Человек, самое лучшее существо в мире, действительно является лучшим из всех живых существ благодаря своему образу мышления. Их превосходство над всеми другими творениями, то, как они управляют природой, комфортная жизнь, которую они имеют сегодня, стали возможны только благодаря их вдумчивости. Попытка понять причины фактов, сила воображения, способность связывать факты и многие другие характеристики отличали человека от других людей. Но привыкли ли люди мыслить научно тысячи лет назад так же, как сегодня?
Подход Огюста Конта
Огюст Комт, один из ведущих философов 1800-х годов, попытался разобраться в том, как человеческий разум развивался, чтобы достичь сегодняшней формы. Этот французский философ известен как отец социологии и основатель теории позитивизма. Термины «позитивизм», который относится к научному мышлению, и «социология» — научное изучение общества — ясно говорят нам, что Конт был приверженцем эпистемологии природы человека и общества. Он считается первым философом, который высказал глубокие мысли о научной дисциплине. На него сильно повлияла ньютоновская революция.[1] Он считал, что общество имеет один или несколько фундаментальных законов, как и природа. Физика, отрасль науки, ищет законы природы. Таким образом, он придумал термин социальная физика, который будет научно изучать общество. Эта социальная физика трансформировалась в термин социология, который мы изучаем сегодня.
Огюст Комт утверждал, что человеческая раса должна была пройти три стадии развития, чтобы достичь сегодняшнего дня. Он выдвинул свою теорию «Законов трех стадий» в книге «Курс позитивной философии», которая показывает нам изменения в природе человеческих мыслей. Эти законы говорят нам о том, как интерпретация идеи бога влияла на жизнь человека. Эти стадии — теологическая, метафизическая и научная.
Теологическая стадия
В широком определении теология относится к изучению сверхъестественных и божественных сил. Теологическая стадия — это первая стадия развития человеческой расы. Люди оставались на этой стадии до 1300 года. Они верили в сверхъестественную силу почти всех природных объектов. Они действительно пытались понять, что управляет природой. Неудивительно, что люди не контролируют природу, поэтому возникает вопрос, кто управляет природными явлениями, кто дает дождь, кто контролирует закат и восход солнца, почему случается буря и т.д. Они не верили, что превосходят животных. Все, чего они боялись и считали, что оно обладает силой или способно повлиять на них, считали, что оно обладает какой-то сверхъестественной силой.
Фетишизм
Слово фетиш произошло от средневекового португальского слова feitico, что означает очарование. В латинском языке оно превратилось в Factitious, что означает «искусственный». Комте соглашался с Броссом в том, что фетишизм является первоначальной стадией развития интеллекта [2] Европейские торговцы использовали это слово для обозначения религиозных предметов. [3] Шарль де Бросс ввел термин «фетишизм» в 1757 году. [4] По мнению Бросса, это универсально примитивная стадия религии. Люди твердо верили, что все имеет какую-то сверхъестественную причину. Считалось, что природные объекты, такие как камни, кусок дерева и другие различные вещи, обладают сверхъестественной силой. В некоторых общинах считалось, что медведи могут общаться с духовным миром. [5] Вуду в Африке — современный пример сообщества, которое практикует фетишизм.
Политеизм
Политеизм произошел от греческого Polytheos, что означает «много богов». Из этого слова можно понять, что люди поклонялись многим богам, но как они поднялись на эту ступень от своих прежних верований?
Это естественная привычка человеческого разума — постоянно спрашивать «почему». Поэтому в какой-то момент они начали сомневаться, действительно ли природные объекты являются сверхъестественными силами. Как уже говорилось, они хотели знать, кто дает дождь, кто сажает солнце и приносит тьму и т.д. Очевидное сомнение в том, действительно ли кусок дерева или обезьяна на дереве может управлять дождем или молнией, закралось в их разум. И с этого момента начался новый подэтап — времена многобожия.
Люди поклонялись нескольким богам. Во втором веке возникла идея жречества. Было создано сословие священников, к которым люди обращались за благословением Бога. Политеизм наблюдается и сегодня в некоторых религиях.
