Французская революция считается переломным событием в современной европейской истории. Она также является важным событием для развития дисциплины «Социология»; об этом будет сказано позже. Она началась в 1789 году и завершилась в конце 1790-х годов с приходом к власти Наполеона. Во время Французской революции народ разрушил и переделал политический ландшафт. Они сделали это, искоренив институты абсолютной монархии и феодализма. Основной причиной этой революции стало широко распространенное недовольство французской монархией. Король Людовик XVI и его предшественник потворствовали экстравагантным расходам, в результате чего королевская казна опустела, а страна стала банкротом. Кроме того, его плохая экономическая политика усугубила всеобщее недовольство. Революция также привела к кровопролитию. Однако она не достигла своих целей. Но она сыграла важнейшую роль в формировании современных государств, продемонстрировав всему миру силу воли народа. Цель данной статьи — применить три парадигмы — функционализм, теорию конфликта и символический интеракционизм — к Французской революции и попытаться понять ее с социологической точки зрения.
Перспектива функционализма
Для начала хотелось бы кратко объяснить концепцию функционализма. Согласно этой концепции, общество состоит из различных частей, которые «работают вместе, чтобы произвести стабильность и солидарность»; они работают на благо целого. Если взглянуть на Французскую революцию, то мы увидим хаос и волны перемен. Как же можно применить функционализм здесь? Возможно, его можно применить в некоторых случаях революции. Например, генеральный контролер короля Людовика XVI вводит «финансовый пакет реформ»; здесь монархия «частично» работает над обеспечением стабильности. Другим примером может быть введение ассамблеи, состоящей из духовенства, среднего класса и дворянства страны; еще одна попытка обеспечить стабильность. Функционализм подчеркивает концепцию морального консенсуса, люди в обществе разделяют одни и те же ценности, и социальное равновесие достигается при моральном консенсусе. Принимая во внимание эту концепцию, люди действительно разделяли одни и те же ценности, одно и то же недовольство монархией. Возможно, на Французскую революцию можно взглянуть через призму функционализма, чтобы увидеть, как одна «часть» общества работает над установлением новой стабильности, выгодной для всего общества. Или, возможно, функционализм не может быть применен к такой хаотичной революции, поскольку он плохо справляется с изменениями. Или же вышеупомянутое применение является интерпретацией того, что плохое имеет положительные последствия (например, кровопролитие приводит к новому политическому ландшафту).
Перспектива теории конфликтов
Теория конфликтов, с другой стороны, признает, что в обществе существуют расколы или различные группы. Эти группы преследуют свои собственные интересы, но существование этих интересов означает, что конфликт может возникнуть в любой момент. Приверженцы этой точки зрения рассматривают напряженность между доминирующими и ущемленными группами в обществе. Что касается Французской революции, то в ней действуют две группы. Одна группа состоит из дворянства и монархии. Другая состоит из духовенства, среднего класса и других людей, на которых влияла монархия. У этих групп также есть свои отдельные интересы. Первая, вероятно, хотела бы оставаться у власти, роскошествовать и угнетать народ. Вторая же, как уже говорилось ранее, характеризуется широко распространенным недовольством монархией и феодализмом. Последние требовали равного представительства. Эти отдельные интересы приводят к конфликтам и случаям насилия и кровопролития. Только когда Французская революция становится радикальной, обездоленные группы свергают монархию. Эта парадигма, вероятно, является наиболее четкой для применения к Французской революции.
Символическая интеракционистская перспектива
Символический интеракционизм, микротеория, рассматривает «общество как продукт повседневных социальных ситуаций». В центре ее внимания — общая реальность, которая создается в результате взаимодействия людей. Она связана с языком и значением. Она также связана с символами (например, махать кому-то рукой). Взаимодействуя друг с другом, люди полагаются на такие общие символы и понимание. Поэтому рассматривать Французскую революцию через призму символического интеракционизма было бы все равно, что смотреть на нее через микроскоп. Основное внимание будет уделено взаимодействию людей и общим символам, на которые они опирались. Возможно, определенные символы использовались для обозначения чего-то. Например, символ фасции означал «силу через единство». Музыка использовалась для «распространения политической информации и мнений». Возможно, одежда использовалась для того, чтобы сообщить что-то другому. Эта точка зрения рассматривает мелочи, жесты, символы, одежду, упущенные детали, которые являются частью взаимодействия.
Заключение
Помимо того, что Французская революция была хаотичной и продемонстрировала современным странам силу, которая находится в народе, было сказано, что интеллектуальные области «формируются их социальным окружением». Это особенно верно, когда речь идет о дисциплине «Социология»; она была «выведена из этой среды». Теперь, помимо рассмотрения Французской революции через призму трех парадигм, важно отметить, что это важное событие в отношении развития дисциплины «Социология». Французская революция привела к серии длительных политических революций в 1789 году, которые перешли в 19 век; они стали непосредственным фактором, вызвавшим подъем социологического теоретизирования. Влияние этих революций было огромным во многих обществах и привело ко многим позитивным изменениям. Однако ранних теоретиков не привлекали эти позитивные изменения; их привлекали негативные последствия этих изменений. Это особенно верно в отношении теоретиков во Франции, которые были весьма обеспокоены беспорядком и хаосом. Поэтому они объединились, решив «восстановить порядок в обществе». Но в этом отношении мыслители различались. Некоторые крайние мыслители желали вернуться к мирным и более или менее упорядоченным временам Средневековья. С другой стороны, более искушенные мыслители понимали, что социальные изменения «делают такое возвращение невозможным». Поэтому они стремились «найти новые основы порядка в обществах, которые были опрокинуты политическими революциями» того времени. Сейчас этот вопрос о социальном порядке считается одним из главных для классических социологических теоретиков, таких как Дюркгейм и Комте. В заключение хотелось бы надеяться, что эта статья была полезной для понимания трех парадигм и того, как Французская революция сыграла решающую роль в развитии социологической теории.
Ссылки
(2020). Французская революция. Получено с https://www.history.com/topics/france/french revolution#section_1
Cichoski, B., Rice, A., Greenan, P. & Visick, E. (2010). Символы Французской революции. Исследовательская конференция FHSS, 131. Получено с сайта https://scholarsarchive.byu.edu/fhssconference_studentpub/131.
CrashCourse. (2017, 20 марта). Major Sociological Paradigms: Crash Course Sociology #2 [Video File]. Retrieved fro https://www.youtube.com/watch?v=DbTt_ySTjaY&list=PLH2l6uzC4UEX9UzR1bVkK 128tLSlzGkt0&index=4&t=399s
Ритцер, Г. (2010). Глава 1 Исторический очерк социологической теории: The Early Years. Социологическая теория (8-е изд., стр. 5). McGraw- Hill.