Экологическая психология: Происхождение, теории, область применения, приложения

Синопсис: Экологическая психология — это отрасль психологии, которая в основном занимается изучением взаимодействия между поведением человека и социофизической средой. Ее можно определить как изучение операций между людьми и их физическим окружением, в ходе которых люди изменяют окружающую среду, а их поведение и опыт также изменяются под воздействием окружающей среды. В этой статье мы рассмотрим происхождение, некоторые теории, область применения, а также некоторые практические приложения этого предмета.

Истоки экологической психологии

Экологическая психология — это новая область психологии, возникшая в конце 1950-х и в 1960-х годах. В основном она занимается изучением взаимодействия между поведением человека и социофизической средой. Ее можно определить как изучение операций между людьми и их физическим окружением, в ходе которых люди изменяют окружающую среду, а их поведение и опыт также изменяются под воздействием окружающей среды. Экологическая психология включает в себя теорию, исследования, а также практическое применение, направленное на улучшение наших отношений с природной и окружающей средой («Что такое экологическая психология?| APS», n.d.). Истоки дисциплины берут начало в исследовании, проведенном в Нью-Йорке Иттельсоном и Проханским в 1958 году, в котором изучалось влияние пространственных и архитектурных условий психиатрической больницы на поведение пациентов. Затем Иттельсон ввел термин «психология окружающей среды» на конференции Американской ассоциации больниц в 1964 году в Нью-Йорке. Они работали в этой области почти 10 лет, и Иттельсон, Проханский и Ривлин опубликовали свой труд «Психология окружающей среды: Человек и его физическое окружение» в 1970 году (Bonnes & Secchiaroli, 1995). В 1987 году под редакцией Дэниела Стоколса и Ирвина Альтмана был опубликован «Справочник по экологической психологии».

Теории 

Первоначально для понимания решающего влияния физических характеристик повседневной среды на поведение и опыт человека использовались два основных теоретических подхода.

  • Первый теоретический подход относится к психологии восприятия, которая была разработана в более экологически ориентированных перспективах, таких как «модель линзы» Брунсвика, трансактная школа Принстонской группы и «экологический подход» Гибсона к восприятию. Этот подход был больше связан с «молекулярным» подходом к пространственно-физической среде. Он уделял больше внимания дискретным сенсорно-перцептивным особенностям среды, которые непосредственно взаимодействовали с нашими органами чувств.
  • Второй подход был основан на подходе социальной психологии, который развивался благодаря работам таких авторов, как Левин, Толман, Баркер и Бронфенбреннер. Второй подход использует более «целостную» или «молярную» перспективу, которая развивалась в рамках трансакционного контекстуального подхода к отношениям между человеком и окружающей средой. Этот подход до сих пор считается основной основополагающей теоретической перспективой для экологической психологии.

«Основные характеристики этого подхода могут быть синтезированы следующим образом:

  1. Человек в среде является единицей анализа.
  2. И человек, и среда динамически определяют и трансформируют друг друга с течением времени как аспекты единого целого.
  3. Стабильность и изменения сосуществуют непрерывно.
  4. Направление изменений является эмерджентным, а не заранее установленным.
  5. Изменения, происходящие на одном уровне, влияют на другие уровни, создавая новые конфигурации человек-среда» (Bechtel & Churchman, 2002).

Сфера применения экологической психологии

Экологическая психология в основном направлена на улучшение работы профессионалов в области дизайна, таких как архитекторы и градостроители, с целью оптимизации и улучшения среды обитания человека. Она занимается поддержанием баланса между людьми и окружающей средой. Сюда входит изучение урбанизации, городского планирования, влияния толпы, улучшение среды трущоб, улучшение рабочей среды и офисных помещений, жилой среды и т.д. Другим важным аспектом, расширяющим сферу применения экологической психологии, является эргономика, которая представляет собой научное исследование проектирования объектов и пространств, оптимальных для использования человеком.

Кроме того, в последнее время решение экологических проблем, таких как загрязнение окружающей среды, изменение климата, вырубка лесов и т.д., приобрело решающее значение. Экологическая психология также направлена на изменение поведения таким образом, чтобы оно приносило пользу окружающей среде и решало эти экологические проблемы, обеспечивая при этом хорошее качество жизни и благополучие человека. Это приводит к концепции устойчивости, которая является важным принципом в экологической психологии.  В целом это основная сфера применения экологической психологии сегодня (Steg et. al., 2013).

Экологическая психология и изменение климата

В последнее время экологическая среда занимает все более центральное место в экологической психологии. Произошло смещение приоритетов от архитектуры и построенной среды к естественной физической среде. Возникли такие специфические области интересов, как экологическая психология, «зеленая» психология, психология устойчивости. Последние исследования в журналах по экологии, науке об изменении климата и общественной политике подчеркивают крайнюю необходимость более глубокого изучения человеческого аспекта изменения климата и необходимость исследований в области социальных и поведенческих наук. То, как люди переживают, оценивают и реагируют на угрозу изменения климата, необходимо учитывать при разработке устойчивой политики и изменении экономики (Bechtel & Churchman, 2002).

