Элементарные формы религиозной жизни
Общее значение термина религия понимается как вера, убеждения, ритуалы и традиции, которым следует человек или люди, относящиеся к группе или сообществу. В современном обществе существует множество основных религий, функционирующих вместе со сложными социальными структурами, которые определяют и проецируют определенные идеи и идеологии конкретной религиозной группы, которая, в свою очередь, определяет и организует группу или сообщество. Но существовала ли религия в своей сложной форме с начала времен? Если говорят, что религия — это один из институтов, который удерживает общество вместе, то что это значит на самом деле? Какова роль религии в группах, сообществах или обществах в целом? Это главные вопросы, которые необходимо задать, чтобы понять термин «религия».
Эмиль Дюркгейм (1859-1917) — французский социолог, одна из ведущих фигур в области социологии и социальных наук конца 19 века.19-го века и начала 2020-го века считал, что религия существует во всех обществах, примитивных, средневековых или современных, и самая простая форма религии существует в примитивном обществе без каких-либо сложностей и в самой элементарной форме. Под сложностями нужно понимать то, что чем больше общество развивается, тем больше социальных структур оно создает. Поэтому он утверждает, что любой социальный институт (например, религия) может быть понят лучше всего в его самой элементарной форме без влияния других социальных структур общества. Однако это не означает, что все социальные институты взаимосвязаны или взаимозависимы.
Книга «Элементарные формы религиозной жизни», опубликованная в 1912 году и переведенная в 1915 году, является одной из образцовых книг в понимании примитивной формы религии или, скорее, происхождения религии. В своей работе Дюркгейм подчеркивает отношения, сложившиеся между человеком и природой, которые являются основой, на которой в первую очередь возникает религия. В первобытном обществе отношения между человеком и природой — это тесные отношения, охраняемые уважением и необъяснимой аурой власти природы над человеком. Теоретик функционализма, Дюркгейм в своем исследовании религии делал акцент на выживании и функциях структуры религии в примитивном обществе австралийского острова. Под функциями мы понимаем тактику структуры религии и общества для поддержания равновесия и организации в противовес дисфункциям общества.
Следуя взгляду Дюркгейма на изучение религии и ее структуры, можно сказать, что он подчеркивал социальную природу и социальный аспект религии. Мир религии в обществе для него делится на сакральное и профанное, «единую систему верований и практик, связанных со священными вещами, то есть с тем, что отделено и запрещено». Понятие сакрального и профанного определяет исследование религии Дюркгеймом. Более того, именно природа понятия сакрального — необъяснимая и авторитетная аура, которая направляла и поддерживала систему верований в первобытном обществе.
Эти два понятия характеризуются своей бинарностью, такой как добро и зло, чистое и грязное, святое и оскверненное и т.д. Дюркгейм в своем исследовании религии делает акцент на трех основных видах деятельности, которые создают структуру религии,
i) поддержание разделения между священным и профанным,
ii) создание системы верований для верующих,
iii) установление системы правил, запрещающих определенные действия.
По сути, акцент делается на разделении и демаркации между двумя сферами, сакральной и профанной. Первое подчеркивается своей трансцендентностью и экстраординарностью, а второе — повседневной мирской деятельностью, и эта форма разграничения между двумя сферами является наиболее характерной и распространенной в большинстве обществ.
Священное воплощает в себе трансцендентных богов и божеств или природные вещи или объекты, верования, обряды и практику слов, выражений или комбинаций слов, социально претендующих на религиозное обращение. По словам Дюркгейма, «Священное — это par excellence то, к чему профан не должен прикасаться и не может прикасаться безнаказанно», и оно отделено от профанного своим проявлением в виде ритуальных предписаний и предписаний. Профанное, с другой стороны, рассматривается как полная противоположность сакральному. Для Дюркгейма профанное обладает способностью загрязнять священное, под которым понимается то, что священное определяется и различается по отношению к профанному. Как бы жестко ни были определены эти две категории, они взаимозависимы друг от друга для функционирования и поддержания структуры религии. Однако следует понимать, что объект по своей сути не является ни священным, ни мирским, но становится тем или иным под влиянием приписываемой ему ценности, которую придают ему индивиды общества.
Сакральное определяется тотемом, который является воплощением животного или родовой фигуры конкретного клана или общины. Тотемизм, как его понимают, — это вера в идею связи с духами животных или растений общества, которые выражают идею принадлежности к общине. Он неразрывно связан с клановой системой организации, характерной для австралийских обществ. Одной из доминирующих особенностей тотемической структуры является то, что именем, обозначающим идентичность клановой группы, является имя материального объекта, который становится тотемом. Система верований общины охраняется ритуалами и традициями общины, исполняемыми индивидами коллективно. Такая форма коллективного исполнения или деятельности в религиозном контексте прививает индивидам чувство принадлежности, единства, тем самым развивая коллективное сознание в группе/общине.
Таким образом, для Дюркгейма религия является источником понимания социального мира, связующих сил социальной структуры и развития коллективных эмоций, основанных на социальных верованиях и ритуалах, проводимых в определенной группе или обществе. Это создает основу для развития и поддержания коллективной солидарности в обществе, sui generis, которое для него само является сущностью.