Гарриет Мартино: Биография, произведения и вклад

Гарриет Мартино: «Мать социологии» и забытый феминистский социолог

Гарриет Мартино (1802-1876) была первой женщиной-социологом, и многие современные социологи называют ее «матерью социологии», возвращая ее труды на первый план. Несмотря на то, что она была убежденным политическим, социальным и экономическим писателем и известным журналистом викторианской эпохи, лишь недавно она начала получать признание. Она перевела на английский язык «Курс позитивной философии» Августа Конта, который также является отцом-основателем социологии. Считается также, что Комт начал читать переводы Мартино вместо своих оригинальных работ и дошел до того, что снова перевел работы Мартино на французский язык.

Ранняя жизнь:

Источник изображения: Википедия

Самым известным источником информации о жизни Мартино является ее «Автобиография», написанная в 1855 году. Она была опубликована посмертно в 1877 году вместе с книгой Марии Чапман «Воспоминания о Гарриет Мартино». Она родилась в семье среднего класса, ее отец был фабрикантом по профессии. Она в основном занималась самообразованием дома, и у нее было омраченное детство, отягощенное чувствами неуверенности в себе и страха. Женщинам было запрещено учиться в университетах, но она не отставала от своих сверстников-мужчин благодаря «интенсивным, самостоятельным исследованиям на протяжении всей своей жизни». У нее также были диагностированы нарушения слуха, и в зрелом возрасте она пользовалась слуховой трубой.

Поскольку она была воспитана как набожная унитарианка, ее первые работы были горячо религиозными. Однако вскоре она превратилась в атеистку, и большинство ее литературных произведений свидетельствуют об этом. В этот период она проводила время в Лондоне в компании таких популярных личностей, как Чарльз Диккенс, Чарльз Дарвин, Шарлотта Бронте, Уильям Вордсворт, Флоренс Найтингейл, Томас Мальтус, Джордж Эллиотт и Чарльз Бэббидж.

Основные темы

Ее вклад в область социологии сосредоточен вокруг трех основных работ — «Методологический трактат» (1838), «Америка до гражданской войны» (1837) и ее перевод работ Конта. «Ее наблюдения и беседы привели к чрезвычайно проницательному анализу дилемм американского рабовладельческого общества» (Хэмлин, стр. 2).

Мартино проводила новаторские исследования — содержательные, теоретические и методологические исследования в области того, что сейчас называется социологией (Hill, 1981, стр. 291). Темы ее работ варьировались от биографий, образования, инвалидности, здоровья, истории, законодательства, земледелия, производства, месмеризма и гигиены труда до религии, политической экономии, философии, методов исследования, путешествий, социологии, рабства и прав женщин. Она была феминисткой, аболиционисткой, критиком, социологом и заядлой атеисткой. Ее работа «Общество в Америке» (1837) получила наибольшее признание среди социологов Соединенных Штатов. В ней Эйдж задокументировала такие понятия, как демократия, равенство и свобода, которыми, как утверждали американцы, они дорожили, а также существующие институциональные рамки. В своей работе она также подчеркивает роль феминистки, уделяя особое внимание жизни женщин-рабов в Америке. Современные социологи используют ее работы, чтобы разобраться в сложностях викторианской Англии XIX века.

Мартино представила первый систематический методологический трактат по социологии в книге «Как наблюдать за методами и манерами» (1838). Она считается первой попыткой «объективного наблюдения как методологии в социологии». «Столкнувшись с проблемой изучения общества в целом, она творчески подошла к решению проблем предвзятости, обобщения, выборки, реактивности, интервью, подтверждения и методов регистрации данных» (Hill, 1991, pp. 292). Ее исследования были сосредоточены на основных социальных институтах, таких как религия, семья, искусство, популярная культура, экономика, правительство и тюрьмы. Задолго до таких социальных мыслителей, как Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, именно она изучала формы религии, социальные классы, домашние отношения, формы самоубийства, положение женщин, криминологию и преступность, а также взаимоотношения между индивидами и репрессивными социальными институтами. Ее социологическое воображение было беспредельным — оно простиралось от теории к наблюдению, от макро- к микро. Она также признана за свой вклад в символические взаимодействия и была одним из первых социологов, разработавших как метод, так и методологию изучения социальной жизни.

Работы Мартино в значительной степени игнорировались патриархальными социологами (M.R. Hill, 1991) — она была забыта не только в социологии, но и в других областях, в которых она работала, таких как журналистика, история и литература. Энтони Гидденс назвал Мартино человеком, который «призывал социологов не просто наблюдать, но и работать на благо общества». Полное отсутствие академического интереса к работам Мартино говорит о положении женщин-исследователей в социологии. Как молодые социологи, мы несем ответственность за то, чтобы такие ученые, как Мартино, вновь стали известными.

Ссылки

  1. Чадда, Г. (n.d.). Классическая социологическая теория профилирования Гарриет Мартино. Факультет социологии, Университет Мумбаи.
  2. Hamlin, J. (n.d.) Harriet Martineau: Мораль и манеры. Факультет социологии и антропологии, UMD.
  3. Хилл, М.Р. (1991). Гарриет Мартино (1802-1876). Digital Commons, Университет Небраски-Линкольна.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий