Экологическая антропология — это подполе или направление в антропологии, а проще говоря, это изучение взаимодействий между людьми и окружающей средой, в которой они живут. Эта дисциплина изучает адаптацию и взаимодействие человечества и окружающей среды на протяжении жизни порой целого поколения.
Почему это важная дисциплина:
Она стала более значимой из-за таких последствий, как глобальное потепление и экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Антропология может помочь в лучшем понимании и развитии для уменьшения изменения климата некоторыми способами. Например, антрополог-эколог, изучающий взаимодействие человека с окружающей средой и ресурсами, обладает глубокими знаниями о принципах эволюции и адаптации, что может помочь сделать изменения климата более чувствительными к местным условиям и экологии человеческих сообществ в регионах. Эта дисциплина объединяет выводы и знания из различных предметов, таких как экология, география, социокультурная антропология и другие, для лучшего и всестороннего понимания. Экологические антропологи могут документировать изменения окружающей среды с течением времени, а также отслеживать, как люди справлялись или выживали с ними в прошлом и настоящем, и изучать взаимоотношения между населением и его биофизической средой.
Методология: Экологическая антропология
Некоторые могут путать экологическую антропологию с частью культурной экологии, однако эта отрасль возникла из-за проблем с экологическим детерминизмом, культурной экологией и растущими экологическими проблемами. Она возникла потому, что прошлые подходы не смогли признать биологическое восприятие экосистемы, в которой человеческие отношения взаимны и взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, появился новый целостный метод, способный описать и изучить многогранную человеческую адаптивность, и он обеспечивает более подходящий контекст для научного поиска.
Методы исследования включают сравнительные исследования, а также изучение конкретных популяций как с синхронной, так и с диахронной точек зрения. Существуют также высокотехнологичные методы исследования, обусловленные развитием технологий, такие как спутниковые снимки, которые обычно используются для отслеживания и поиска экологических очагов, ГИС или географические информационные системы используются для нанесения на карту множества различных данных о человеческих и экологических особенностях. Программное обеспечение, используемое экологами, которое называется Macroscope, разработанное Дж. Стефаном Лансингом и другими, помогает упростить процесс нанесения на экран компьютера различных категорий информации. Другой метод — это данные опросов, которые могут быть собраны и связаны в пространстве и времени для дальнейшего изучения. Новые экологические исследования могут использовать высокотехнологичные методы, однако следует помнить о том, чтобы не отвлекать внимание от этнографического изучения людей и их жизни по отношению к окружающей среде. Последний используемый метод называется методология связей, разработанная Коттаком и Элизабет Колсон, которая представляет собой метод описания нескольких многоуровневых, многосайтовых и многовременных исследовательских проектов, которые проводятся. В экологических исследованиях она признает ценность и важность исследовательских выборок, которые могут быть прослежены во времени. Этот метод планируется как непрерывный процесс, в котором задействована командная работа, с течением времени, и от персонала требуется тень рассеянного населения, чтобы изучать различные места и проводить интервью на разных уровнях, они должны исследовать и изучать архивы и записи и проводить последующие исследования.
Одним из людей, которые привели к развитию экологической антропологии, был Джулиан Стюард, придумавший термин «культурная экология». В середине двадцатого века он подчеркнул динамичный двусторонний характер взаимоотношений между культурой и окружающей средой и придал большое значение идее адаптации. Изменения в предмете привносят сочетание теории и анализа с важностью политического сознания, политических проблем и вопросов, связанных с изменением климата.
Некоторые термины и понятия в экологической антропологии:
Адаптация: Концепция адаптации заключается в том, что это реакция организма на окружающую его обстановку или окружение. Это может быть адаптация в структурных или функциональных характеристиках. В экологической антропологии эти адаптации происходят медленно и постепенно во времени по отношению к окружающей среде. Эти адаптации могут быть культурными, социальными или биологическими, что означает адаптацию физиологическую и генетическую, например, темный цвет кожи в жарком климате и контраст светлого цвета кожи в более холодном климате.
Культурная экология: Культурная экология — это область исследований, которая фокусируется на адаптации человеческих обществ или популяций к окружающей среде. Основное внимание уделяется методам, экономике и социальной организации, посредством которых культура вмешивается в природный мир или окружающую среду.
Диахроническое исследование: Диахроническое исследование рассматривает отношения переменных через эволюционное измерение времени или историческую перспективу.
Синхронное исследование: Является противоположностью диахронического исследования. Оно изучает отношения переменных в единичном временном интервале, который обычно является краткосрочным исследованием без каких-либо исторических процессов.
Экология: Экология — это изучение взаимодействия между живыми и неживыми механизмами окружающей среды. Это изучение взаимоотношений между организмом и всеми аспектами окружающей его среды.
Экосистема: Экосистема — это физическая и практическая взаимосвязь живых организмов и среды, в которой они обитают. Экосистемы, как известно, многогранны и могут рассматриваться на разных этапах.
Экосистемный подход/модель: Это метод, используемый различными экологами, который подчеркивает абиотические компоненты и обычно использует физическую среду в качестве основы, на которой изучаются растущие виды и адаптивные реакции. Модель экосистемы играет важную роль в экологической антропологии.
Экологический детерминизм: Это детерминистский подход, который подчеркивает или придает значение одному фактору как основному или преобладающему влиянию в объяснениях. Он основан на предположении, что культурные и природные области имеют одни и те же границы, а также на защите того, что культура означает адаптацию к конкретной среде. Таким образом, факторы окружающей среды определяют существующее социальное и культурное поведение человека.
Этноэкология: Этноэкология — это парадигма или модель, которая изучает взгляд местных жителей на экологические явления. Исследования в области этноэкологии обычно делают акцент на иерархической классификации коренных народов или аборигенов, когда речь идет о конкретных аспектах окружающей среды.
Это несколько терминов и понятий экологической антропологии, чтобы дать понимание того, что это направление антропологии очень актуально и важно для изучения.
Некоторые ссылки на интересные видеоматериалы для просмотра:
ª https://www.issrnc.org/2018/01/11/documentaries-religion-climate-change/
ª https://naturedocumentaries.org/category/ecological-documentaries/
ª «Антрополог», 78-минутный документальный фильм, режиссерами которого являются Сет Крамер, Дэниел А. Миллер и Джереми Ньюбердж.
ª Бегство от изменения климата — настоящая экологическая катастрофа, 42-минутный документальный фильм DW Documentary на YouTube.
Ссылки:
Коттак, Конрад П. «Новая экологическая антропология». American Anthropologist, vol. 101, no. 1, 1999, pp. 23-35. JSTOR, www.jstor.org/stable/683339. Accessed 31 July. 2020.
Platten, Simon, and Thomas Henfrey. «The Cultural Keystone Concept: Insights from Ecological Anthropology.» Human Ecology, vol. 37, no. 4, 2009, pp. 491-500. JSTOR, www.jstor.org/stable/40343990. Accessed 31 July. 2020.
Vayda, A., & McCay, B. (1975). Новые направления в экологии и экологической антропологии. Ежегодный обзор антропологии, 4, 293-306. Получено 29 июля 2020 г. с www.jstor.org/stable/2949360.
Орлове, Б. (1980). Экологическая антропология. Ежегодный обзор антропологии, 9, 235-273. Получено 29 июля 2020 г. с www.jstor.org/stable/2155736.