Проще говоря, дискурс — это разговор о чем-то (предмете или материи), который имеет смысл. Это язык для выражения своих идей и мнений любым возможным способом. Это либо вербально (устное общение), либо невербально, что включает языки жестов (семантика).
Дискурс можно определить как «динамическую форму социальной практики, которая конструирует социальный мир, индивидуальное «я» и идентичность». На основе различных дискурсов идентичность каждого человека является различной и гибкой, что означает, что каждый человек вносит в общество что-то свое. Таким образом, каждый индивид усваивает различные социальные диалоги, которые формируют его. В зависимости от этого, индивиды располагаются в дискурсивной категории на разных позициях, с которых функционирует их власть. Дискурсивная психология утверждает, что знания не столько приобретаются путем непосредственного восприятия истинной реальности, сколько создаются при взаимодействии и общении двух людей. Именно тогда устный или письменный язык подвергается анализу, известному как анализ дискурса.
Дискурс можно изучать в рамках двух периодов: Модернизм и Постмодернизм. Модернизм — это период, когда люди заново знакомились с различными способами жизни, будь то промышленная революция и научные изобретения или философские движения, преобразования, а также культурные тенденции и изменения. Это был период, когда теоретики модернизма считали, что знания можно развивать на основе того, что существует как реальность и видно естественным образом, и таким образом можно создавать социальные законы. Теоретики модернизма стремились найти истину и реальность всего существующего. И при этом все, что они исследовали или воспринимали, использовали как основу своего знания. Для них дискурс был функционален. Но затем появилась теория постмодернизма. Теоретики постмодернизма опровергли утверждения модернистов, которые говорили, что существует единый теоретический подход, способный раскрыть все сложности и аспекты общества. Постмодернисты предпочитали испытывать и изучать различные интересы и опыт отдельных людей и основывать свои исследования на их изысканиях.
В отличие от современной теории, постмодернистская теория принимает во внимание скорее индивидуальные различия, чем социальные законы. Таким образом, они понимали ценность дискурса через общение и беседу. Нет единого ответа на любой вопрос. Задавая разным людям одни и те же вопросы, можно обнаружить, что каждый ответ отличается от предыдущего, потому что на одну вещь смотрели глазами многих умов. Модернисты стремились найти истины, а постмодернисты стремились найти, как эти истины появились и как они были произведены. И что заставило кого-то сказать, что истина, которая существует, действительно является истиной. Постмодернисты хотели узнать, существуют ли альтернативы этим уже существующим реальностям. И решение они нашли через дискурс. Постмодернисты рассуждали о том, что знание и истина многообразны, что исторически продлевается через дискурсы до сегодняшнего дня. Они занялись анализом дискурсов, таких как тексты, язык и политика.
Существует множество постмодернистских теорий дискурса, объясняющих эту концепцию. Однако теория дискурса Мишеля Фуко, более известная как фукоулдианский анализ дискурса, внесла большой вклад в объяснение этого понятия в современной философии. Мишель Фуко был французским философом, социальным теоретиком и историком идей. В своей статье «Власть, знание и дискурс» он в основном фокусируется на отношениях между властью и знанием. Он связывает власть с формированием дискурса. Он отмечает перенос внимания с языка на дискурс. По его словам, дискурс — это система репрезентации и лингвистическая концепция либо через письмо/речь. Он придает дискурсу различные значения, фокусируясь на правилах и практиках, которые порождали значимые высказывания в историческое время. Это группа высказываний, которые обеспечивают язык для разговора или представления знаний в исторический момент. Дискурс — это производство знаний посредством языка, а затем практики. Язык — это то, что человек говорит, а практика — то, что он делает. Он влияет на то, как идеи реализуются на практике, и регулирует ее. Дискурс, характеризующий образ мышления или состояние знаний в любой момент времени, называется эпистемой. Объясняя формирование дискурса, он утверждает, что вне дискурса ничто не имеет смысла и что любая социальная конфигурация имеет смысл. В качестве аргумента он использует конструктивистскую теорию значения и репрезентации, которая рассказывает, как значение физических вещей становится объектом знания в дискурсе и как человеческие существа конструируют знания на основе своего опыта.
Таким образом, он утверждает, что различные дискурсы или эпистемы вытесняют уже существующие, открывая новую дискурсивную формацию. Дискурсивные практики, по его мнению, включают такие идеи, как эволюция языка в дискурс; элементы дискурса; отношение к знанию как к власти; институциональный аппарат; новая концепция власти, короче говоря. В связи с этой концепцией можно изучить и другие его работы, такие как «Археология знания», «История безумия», «Порядок вещей» и др. Теории дискурса, будь то модернистские или постмодернистские, используются в политически ориентированных исследованиях.
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1045235413001275
https://en.wikipedia.org/wiki/Foucauldian_discourse_analysis
https://www.britannica.com/topic/cosmopolitanism-philosophy