам.
В мире, где наша социальная идентичность неразрывно связана с нашим пониманием «Я» и тем, как мы видим и воспринимаем наше социальное и физическое окружение, становится необходимым участие в дискуссии о правах и свободах меньшинств. Отказ в возможностях и угнетение отдельных людей, проистекающие из предрассудков и стереотипов, имеют опасные последствия для общества. Просвещение о бедственном положении меньшинств и факторах, влияющих на такую дискриминацию, является первым шагом к изменению повествования о подчиненных группах.
Ссылки
Бербриер, М. (2002, июнь). Лишение прав меньшинств: Критика «Задания для социальных ученых и практиков» Уилкинсона. ScholarWorks at WMU. https://scholarworks.wmich.edu/jssw/vol29/iss2/2/.
Джефферсон, Т. (1801, 4 марта). Jefferson Quotes & Family Letters. Выдержка из первой инаугурационной речи Томаса Джефферсона, 4 марта 1801 года [Цитата] | Jefferson Quotes & Family Letters. https://tjrs.monticello.org/letter/1326.
Santos, D. J. da S., Palomares, N. B., Normando, D., & Quintão, C. C. A. (2010, June 1). Раса и этническая принадлежность: различия для лучшего применения. Dental Press Journal of Orthodontics. https://www.scielo.br/j/dpjo/a/cpSn3rmDvrkMNTHj7bsPxgh/?lang=en.
Введение в социологию. Lumen. (n.d.). https://courses.lumenlearning.com/cochise-sociology-os/chapter/minority-groups/.
Мондал, П. (2014, 25 марта). 3 основные проблемы, с которыми сталкиваются меньшинства в Индии. Your Article Library. https://www.yourarticlelibrary.com/sociology/3-main-problems-faced-by-minorities-in-india/31418.
Введение в социологию. Lumen. (n.d.). https://courses.lumenlearning.com/sociology/chapter/racial-ethnic-and-minority-groups/