Функционализм уходит корнями в работы Платона и Гегеля. Элементы функционалистской мысли в социологии встречаются в работах Огюста Конта и Эмиля Дюркгейма. Однако функционализм, как доминирующая социологическая теория, стал известен в 1950-х годах, особенно благодаря работам Талкотта Парсонса, Роберта К. Мертона и их последователей.
Функционализм, как единый свод мыслей, не существует. Разные авторы со временем внесли разный вклад. Рональд Флетчер справедливо утверждает, что «не существует всеобъемлющей концепции функционализма, которой были бы привержены все социальные теоретики».
Читайте: Три теоретические перспективы в социологии: Объяснение
Органическая аналогия
Функционализм исходит из того, что общество — это система, и все его части взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждая часть выполняет свою уникальную функцию, которая поддерживает благополучие всего общества. Для того чтобы понять любую из этих частей, мы должны рассматривать их в связи с обществом в целом.
Первые мыслители-функционалисты описывали общество, проводя сравнения с биологией. Общества аналогичны организмам. Как различные органы работают вместе в организме, так и различные институты работают вместе, чтобы обеспечить общее равновесие в обществе. Например, функциональное объяснение существования религии, согласно Дюркгейму, заключается в том, что религия является источником солидарности и идентификации. Она вводит мораль и нормы и тем самым укрепляет коллективную волю общества. Малиновский (также функционалист) утверждает, что основная функция религии заключается в том, чтобы помочь людям справиться с ситуациями, которые они не могут контролировать.
Читать: Понимание нашего общества через разделение труда Дюркгейма
Общество — это нечто большее, чем сумма его частей!
Функционалисты утверждают, что социальные структуры определяют поведение людей. Дюркгейм (1982) утверждает: «Существуют способы действовать, думать и чувствовать, которые обладают замечательным свойством существовать вне сознания индивида. Это не только внешние по отношению к индивиду типы поведения и мышления, но они наделены принудительной силой, благодаря которой, хочет он того или нет, они навязывают себя ему». Таким образом, индивиды не создают активно свою реальность, а являются продуктом внешней реальности.
Нормы и правила регулируют действия людей, а ценности дают общее представление о принятом поведении. Эта точка зрения предполагает, что общество основано на ценностном консенсусе — наборе общих норм и ценностей, которые позволяют людям работать вместе. Таким образом, «предполагается, что социальные изменения носят лишь постепенный, эволюционный характер» (Уиллис, 1996).
Читайте также: Насколько «социальными» являются социальные факты? — Интерпретация «Правил социологического метода» Эмиля Дюркгейма
Концепция функции
Одной из основных задач функционализма является изучение социальной жизни и функций социальных структур — повторяющихся моделей социального поведения. Функция любой повторяющейся деятельности, такой как наказание за преступление или похоронная церемония, — это роль, которую она играет в социальной жизни в целом, и, следовательно, вклад, который она вносит в поддержание структурной непрерывности» (Radcliffe Brown, 1976). Функционалисты изучают отношения между различными частями структуры и их связь с обществом в целом. Например, ритуалы смерти — это способ для людей показать свою преданность друг другу и обществу. Эти ритуалы служат эмоциональной поддержкой для членов семьи и помогают им вернуться к исполнению своих социальных ролей.
Функциональные предпосылки
У общества есть определенные требования, которые должны быть выполнены для его выживания. Например, общество должно иметь средства для производства и распределения пищи. Оно также должно обеспечивать кров и социализировать новых членов. Парсонс назвал эти требования «функциональными предпосылками». Он упоминает четыре таких требования, а именно: адаптация, достижение цели, интеграция и латентность. Функционалисты изучают, как различные части социальной структуры отвечают этим функциональным предпосылкам (Ritzer, 1992).
Ценностный консенсус
Поскольку все различные части общества взаимосвязаны и взаимозависимы, функционирование одной части влияет на другие части и всю систему. Таким образом, минимальная степень интеграции необходима для бесперебойного функционирования общества. Функционалисты считают, что эта интеграция основана на том, что Парсонс назвал «ценностным консенсусом». Он относится к набору согласованных норм и ценностей. Это означает, что если определенные ценности общества присутствуют в разных частях социальной структуры, то эти части будут интегрированы. Например, ценность материализма интегрирует различные части социальной структуры западного общества. Экономическая система производит товары в больших количествах, и высокая производительность считается важной. Система образования также направлена на обучение навыкам, которые повышают производительность и эффективность. Семья также выступает в качестве важной единицы потребления. Большинство людей связывают свое счастье с материальными благами. Политическая система направлена на повышение материального уровня жизни. Таким образом, ценностный консенсус обеспечивает стабильность и порядок в обществе.
Основные критические замечания
Популярность функционализма пошла на спад с середины 1960-х годов. Это был период, когда американское общество стало свидетелем многочисленных конфликтов, протестов и беспорядков. Неспособность объяснить эти изменения вызвала много критики. Некоторые люди объявили функционализм мертвым, в то время как другие приняли альтернативные взгляды.
Функционализм по своей природе аисторичен. Фактически, он был разработан в ответ на исторический эволюционный подход некоторых антропологов. Ранние антропологи умозрительно описывали эволюцию соответствующих обществ. Более поздние стадии были идеализациями общества, в котором жили антропологи. Ранние функционалисты стремились устранить эти спекулятивные и этноцентрические предубеждения (Ritzer, 1992).
Функционализм настолько сосредоточен на социальном равновесии и социальном порядке, что не справляется с процессом социальных изменений. Даже когда это происходит, он объясняется как развитие, а не как революция. Функционализм преувеличивает гармоничные отношения, общественный консенсус и стабильность, игнорируя конфликты и беспорядок. Например, семья, которая рассматривается функционалистами как необходимый институт, выступает в качестве места угнетения для многих женщин (Ritzer, 1992).
Неофункционализм
К середине 1980-х годов такие теоретики, как Джеффри Александер и Пол Коломий, предприняли значительные усилия для возрождения теории. Неофункционализм, как утверждает Фарганис (1995), «признает дисбаланс в ключевой ориентации функционализма на стабильность и равновесие, его скудное внимание к динамике социальных изменений и его исключительную озабоченность порядком в крупномасштабных социальных системах».
Ссылки
- Дюркгейм, Эмиль. 1982, Правила социологического метода, Нью-Йорк: Free Press.
- Фарганис, Дж. 1993. Чтения по социальной теории: От классической традиции до постмодернизма. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Флетчер, Р. 1956. Функционализм как социальная теория. Социологический обзор, 4(1), 31-46.
- Хараламбос, М., & Холборн, М. 2000. Социология: Themes and perspectives. Лондон: Коллинз.
- Рэдклифф Браун, А.Р., 1976, Структура и функция в примитивном обществе, Нью-Йорк: Free Press.
- Ритцер, Г. 1992. Социологическая теория, Нью-Йорк: McGraw- Hill
- Уиллис, Эван, 1996, Социологический поиск: Введение в изучение социальной жизни. Нью-Джерси: Издательство Ратгерского университета.