Рецензия на книгу «Дисциплина и наказание: Рождение тюрьмы» Мишеля Фуко
Кто такой Мишель Фуко?
Фуко был французским философом, литературным критиком, политическим активистом и писателем 20-го века. Его теории в основном касаются отношений между властью и знанием, а также способов, с помощью которых они выполняют функцию социального контроля посредством общественных институтов. Фуко не принял ярлыки, навешанные на него, такие как «структуралист» и «постмодернист».
Краткое содержание «Дисциплина и наказание: Рождение тюрьмы»
Эта книга предлагает исторический отчет о современной/западной пенитенциарной системе. Фуко стремился изучить наказание в контексте общества и выяснить, как властные отношения влияют на наказание с течением времени. Фуко рассмотрел ситуацию до XVIII века — время, когда публичные казни и телесные наказания были основными формами наказания. Для расследования уголовных дел прибегали к пыткам. Наказание напоминало ритуал и было направлено на тело заключенного в церемониальной манере. В этих ритуалах велика была роль зрителей. Авторитет и власть короля восстанавливались с помощью публичных казней.
В 1818-го реформаторы XVIII века поддержали предложение о создании театра наказания, где сложная система представлений и знаков демонстрировалась открыто. Они были равнодушны к благополучию заключенных и требовали более эффективного функционирования власти.
Когда тюрьма как наказание стала немыслима, преодолеть сопротивление ей помогли 3 новые модели наказания. Однако между ней и прежним, карательным городом существовали многочисленные различия. Развитие дисциплины в XVII и XVIII веках проложило дорогу для подготовки тюрьмы. С помощью дисциплины из массы можно создать личность. 3 элемента дисциплинарной власти включают иерархическое наблюдение, нормализующее суждение и осмотр, а главные инструменты власти — взгляд и наблюдение. Развитие норм происходит следующим образом.
Концепция «Паноптикона» Джереми Бентама развивает дисциплинарную власть. Это дисциплинарная концепция, которая обретает свою форму благодаря центральной наблюдательной башне, расположенной внутри круга тюремных камер. Эта конструкция устроена таким образом, что с вышки охранник может наблюдать за всеми камерами и заключенными. Однако заключенные не смогут заглянуть в башню. Также заключенные не смогут понять, наблюдают ли за ними. Идея дисциплины развивает тюрьму. На смену пенитенциарию, который является следующим развитием, приходит делинквент, который был создан с целью маргинализации и контроля популярного поведения.
Процедура, в которой сочетаются аспекты отказа и эксплуатации, называется карцеральной системой. Цель тюрьмы и этой системы — породить делинквентность как средство, с помощью которого можно контролировать и структурировать преступления. С этой точки зрения они успешны.
Некоторые важные цитаты из книги «Дисциплина и наказание
«Надзор постоянен в своих последствиях, даже если он прерывист в своем действии».
«В наказании нет славы».
«Видимость — это ловушка».
«Но пусть не будет недоразумений: дело не в том, что реальный человек, объект познания, философского размышления или технологического вмешательства, был заменен на душу, иллюзию теологов. Описанный нам человек, которого нам предлагают освободить, уже сам по себе является результатом подчинения, более глубокого, чем он сам. В него вселяется «душа» и приводит его к существованию, что само по себе является фактором господства, которое власть осуществляет над телом. Душа — это эффект и инструмент политической анатомии; душа — это тюрьма тела».
«Не существует ни властных отношений без коррелятивного конституирования поля знания, ни знания, которое не предполагает и не конституирует в то же время властные отношения».
«Просвещение», открывшее свободы, также изобрело дисциплины».
«Стоит ли удивляться, что тюрьмы напоминают фабрики, школы, казармы, больницы, которые все напоминают тюрьмы?».
«Началась эпоха трезвости в наказаниях».
«Система наказаний должна быть задумана как механизм… для дифференцированного применения противоправных действий, а не для их устранения».
«Паноптикон — это удивительная машина, которая, как бы ее ни использовать, производит однородные эффекты власти».
«Мы теперь далеко от страны пыток, усеянной колесами, гибелями, виселицами, подушками; мы также далеки от той мечты реформаторов, о которой они мечтали менее пятидесяти лет назад».