Монотеизм
Монотеизм — это вера только в одного бога. Когда множество богов породило противоречия в верованиях, люди обратились к вере в то, что «возможно, есть только один Бог, который управляет всем миром». Это последняя стадия развития религии. Монотеизм широко распространен в современных обществах.
Теологическая стадия породила красочные мифы, некоторые из которых рассказываются до сих пор. Ритуалы этой стадии в настоящее время находятся на грани исчезновения. Эта стадия имеет военный характер, что означает, что люди жили и работали в группе под центральным руководством или надзором. Вот почему этот этап называется военно-теологическим.
Метафизическая стадия
До 1300-х годов люди верили в персонифицированного бога. Но после этой эпохи началась метафизическая стадия, когда люди верили в персонифицированного бога.
Мета означает «за пределами», а физический — материальный мир. Эта эпоха — всего лишь другая версия теологической стадии. По мнению Комта, эта стадия «в действительности является модифицированной версией» первой стадии. [6] Вера в то, что «Бог абстрактен», отличает ее от предыдущей стадии. Другое дело, что в этот период у человека появилась способность к рациональному мышлению. Способность к рационализации можно рассматривать как подход к научному мышлению. Метафизическое мышление является результатом интеллектуальной неудовлетворенности существующими идеями и практикой. [7] Этот этап занимает небольшой промежуток времени — около 600 лет (1300-1800).
Идея «закона» или наследия была введена Хаммурапи, вавилонским императором в 1760 году до нашей эры. Король и «права людей» были предметом большой озабоченности во всем мире. Некоторые люди также называют эту стадию судебной стадией. Комте назвал эту стадию «коллективной психической эволюцией между младенчеством и мужеложством» [8].
Позитивная стадия
Это последняя стадия эволюции человеческого интеллекта, которая появилась после 1800-х годов. Позитивная эра относится к эпохе, когда наука сделала свой первый шаг. Люди стали более эффективными в рационализации. Они больше не зависели от природных сил и не поклонялись божественному царю. Скорее, они открыли глаза и начали наблюдать за фактами. Галилей, Бэкон, Декарт и многие другие философы и ученые опирались на наблюдения и создавали новые теории. Причинно-следственным связям стали придавать большее значение, чем нелогичным фантазиям. Теперь люди могли отличить возможные факты от мифов. Наука стала новой религией этого этапа.
На позитивной стадии рассматриваются мирские дела. Секуляризм является отличительной характеристикой этого этапа. Произошла индустриализация и сформировался класс предпринимателей. Технологии играют здесь большую роль. Забавный факт: Конт сказал Эжену Робине, что позитивизм должен быть формой фетишизма. [9]
Эти три стадии показывают не только эволюцию человеческого интеллекта, но и изменения в стиле жизни человечества время от времени. Огюст Конт предложил изучать менее развитые цивилизации своего времени, чтобы получить представление о том, какими были наши предки много лет назад. [10] Комте использовал этот метод для разработки теории трех стадий. [11]
Хотя у теории трех стадий есть несколько мелких критиков, она действительно является большим подспорьем для выявления того, как работает человеческий разум даже сегодня. Я лично считаю, что тень мыслей наших предков все еще остается и в нас.
Источники:
1. Х.Тернер, Джонатан, Калифорнийский университет, Теоретическая социология с 1830 по настоящее время, издание Sage.
2. Философские соображения о науках и савантах
- Уильям Питц, Проблема фетиша II, (весна 1987) 23-5, 41
- C. Моррис Розалинда, Х. Леонард, Дэниел Возвращение фетишизма.
- Животные: факты и фольклор, журнал «Нью-Мексико», август 2008 г.
- Cours I(1), 4 (f,2))
- Scharff, Robert C. «Comte, Philosophy, and the Question of its History» Philosophical Topics, vol. 19, no.2, 1991 pp 177-204
- Дискурс 11 (17)
- Комт — Эжену Робине, 2Аристотель 27,1855 CG 8:32
- Systeme 3:6
- Марри Жан Антони, Николя де Карритат, Кондорсе