Экологическая среда имеет уникальный обмен с нашими сенсорными, перцептивными и когнитивными функциями. Он характеризуется сенсорной а-модальностью и временной постепенностью. Сенсорная модальность относится к неспособности органов чувств воспринимать условия окружающей среды, такие как ядерное загрязнение или загрязнение озоном. Временная постепенность относится к медленности изменений окружающей среды, например, климатических, которые могут происходить в течение очень длительных периодов времени, что затрудняет их восприятие нашими непосредственными органами чувств. Это требует от нас большей концентрации на конструктивистском социально-психологическом подходе, а не на реактивном индивидуалистическом подходе. В целом, необходимо уделять больше внимания социокультурному или коллективному уровню экологических психологических процессов. Экологическая психология также стремится изучить и понять экологически значимое поведение. Сюда относится любое поведение или действие в повседневной жизни человека, которое влияет на естественные процессы в окружающей среде или затрагивает ресурсы окружающей среды. Потребление воды, источники энергии, такие как электричество, нефть, переработка материалов — все это экологически значимые модели поведения, которые можно изучать (Bechtel & Churchman, 2002).

Например, исследование, проведенное Bradley и Reser (2017) в Австралии, показало, что большинство австралийцев воспринимают изменение климата как вполне реальную угрозу, которая многих беспокоит и огорчает. Исследование также показало, что они активно участвуют в новых изменениях окружающей среды и адаптируются к ним. Почти половина участников этого исследования также сообщили, что они пережили экологические события, которые были результатом изменения климата. Таким образом, аффективные реакции на изменение климата, такие как беспокойство и тревога, имеют решающее значение для адаптации и мотивации людей к изменению образа жизни в направлении устойчивой экономики.

Другие важные области применения экологической психологии

Экологическая психология помогает понять реальное применение таких концепций, как пространственное познание и когнитивное картирование, для проектирования пространств, в которых легче ориентироваться. Некоторые важные выводы, такие как наличие хороших указателей внутри зданий увеличивает скорость передвижения внутри зданий, использование цветовой кодировки путей может уменьшить количество ошибок при ориентировании в зданиях, использование упрощенных карт для автобусных и железнодорожных маршрутов легче для ориентирования в городах, чем картографически точных, хорошо видимые ориентиры улучшают пространственное познание городов и т.д., являются результатом исследований в области экологической психологии (Bechtel & Churchman, 2002).

Теория защищаемого пространства Оскара Ньюмана, которая предполагает, что уменьшение не принадлежащего жителям пространства и трафика и увеличение наблюдения со стороны жителей из-за чувства собственности приведет к снижению уровня преступности. Эти изменения были применены в одном из районов города Дейтон, штат Огайо, и было отмечено значительное снижение уровня преступности. Это было важное практическое применение психологии окружающей среды (Bechtel & Churchman, 2002).

Дизайн учебных помещений может влиять на обучение отдельных людей. Одно исследование показало, что добавление мягкого освещения, подушек, растений и ковров в обычную классную комнату показало значительное повышение оценок учащихся через 5 недель. Другое исследование показало, что аналогичные изменения привели к повышению активности студентов во время занятий. Эти исследования указывают на очень интересный вывод о том, как оформлены классные комнаты, и что они не должны быть строгими и простыми, чтобы ученики могли сосредоточиться (Bechtel & Churchman, 2002).

Таким образом, экологическая психология имеет широкую сферу применения как в построенной, так и в естественной среде. Она имеет дело с различными предметами, такими как городское планирование, архитектура, дизайн интерьера, а также поведенческие модификации для устойчивой практики. Это довольно новая область, которая имеет большие возможности для развития и взаимодействия с другими дисциплинами. Постоянно меняющаяся окружающая среда требует новых и более актуальных исследований в области экологической психологии.

Ссылки

Бехтел, Р., & Черчман, А. (2002). Handbook of Environmental Psychology (pp. 28-54, 323-335). New York: John Wiley & Sons, Inc.

Bonnes, M., & Secchiaroli, G. (1995). Экологическая психология: Психосоциальное введение. (pp. 1-8). Sage.

Bradley, G. L., & Reser, J. P. (2017). Процессы адаптации в контексте изменения климата: перспектива социальной и экологической психологии. Journal of Bioeconomics, 19(1), 29-51.

Что такое экологическая психология? | APS. (2021). Австралийское психологическое общество. Получено 25 мая 2021 года с сайта https://www.psychology.org.au/About-Us/What-we-do/advocacy/Advocacy-social-issues/Environment.

Steg, L., Van Den Berg, A., & De Groot, J. (2013). Environmental Psychology: Введение (стр. 1-10). Сассекс: Британское психологическое общество.

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий