Педагогика феноменологии — довольно сложная тема для понимания, особенно если человек не знаком с предметом. Прежде чем углубиться в понятие феноменологии, давайте сначала разберемся в этимологии этого термина. Феноменология происходит от двух терминов: «феномен», означающего вещи в том виде, в котором они появляются, и «логия», означающего науку или исследование. Соединив эти значения вместе, мы получаем изучение вещей как они проявляются. Феноменология — это не предмет, который был основан, а предмет, который развивался. Этот предмет значительно вырос в 2020-м веке, а ее основателем является Эдмунд Гуссерль.
Последние определения феноменологии таковы.
- Изучение человеческого опыта и того, как вещи представляют себя нам в этом опыте и через этот опыт, как дал Соколовский.
- Исследование структур сознания, переживаемого от первого лица, согласно Смиту.
Хотя эти последние определения дают нам представление о том, что такое феноменология, чтобы лучше понять ее, нам нужно понять, что имел в виду Гуссерль. Гуссерль сосредоточился на сознании и считал феноменологию своего рода описательным предприятием, которое определяет структуры, характеризующие сознание и мир, как мы его переживаем. Проще говоря, это означает способ видения вещей, а не набор доктрин. Это метод, который пытается дать описание того, как вещи проявляются в нашем сознательном опыте. Говорят, что то, как вещи проявляются в нашем сознании, на самом деле сильно отличается от того, как это происходит в реальности. Феноменологи пытаются понять восприятие с точки зрения того значения, которое оно имеет для субъектов.
Чтобы лучше понять феноменологию, давайте рассмотрим цель и метод феноменологии.
Цель и метод изучения феноменологии
Феноменология — это философия, которая работает снизу, а не сверху. Феноменология строится на сознании. ‘К самим вещам’ означает, что вещи, которые наблюдаются субъектом как акт сознания, и есть то, что Гуссерль называет феноменами. Цель феноменологии — выявить сущностные структуры актов и соответствующие им объективные сущности.
Основным методом изучения предмета феноменологии является процесс Редукции. Считается, что в этом процессе существование мира должно быть вынесено за скобки; это связано с тем, что существующий мир не является темой феноменологии. Темой феноменологии является способ, которым приходит знание о мире. Есть три редукции, которые происходят в систематическом порядке, который выглядит следующим образом.
- Все сводится к явлениям — это познается сознанием, таким как интуиция, воспоминание, воображение и суждение. Интуиция означает деятельность, при которой человек сразу же схватывает что-то.
Давайте попробуем понять эти редукции с помощью примера. Предположим, вы смотрите из окна на машину, припаркованную на улице. Поскольку все сводится к феномену, то есть к вещам, как они выглядят, вы понимаете, что объект — это машина.
- Эйдетическая редукция — в соответствии с этой редукцией необходимо отказаться от всего фактического. Это средство постижения сущности. На форме существует множество вариаций данного объекта, но внимание концентрируется на том, что остается неизменным во всех вариациях. Этот объект, который остается неизменным, Гуссерль называет инвариантом.
Например, когда вы смотрите на машину из окна, ваше сознание либо просит вас помыть машину, либо покататься на ней, либо открыть багажник и собрать все необходимое. Существует множество вариаций объектов, но неизменным остается автомобиль. Мы отказываемся от фактического объекта, автомобиля, и размышляем о многочисленных задачах, которые возможны.
- Трансцендентальная редукция — фундаментальное событие, происходящее в вашем сознании, — это творение, которое происходит либо через акты прошлого, либо через акты будущего.
Например, вы думаете о том, как почистить машину, потому что вы ехали на ней в дождь и вся грязь попала на машину, вы хотите поехать на ней, потому что вам нужно на работу, или вы хотите открыть багажник и собрать вещи, потому что вы, возможно, только что пришли из продуктового магазина.
Приведенные выше три сокращения помогают понять феноменологический метод понимания сознания, который не похож на интроспективную психологию.
Основные понятия феноменологии
Феноменологи должны исследовать различные формы интенциональности в рефлексивном отношении. Это необходимо сделать потому, что именно через интенциональность становится доступной каждая область объектов. Для того чтобы иметь возможность исследовать, необходимо обнаружить основополагающий акт, посредством которого конституируется реальность. Говорят, что для сознания существует смысл, который становится возможным только через трансцендентальную редукцию. Идея заключается в том, чтобы поставить под вопрос последний источник достижения.
Феноменология не находится вне сферы науки, но она помогает представить неоспоримые предпосылки науки. Гуссерль в своей последней книге доходит до жизненного мира — по его мнению, это мир, сформированный в непосредственном опыте каждого человека; он ставит под сомнение основы, которые предполагает наука.
Дальнейшее развитие
Со временем феноменология развивалась, идя разными путями, отличными от того, что начал Гуссерль. Феноменология разделилась на множество тем, которые изучались на более поздних стадиях многими учеными. Вот лишь некоторые из них — феноменологическая психология и чистая логика, эстетика, философия права, некоторые пытались развивать ее в русле реализма, а также герменевтическая феноменология Хайдеггера.
Со временем феноменология покинула пределы Германии и распространилась от Франции до Соединенных Штатов и по всему миру. Ученые из всех регионов изучали феноменологию, интерпретировали и пытались расширить ее. Она также распространила свои ветви на другие дисциплины, такие как математика, биологические науки, психология, социология, религиоведение, история и совсем недавно когнитивные науки.
Феноменология действительно прошла долгий путь и стала одной из наиболее почитаемых тем среди ученых.
ССЫЛКИ:
https://www.britannica.com
https://books.google.co.in/books?
https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137283801_2
https://iep.utm.edu/phenom/