В этом эссе я рассказываю о развитии экофантастики в свете индийской английской литературы. Для этого я рассмотрел несколько романов на основе общих тем, представленных в них. К таким романам относятся «Эффект бабочки» (2018) Раджата Чодри, «Голодный прилив» (2004) Амитава Гхоша и «Бог малых вещей» (1997) Арундхати Рой. Единственная цель написания этого эссе — привлечь внимание к эхо-фантастике как жанру.
В недавнем прошлом литература преимущественно была вовлечена в дискурс, связанный с окружающей средой. В середине 20-х годов культурные критики и защитники окружающей среды могли справедливо спросить, почему авторы не обращаются к теме природы и окружающей среды? Это художественное и научное внимание усилило проявления изменения климата, и в дополнение к этому люди и заинтересованные стороны надеются, что эти пьесы, рассказы, стихи, романы и детские сказки смогут создать более глубокое экологическое сознание среди масс, что в конечном итоге приведет к более прогрессивной политике и политике, связанной с окружающей средой. Климатическая фантастика также известна как cli-fi, и для ее изучения все еще не хватает системных способов и подходов к исследованию ее читателей или аудитории.
Более того, в последнее время экофантастика приобрела известность среди широких масс. Важным вопросом является определение этого изменчивого термина. Несколько ученых, связанных с этой областью, дали свое определение. В следующем разделе я рассмотрела, что такое экофикшн, на примере романов, взятых из индийской англоязычной литературы.
Эмили Стохл (2010) дала следующее определение: «Эко-фантастика имеет экологические темы, повествования, связанные с воздействием человека на климатический кризис, мир природы, экологический активизм, вопросы прав животных и человека и многое другое. Некоторые виды экофантастики футуристичны, и чаще всего они антиутопичны из-за ужасающего состояния климатической чрезвычайной ситуации, с которой мы сталкиваемся. Но эко-фантастика может быть и наблюдением за сегодняшним миром природы или размышлением о прошлом климатическом событии». В свете этих элементов, приведенных в определении, для данного исследования я взяла два романа индийских авторов, и позиция, которую я заняла с точки зрения экокритики, — это конкретно экоцид, но это не единственный аспект, который можно найти в выбранных текстах. Например, в романе «Эффект бабочки» (2018) Раджата Чодри рассказывается о том, как лабораторный эксперимент идет не по плану, разрушает цивилизацию и приводит людей в апокалиптическую антиутопию. Аналогично, в другом тексте «Голодный прилив» (2004) Амитава Гоша можно увидеть разрушения, вызванные действиями человека. Поскольку определение подразумевает, что эхо-фантастика имеет экологические темы и связана с футуристическим аспектом, романы, которые я взяла, также изображают ту же сторону экокритической перспективы, например, в романе Раджата «Эффект бабочки» (2018) диалог строится вокруг места, Даркленда, которое не является реальным, но само название подразумевает бедствия, совершаемые человеческой расой для того, чтобы получить что-то в краткосрочной перспективе и нанести вред окружающей среде и всему в долгосрочной перспективе. История рассказывает о лабораторном эксперименте, который идет не так, как надо. В ней показано, как действия одного человека меняют судьбу планеты. Она также проливает свет на картину человечества и угрозы технологий. Кроме того, в фильме показаны катастрофические условия, в которых оказываются люди после того, как научный эксперимент идет не по плану. В результате люди оказываются в нищете и хаосе. В романе также говорится о капитализме, бедности и неравенстве. Он также футуристичен по своей природе, так как в нем рассказывается о месте под названием Даркленд (которое не существует), чтобы показать, какие злодеяния совершают люди, нанося вред окружающей среде.
Роман Арундхати Рой «Бог малых вещей» (1997) — это роман, в котором показана эксплуатация природы и окружающей среды людьми ради модернизации и прогресса в мире. Романистка попыталась передать знакомство магазина с природными проблемами, поднимаемыми в ее окружении, а также ее беспокойство за мать-землю, которая в настоящее время находится под невероятным и, возможно, неизбежным риском загрязнения. ее роман также фокусируется на концепции больше, чем человеческая жизнь, и на том, как технологический прогресс и модернизация настолько важны для человечества, что оно забыло о сохранении природных ресурсов для лучшего будущего в долгосрочной перспективе.
Кроме того, в другом тексте «Голодный прилив» (2004) также поднимаются подобные проблемы, связанные с окружающей средой и экосистемами. Поскольку в основе сюжета лежат такие события, причиной которых является человек и его культура. Роман представляет собой замечательное понимание красоты и человечности, а также того, как жизнь, точнее, жизнь человека немыслима без существования природы. В нем также показано, как человечество взаимозависимо или зависимо от окружающей среды. Название данной статьи указывает на прочтение романа Амитава Гоша «Голодный прилив», действие которого происходит в крупнейшей в мире экосистеме мангровых зарослей — Сундарбанах, где есть и вода, и земля, и пересечение ландшафта, воды, людей и их культуры. Прилив, который всегда голоден, приходит дважды в день, что приводит к постоянной перестройке земли и выкорчевыванию всего постоянного. Во время раздела в 1947 году была такая девушка, что люди покрывали государственные и частные земли так, как им хотелось. Приливы в Сандербансе достигают почти трехсот километров вглубь материка, и ежедневно тысячи акров леса исчезают под водой. Через несколько часов он вновь появляется. Остров почти ежедневно изменяет свою форму под воздействием мощных течений. Тематика романа варьируется от истории до текущих событий, которые он переосмысливает и сплетает воедино. Джим Дуайер (2010) в своем путеводителе по области экофантастики утверждает, что в этом направлении литературы разнообразие играет важную роль, а другие направления, такие как черная спекулятивная литература, фантастика коренных народов, магический реализм, научная фантастика и многое другое, делают ее более разнообразной и многогранной, таким образом, расширяя поле. В романе «Эффект бабочки» (2018) прослеживаются два направления — магический реализм и научная фантастика.
