Asuran и Vada Chennai — фильмы: За годы работы Ветримааран зарекомендовал себя как один из лучших режиссеров нашей страны. В своих фильмах он деликатно освещает различные социальные проблемы, не уступая при этом в качестве и добиваясь того, чтобы они были развлекательными, а не проповедническими — чего трудно добиться. Он не боится быть политиком — темы, которые он затрагивает, непросты, будь то жестокость полиции, кастизм, джентрификация и т.д. Он говорил о важности репрезентации и сказал, что «кино всегда было инструментом политического провозглашения и освобождения» — это утверждение четко отражено в его фильмах. В этой статье мы рассмотрим «Асуран» и «Вада Ченнай», два последних фильма Ветримаарана.
Асуран» — непоколебимое изображение кастового конфликта:
Asuran, вышедший в 2019 году, — это экшн-драма, автором сценария и режиссером которой является Ветримааран. Фильм вдохновлен романом «Веккай», написанным тамильским писателем Пумани, а также злодеянием касты Килвенмани, произошедшим в 1968 году. Действие фильма происходит в сельской местности и начинается in medias res — т.е. в середине сюжета, а зрители получают информацию через флэшбэки.
Главные герои фильма — Сивасами и его семья, состоящая из двух детей, жены и брата жены. Это семья далитов, состоящая исключительно из фермеров, обрабатывающих небольшой участок земли, который удалось приобрести шурину Сивасами. Однако их жизнь нарушают антагонисты фильма — крупная землевладельческая семья из высшей касты, которая хочет захватить их землю для строительства цементного завода, несмотря на то, что уже владеет всеми магазинами и текстилем в окрестностях. Вначале кажется, что фильм имеет все признаки классической, простой драмы о мести — ведь главное событие здесь — сын Сивасами, Чидамбарам, мстит за убийство своего старшего брата семьей Нарасимхана, убивая самого Нарасимхана, и последующие события. Однако мы также узнаем о прошлом Сивасами, о том, как кастовость разрушила его семью и искоренила его жизнь много лет назад, после чего он начал новую жизнь здесь.
Повествование Асурана детально и увлекательно — оно не линейно, а перемещается вперед-назад между прошлым и настоящим, а искусный объектив оператора предоставляет нам визуально богатые описательные кадры. В фильме безжалостно показаны социальные реалии и пороки, от которых страдает наш мир и сегодня, а именно — кастовость. Ветримааран стремится перенести зрителей в мир Сивасами и его общины, что проявляется в мельчайших деталях фильма — от используемого сленга, окружения и бесчеловечных практик. В фильме в мучительных подробностях показан уровень насилия и унижения, которому подвергается каждый представитель далитов в этой стране от рук представителей высшей касты. Наиболее ярко это проявляется в таких сценах, как сцена с обрученной Сивасами, Марияммой, и ее унижением со стороны Панди, того самого человека, которого нанял сам Сивасами только потому, что она осмелилась носить чаппалы. Временами насилие кажется слишком сильным, но это лишь заставляет меня задуматься о том, что если это так тревожит нас через экран, то мы не можем даже представить, что чувствуют те, кто переживал это на протяжении многих поколений.
Асуран» — чрезвычайно важный фильм, одновременно тревожный и крайне необходимый для всех нас, поскольку сегодня очень мало режиссеров, которые достаточно смелы и готовы снимать фильмы о борьбе с кастами. Несмотря на то, что Сивасаами убивает большинство своих угнетателей, фильм заканчивается на мрачной ноте. Семья потеряла почти все, включая землю и своих членов, и в финальных сценах Сивасами передает своему сыну послание о том, что образование и представительство — это те способы, с помощью которых их положение может улучшиться. Несмотря на темы мести и возмездия, фильм не должен восприниматься как победа над своими угнетателями, как справедливо заметил автор Пумани. Детальное и реалистичное изображение в фильме служит тревожным сигналом о том, что кастеизм как в явных, так и в скрытых формах процветает в нашем обществе, и напоминанием о том, что мы должны не только сами быть антикастеистами, но и работать над разрушением этих угнетающих систем.
