Гарриет Мартино: «Мать социологии» и забытый феминистский социолог
Гарриет Мартино (1802-1876) была первой женщиной-социологом, и многие современные социологи называют ее «матерью социологии», возвращая ее труды на первый план. Несмотря на то, что она была убежденным политическим, социальным и экономическим писателем и известным журналистом викторианской эпохи, лишь недавно она начала получать признание. Она перевела на английский язык «Курс позитивной философии» Августа Конта, который также является отцом-основателем социологии. Считается также, что Комт начал читать переводы Мартино вместо своих оригинальных работ и дошел до того, что снова перевел работы Мартино на французский язык.
Ранняя жизнь:
Источник изображения: Википедия
Самым известным источником информации о жизни Мартино является ее «Автобиография», написанная в 1855 году. Она была опубликована посмертно в 1877 году вместе с книгой Марии Чапман «Воспоминания о Гарриет Мартино». Она родилась в семье среднего класса, ее отец был фабрикантом по профессии. Она в основном занималась самообразованием дома, и у нее было омраченное детство, отягощенное чувствами неуверенности в себе и страха. Женщинам было запрещено учиться в университетах, но она не отставала от своих сверстников-мужчин благодаря «интенсивным, самостоятельным исследованиям на протяжении всей своей жизни». У нее также были диагностированы нарушения слуха, и в зрелом возрасте она пользовалась слуховой трубой.
Поскольку она была воспитана как набожная унитарианка, ее первые работы были горячо религиозными. Однако вскоре она превратилась в атеистку, и большинство ее литературных произведений свидетельствуют об этом. В этот период она проводила время в Лондоне в компании таких популярных личностей, как Чарльз Диккенс, Чарльз Дарвин, Шарлотта Бронте, Уильям Вордсворт, Флоренс Найтингейл, Томас Мальтус, Джордж Эллиотт и Чарльз Бэббидж.
Основные темы
Ее вклад в область социологии сосредоточен вокруг трех основных работ — «Методологический трактат» (1838), «Америка до гражданской войны» (1837) и ее перевод работ Конта. «Ее наблюдения и беседы привели к чрезвычайно проницательному анализу дилемм американского рабовладельческого общества» (Хэмлин, стр. 2).
Мартино проводила новаторские исследования — содержательные, теоретические и методологические исследования в области того, что сейчас называется социологией (Hill, 1981, стр. 291). Темы ее работ варьировались от биографий, образования, инвалидности, здоровья, истории, законодательства, земледелия, производства, месмеризма и гигиены труда до религии, политической экономии, философии, методов исследования, путешествий, социологии, рабства и прав женщин. Она была феминисткой, аболиционисткой, критиком, социологом и заядлой атеисткой. Ее работа «Общество в Америке» (1837) получила наибольшее признание среди социологов Соединенных Штатов. В ней Эйдж задокументировала такие понятия, как демократия, равенство и свобода, которыми, как утверждали американцы, они дорожили, а также существующие институциональные рамки. В своей работе она также подчеркивает роль феминистки, уделяя особое внимание жизни женщин-рабов в Америке. Современные социологи используют ее работы, чтобы разобраться в сложностях викторианской Англии XIX века.
Мартино представила первый систематический методологический трактат по социологии в книге «Как наблюдать за методами и манерами» (1838). Она считается первой попыткой «объективного наблюдения как методологии в социологии». «Столкнувшись с проблемой изучения общества в целом, она творчески подошла к решению проблем предвзятости, обобщения, выборки, реактивности, интервью, подтверждения и методов регистрации данных» (Hill, 1991, pp. 292). Ее исследования были сосредоточены на основных социальных институтах, таких как религия, семья, искусство, популярная культура, экономика, правительство и тюрьмы. Задолго до таких социальных мыслителей, как Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, именно она изучала формы религии, социальные классы, домашние отношения, формы самоубийства, положение женщин, криминологию и преступность, а также взаимоотношения между индивидами и репрессивными социальными институтами. Ее социологическое воображение было беспредельным — оно простиралось от теории к наблюдению, от макро- к микро. Она также признана за свой вклад в символические взаимодействия и была одним из первых социологов, разработавших как метод, так и методологию изучения социальной жизни.
Работы Мартино в значительной степени игнорировались патриархальными социологами (M.R. Hill, 1991) — она была забыта не только в социологии, но и в других областях, в которых она работала, таких как журналистика, история и литература. Энтони Гидденс назвал Мартино человеком, который «призывал социологов не просто наблюдать, но и работать на благо общества». Полное отсутствие академического интереса к работам Мартино говорит о положении женщин-исследователей в социологии. Как молодые социологи, мы несем ответственность за то, чтобы такие ученые, как Мартино, вновь стали известными.
Ссылки
- Чадда, Г. (n.d.). Классическая социологическая теория профилирования Гарриет Мартино. Факультет социологии, Университет Мумбаи.
- Hamlin, J. (n.d.) Harriet Martineau: Мораль и манеры. Факультет социологии и антропологии, UMD.
- Хилл, М.Р. (1991). Гарриет Мартино (1802-1876). Digital Commons, Университет Небраски-Линкольна.