Коул Клубек (2019) дал следующее определение термину экофантастика: «Экофантастика — это поджанр научной фантастики, о котором впервые много писали в 1965 году, рассказывая о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду ….. разветвляется на три основные категории научной фантастики: апокалиптика и постапокалиптика, экологическая фантастика и климатическая фантастика». Фантастика, окружающая мой аргумент, также подпадает под категории двух из этих вышеупомянутых групп. На самом деле, эти термины или категории можно применить к рассматриваемым текстам, например, в романе «Эффект бабочки» (2018) Раджат рассказал о человеке и его действиях, когда лабораторный эксперимент идет ужасно неправильно и приводит к катастрофе всю цивилизацию. В этом романе показаны апокалиптические и постапокалиптические условия, а также экологические проблемы, что делает его экологической фантастикой. Аналогично, другой роман «Голодный прилив» (2004) рассказывает о взаимодействии человека со всем окружающим, поскольку действие романа происходит во время раздела Пакистана и Индии в 1947 году. Эти инциденты, описанные в художественной литературе, соответствуют экологическим и климатическим изменениям, поскольку войны оказывают на людей, нелюдей и ландшафты всевозможные негативные воздействия.
Читайте также: 10 знаменитых экологов и их вклад
Книга Раджата предлагает взглянуть на проблемы, связанные с невообразимыми элементами всемирной катастрофы, которые прямо или косвенно вызваны действиями человека. Также в романе представлена жажда технологий, власти и более чем человеческий мир. Раджат в одном из интервью прокомментировал свою книгу: «Книга имеет экоутопическую тему, сосредоточенную вокруг опасностей генетически модифицированных (ГМ) культур и угроз, присущих этой технологии. В ней также присутствует тема изменения климата в ближайшем будущем. Двойной удар — катастрофа, связанная с изменением климата, и эксперимент с ГМ, который пошел ужасно неправильно, — вот что приводит к катастрофическим обстоятельствам, описанным в книге». В книге Амитава показаны последствия человеческих злодеяний во имя свободы и прогресса. Необходимость и потребность в поиске необычных существ, которые больше не доступны, и человеческая жажда изменить все вокруг себя в своих интересах действительно изображают бинарную оппозицию хозяина и раба между человеком и окружающей средой. В течение долгого времени люди считали себя хозяевами мира природы, игнорируя необходимость гармонии и сосуществования между окружающей средой и людьми. Они воспринимали все природные ресурсы как должное. Аналогичным образом, в романе Арудхати Роя «Бог малых вещей» (1997) изображены способы эксплуатации, уничтожения и загона в угол каждого природного ресурса человеком с целью получения денежной выгоды. В романе также показано эгоистичное поведение людей во имя индустриализации и модернизации.
Читайте также: Экологическая психология
Выбранные романы явно относятся к одному из измерений, заданных экокритической проблематикой или экокритикой, называемой экоцидом. Но, упоминая об этом, я не имею в виду, что они не могут подпадать под другие экокритические течения или ответвления, такие как экофеминизм, глубокая экология и т.д. Экоцид, термин равной стороны происходит от греческого слова oikos, означающего дом, и cide от латинского слова caedere («вырубать или убивать»). Это ответвление экокритики обсуждает разрушение и деградацию окружающей среды, вызванные человеческим миром для окружающей среды и природы. Он также охватывает чрезмерное использование или эксплуатацию природных ресурсов в руках человеческих существ в больших масштабах, что делает человеческие жизни, всю или частичную цивилизацию, неживую и нечеловеческую жизнь хаотичной и трудновыживаемой. Романы имеют несколько схожие оттенки апокалиптической антиутопии, вызванной человеческим родом.
Ссылки
Чаудхури, Раджат. Гхош, Амитав. The Hungry Tide. New Delhi: Ravi Dayal, 2004. Niyogi Books, 2018.
Dwyer, Jim. Where the Wild Books Are: A Field Guide to Ecofiction. Reno: University of (NevadaPress, 2010, Researchgate.www.researchgate.net/publication/297972951_Where_the_wild_books_are_A_field_guide_to_ecofiction. Accessed 11 Apr. 2021.
Ghosh, Amitav. The Hungry Tide. New Delhi: Ravi Dayal, 2004.
Klubek, Cole. Eco-Fiction: Надвигающийся конец поджанра из-за психологических эффектов, связанных с изменением климата. 2019. Университет Вайоминга, докторская диссертация. Researchgate. www.researchgate.net/publication/340394341_Eco-Fiction_The_Impending_End_of_a_Subgenre
Roy, Arundhati. The God of Small Things. IndiaInk, 1997.
Шри, Анитха. «Эко-критическое исследование романа Амитава Гхоша «Голодный прилив»». Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR), vol. 5, no. 6, pp. 297-299, JETIR. www.jetir.org/papers/JETIRC006051.pdf. Accessed 11 Apr. 2021.
Stochl, Emily. Book Riot, 10 Aug. 2020, bookriot.com/eco-fiction-books/. Accessed 11 Apr. 2021.