Анализ
Дисциплина и наказание: Рождение тюрьмы» называют радикальной переоценкой предположений о роли пенитенциарных учреждений и их основных целях в обществе, где прославляются свобода и вольность.
Книга, как известно, не является сложной из-за того, что она очень технична или является уделом только специалистов, но определенные трудности возникли из-за стиля изложения. Книга написана в очень аллюзивной и суггестивной манере, которая отличается от пропозиций и аргументов. Хотя книга имеет подзаголовок «Рождение тюрьмы» и написана в форме исторической книги, она не является историческим повествованием. Скорее, это структурный анализ власти, которую Фуко назвал «дисциплиной».
Книга разделена на 4 части — пытки, наказание, дисциплина и тюрьма. Это идеальная смесь английских и французских источников, погружающих в историю тюрьмы. Фуко пишет о том, как с годами форма наказания переходила от одной к другой. Он пишет, что каждая форма наказания отражает свою эпистему — наказание тела восходит к историческому времени, а души — к современной эпистеме. В самом начале книги он намекает на проблему, с которой читатели будут сталкиваться на протяжении всей книги, выделяя два разных стиля наказания. В одном из них присутствует огромная толпа зрителей, а другой происходит в уединении, без агитации. Он указывает на то, что цель наказания изменилась. Теперь целью стало не сломать тело преступника, а воздействовать на душу. В голове читателя возникают различные вопросы: какая связь между душой и наказанием; какое значение имеет наказание души и так далее и тому подобное.
Фуко сосредоточился в основном на душе. Известно, что книга имеет два полюса — один из них — наказание души, а другой — наказание души. Первый интересовал Фуко потому, что это было начало переходного процесса. В первую очередь он занимался душой — делал ее жертвой дисциплины и наказания. В центре внимания был конец жестоких систем наказания в 1919-м веке и создании современной системы тюрем. Фуко указал, что процесс перехода был обусловлен юридическими изменениями и связанными с ними социальными отношениями. Из-за многочисленных правовых и социальных изменений и различных других событий вместо тела стали дисциплинировать и наказывать душу. Вследствие этого была создана современная тюремная система. О нынешней тюремной системе Фуко говорит, что никто из посторонних не сможет проникнуться состраданием к тем, кто подвергается наказанию. Заключенный размывается в памяти общества.
Реформаторы, такие как Беккариа, выступали за то, что Фуко считал «мягким способом наказания».
Заключительный раздел книги вновь прибегает к историческому повествованию и прослеживает реальный эффект тюрьмы и ее место в современной сети социального контроля.
Фуко поднимает очень важный вопрос — почему сохраняется тюрьма? Ответ на него он помещает в более широкую политическую сферу. Он утверждает и объясняет, что преступность является очень эффективной стратегией политического господства. Далее он утверждает, что в системе господства, основанной на почитании закона и собственности, важно следить за тем, чтобы противозаконность и нарушение закона не выходили из-под контроля.
Фуко не признавал тех, кто обладает властью, порождающей эти законы. Он отвергал, что власть — это феномен, которым кто-то может «обладать». Иногда он использовал марксистские термины, такие как «господствующий класс», «государство» и так далее. Таким образом, можно сказать, что его концепция власти аполитична. Поэтому можно представить, почему так много внимания уделяется концепции «Паноптикона» Джереми Бентама.
Заключительная часть книги называется «Карцер». В этой части говорится о том, как границы, существующие между судебным наказанием и другими институтами, становятся неразличимыми. Это происходит, когда во всех них развиваются схожие дисциплинарные техники. В конце он возвращается к наказанию, и следует заметить, что подход к наказанию, как правило, отстаивается как подход менее принудительный.
Книга подверглась критике из-за своей неясности и специализированного языка, но его собственный стиль прозы оказался одним из его предполагаемых приемов, чтобы показать, как дискурсы являются сложными структурами, где люди попадают в ловушку, не имея знаний о том, как из нее выбраться. Фуко сосредоточился на прошлом, чтобы помочь читателям лучше понять настоящее.
Ссылки
https://www.probono-india.in/research-paper-detail.php?id=582
https://www.qualitativecriminology.com/pub/v5i1p7/release/1
https://www.goodreads.com/book/show/80369.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Discipline_and_Punish