Vada Chennai — увлекательное и захватывающее глубокое погружение:
Фильм «Vada Chennai» (Северный Ченнай), вышедший за год до «Asuran», заметно отличается от последнего. Тем не менее, зрители могут узнать отличительные черты стиля режиссера, а также присутствие многих актеров, которые также появляются в «Асуране», причем Дхануш изображает главного героя в обоих фильмах. Действие фильма разворачивается в городской среде, его описывают скорее как эпопею, чем как фильм, и он исследует жизнь гангстеров в сообществе рыбаков и некоего игрока в карром, который каким-то образом оказывается втянутым в их мир. В фильме «Вада Ченнай» Ветримааран сумел создать детальную вселенную и погрузить зрителей в различные способы, которыми переплетаются жизни этих персонажей, и события, иногда кажущиеся незначительными, которые в дальнейшем определяют их жизнь.
Действие фильма также начинается в medias res, а сюжет разворачивается нелинейно — повторяющаяся концепция в фильмах Ветримаарана. Разделенный на различные главы, которые отличаются именами персонажей, фильм полон различных деталей и событий. Временами трудно уследить за многочисленными персонажами, которые то и дело появляются в кадре, и за многочисленными сюжетными линиями из разных временных отрезков, проходящими через весь фильм. Место действия фильма разделено между оврагами и кварталами Северного Ченнаи и различными блоками тюрьмы Ченнаи, где многие герои фильма проводят много времени. Обстановка играет чрезвычайно важную роль в фильме, поскольку община Вада Ченнаи и поселения в ней оказываются в центре внимания.
Первая половина фильма в основном разворачивается в тюрьме и следует за главным героем Анбу, одновременно показывая нам работу двух основных банд, возглавляемых Гуной и Сентхилом. И снова Ветримааран не уклоняется от того, чтобы быть как можно более реальным и показать все тонкости тюремной жизни и коррупции, которая там происходит. На первый взгляд Vada Chennai может показаться просто развлекательной гангстерской сагой, однако после некоторого момента становится ясно, что, как и другие его фильмы, этот тоже политически заряжен и служит для того, чтобы зрители осознали и осознали важные социальные проблемы, такие как коррупция и джентрификация. Сцены в тюрьмах показывают нам контрабанду, взяточничество и мускульную силу, которые присутствуют в этих местах, а также то, как сама система коррумпирована изнутри, в которой задействованы все — офицеры, констебли, врачи и т. д. На протяжении всего фильма «Вада Ченнай» политика является часто обсуждаемой темой: некоторые гангстеры имеют политическое вдохновение и т.д., но во второй половине фильма эта тема становится наиболее актуальной.
Ветримааран подчеркивает важность сообщества, солидарности, которая присутствует, особенно в таких гетто, и показывает, как целые сообщества часто вытесняются и стираются в процессе джентрификации. Гангстер Раджан, несмотря на свою преступную деятельность, является человеком, который заботится о своем народе и не приемлет политиков, желающих выкорчевать поселения. Точно так же, много лет спустя, Анбу противостоит местному политику и обоим гангстерам, даже несмотря на то, что он обязан жизнью Гуне, потому что знает, что проект, который они поддерживают, лишит рыбаков средств к существованию и домов. Сцены, в которых он задает вопросы тем, кто представляет проект, и местному политику, являются сильными, поскольку они представляют зрителям реальность того, как те, кто назначен представлять нас, часто еще больше угнетают нас, и что забота о себе находится в руках сообщества. Таким образом, «Вада Ченнай» — фильм, обязательный к просмотру не только благодаря увлекательному и захватывающему сюжету, но и благодаря достоверному изображению жизни людей, живущих на окраинах города.
Ссылки
Thanu, K. S. (продюсер), & Vetrimaaran (режиссер). (2019). Asuran [фильм]. V Creations.
Subaskaran, A., Dhanush, & Vetrimaaran (Producers), & Vetrimaaran (Director). (2018). Vada Chennai. Wunderbar Films.