И диалектический материализм, и экономический детерминизм составляют важнейшие компоненты теории исторического материализма. Сторонниками исторического материализма являются немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которых называют поборниками коммунизма. Эта конкретная теория также широко известна как «материалистическая интерпретация истории». Маркс интерпретировал историю через диалектический материализм и считал, что экономические условия в значительной степени определяют исторические явления. Проще говоря, исторический материализм — это экономическая интерпретация истории.
Диалектический материализм
Предположительно, объединение основных идеологий Маркса и Энгельса в виде научной философии — это и есть диалектический материализм. Его также можно рассматривать как «философский подход», используемый Марксом и его последователями для анализа и понимания действительности. В буквальном смысле «диалектика» означает обсуждение, или, другими словами, изучение противоречий, которые составляют роковую основу человеческого существования. Хотя Маркс и Энгельс разработали эту теорию как фактическое следствие того, что они узнали от Гегеля, известного немецкого мыслителя, они в конечном итоге отвергли идеалистическую интерпретацию общества Гегеля, или то, что широко известно как «гегелевский идеализм». В отличие от Гегеля, который считал, что внешняя реальность является простым отражением человеческого разума, Маркс и Энгельс были материалистами, которые считали, что материя или природа существует независимо от человеческого разума и вне его. Они считали, что материя первична, а разум вторичен. Теория философского материализма Маркса гласит, что мир по своей природе материалистичен и различные формы динамической материи порождают различные явления. Следовательно, если материальная жизнь первична, то духовная жизнь может рассматриваться как вторичная. Материальная жизнь общества зависит от способа, с помощью которого люди обеспечивают себе средства к существованию, и от способа производства материальных ценностей.
Гегель рассматривал историю как диалектический процесс или «борьбу противоположностей», в котором доминирующая или принципиальная идея, характеризующая каждый этап эволюции, рассматривается как тезис. Этот тезис подвергался противостоянию и поражению со стороны противоположной силы (или идеи), которая стала называться антитезисом. В результате возникло производство «синтеза». Противоположные силы общества никогда не уравновешивают друг друга; скорее, одна из них должна быть сильнее другой. Возможно, это неравенство порождает напряжение между обеими силами. История, предположительно, представляет собой процесс действия и реакции между двумя силами. Две силы общества — это, главным образом, капитал и труд, причем последний образует антитезис, а первый выступает в качестве тезиса. Это приводит к тому, что Маркс назвал «классовой борьбой».
Экономический детерминизм
Маркс считал, что только экономические силы оказывают влияние на все эволюционные этапы истории. Следовательно, экономические силы являются преобладающим динамическим фактором человеческого общества и его истории. Он считал экономические (или материальные) условия более важными, чем духовные и идеологические аспекты. Маркс утверждал: «Не сознание людей определяет их существование, а их общественное существование определяет их сознание». Форма и структура каждого общества определяются тем, что Маркс называл экономической структурой, которая в дальнейшем стала известна как «инфраструктура». Инфраструктура в основном состоит из двух вещей — материальных сил производства и необходимых производственных отношений.
Социальные, религиозные, политические, моральные, правовые, образовательные и другие институциональные сети были названы «надстройками», которые были построены на каменном основании экономической инфраструктуры. Силы конфликта, повлиявшие на историческую эволюцию общества, породили конфликт внутри экономической структуры, то есть между «силами производства» и «отношениями производства». Однако идеологические формы заставляют людей осознать конфликт внутри экономической структуры. Маркс также утверждал, что производительные силы общества определяют его тотальные или общие условия. Социальная, интеллектуальная и политическая жизнь общества в значительной степени определяется способами производства. Изменение способа производства влечет за собой изменения во всех вышеупомянутых компонентах. Следовательно, формы производства создают различия между правовыми, социальными, религиозными и политическими институтами капиталистического, феодального и скотоводческого обществ.
Взаимосвязь между социальными структурами и формами производства
Маркс считал, что общество проходит пять стадий, которые соответствуют пяти различным способам производства. К ним относятся:
- Примитивное общество и примитивные способы производства. Эту стадию также называют коммунистической, поскольку здесь нет частной собственности, а продукция принадлежит обществу.
- Древнее общество и древний способ производства. Это общество или стадия характеризуется рабством, когда члены одного класса (или господствующего класса), владеющие собственностью, эксплуатируют членов других классов.
- Феодальное общество и феодальный способ производства. Здесь аристократы-землевладельцы и бароны, составляющие господствующий класс, эксплуатируют крестьян и крепостных.
- Капиталистическое общество и капиталистический способ производства. В этом обществе капиталистами считаются люди, владеющие всеми основными средствами производства и относящиеся к рабочим как к рабам и орудиям труда. Эти капиталисты, владеющие максимальным богатством, эксплуатируют бедных поданных и рабочих.
Маркс говорит, что общество проходит через различные стадии, чтобы в конце концов достичь бесклассового общества. Каждая из стадий лучше предыдущей, поскольку их способы производства экономически более продуктивны, чем у их предшественников. Однако напряженность между двумя классами в этих обществах (за исключением первобытной стадии) приводит к классовому конфликту и революции, которые знаменуют наступление пятой стадии, то есть социализма.
- Коммунистическое общество. Здесь способ производства является социалистическим и основан на общественной собственности. Эта стадия является фактическим следствием революции, инициированной промышленными рабочими. Цель этого общества — свержение капиталистического общества.
Хотя теория исторического материализма Маркса подверглась широкой критике со стороны различных выдающихся ученых, она оказала влияние на поколения социологов и их идеи и привела к появлению множества научных дискуссий и работ по формированию политики. Более того, два наиболее важных вклада Маркса заключаются в том, что он рассматривал человеческое общество как единое целое, а не как изолированную концепцию — из его работ видно, что социальные группы и институты взаимосвязаны, и поэтому их необходимо изучать в их взаимосвязи, а также считал, что общества по своей природе являются изменчивыми системами, и что изменения происходят в результате конфликтов и внутренних противоречий. Другими словами, он подтолкнул поколения людей к дальнейшим сомнениям в существующих системах вместо того, чтобы просто принимать условия своей жизни как предопределенные. Следовательно, он повлиял на восходящую социальную мобильность, что в конечном итоге способствовало улучшению общества в целом.
Ссылки
- Рао, К.Н.С. (2009). Карл Маркс и его мысли. В книге К.Н. Шанкара Рао «Социология: Принципы социологии с введением в социальную мысль. Нью-Дели: S. Chand Publications. (18th Ed, pp. 724-745).