В последнее десятилетие более половины населения мира стало урбанизированным, а в Индии темпы урбанизации растут быстрыми темпами. За последние 17 лет городское население Индии выросло на 5,4%, а в 2030 году ожидается, что более 41% индийского населения будет проживать в городах. Однако в результате этого незапланированного и неконтролируемого роста населения в городах возникают различные проблемы, и в данной статье речь идет о социологическом исследовании феномена урбанизации.
Урбанизация определяется как перемещение населения из сельской местности в городские районы и, как следствие, увеличение доли населения, проживающего в городах по сравнению с сельской местностью. Урбанизация сыграла важную роль в инициировании экономического, социального и политического прогресса, но также привела к возникновению серьезных проблем. Быстрый рост населения вызвал давление на такие общественные услуги, как жилье, здравоохранение, санитария, транспорт, образование и так далее. В современную эпоху концепция урбанизации широко заимствована с Запада. Перепись населения Индии 2011 года определяет городские территории как «все места, где есть муниципалитет, совет по кооперации или уведомленный комитет городского района». Это определение также включает другие аспекты по следующим критериям: 1) плотность населения не менее 400 человек на квадратный километр 2) не менее 75% основного трудоспособного мужского населения занято несельскохозяйственной деятельностью и 3) минимальная численность населения 5000 человек.
Хотя городское общество развито и продвинуто, существует несколько проблем, с которыми эти урбанизированные города сталкиваются и сегодня, что наносит ущерб их росту и населению.
- Трущобы
Трущобы по переписи населения определяются как жилые районы, где жилища непригодны для проживания людей по причине ветхости, перенаселенности, неправильного расположения и дизайна таких зданий, узости улиц, отсутствия вентиляции, света, санитарных условий или любой комбинации этих факторов, которые наносят ущерб здоровью и безопасности людей.
В Индии трущобы — это компактные плохо построенные жилища, непригодные для проживания людей, с отсутствием основных удобств и услуг. Рост трущоб обусловлен отсутствием планирования и управления ростом городов. На трущобы приходится до 17,5% городского населения Индии и до 50-70% работников неформального сектора городской занятости. Число жителей трущоб растет в Индии, особенно в последние два десятилетия. Среди множества трущоб в Индии, Дхарави — одна из самых больших трущоб в мире, насчитывающая 1 миллион жителей, она является самой большой в Индии и во всей Азии.
Разрастание городов описывает экспансию масс на территории с низкой плотностью населения, что в конечном итоге приводит к увеличению городских пространств до жилых пригородных районов. Трущобы порождают концепцию разрастания городов, поскольку существует необходимость размещения огромного количества населения.
Трущобы создают отчетливый разрыв между богатыми и бедными, начиная с самых основ человеческой жизни, таких как пища, вода и жилье. Это порождает явление социальной изоляции в глазах людей, живущих в бедности. Такая депривация вызывает рост негативных мотивов для поддержания своих основных средств к существованию и удобств, тем самым вызывая девиантное поведение.
- Жилье
Жилье — это хроническая проблема большинства городских районов сегодня, и она требует решения в связи с проблемой перенаселенности. В городах ощущается острая нехватка жилья, поскольку существует большая масса безработных, которые переезжают сюда из родных мест в поисках работы. Однако сегодня жилье стало более доступным, чем когда-либо прежде.
В 2020 году, если предположить, что среднее число людей в семье составляет 3 человека, 68 миллионов индийцев будут нуждаться в отдельном жилье. Только на Мумбаи приходится до 37% от общего спроса на жилье в Индии, причем дома предлагаются по доступным ценам.
Согласно отчету RICS и Knight Frank (2019), к 2030 году Индии потребуется 25 миллионов единиц жилья. С учетом нынешнего дефицита жилья в городах, по оценкам авторов доклада, в Индии потребуется более 10 миллионов единиц жилья. По состоянию на июль 2019 года в рамках инициативы «Жилье для всех к 2022 году» было санкционировано строительство около 8,36 млн домов.
В Индии молодое население. Структурный спрос на жилье в Индии всегда будет высоким в долгосрочной перспективе, поэтому в ближайшие 5-10 лет спрос на жилье в Индии будет неуклонно расти. Начато строительство 4,9 млн единиц жилья, из которых 2,6 млн единиц уже завершено, а в декабре 2019 года, вероятно, будет санкционировано строительство еще 1,64 млн домов, что делает весьма вероятным достижение цели в 10 млн домов к 2022 году.
- Службы общественного здравоохранения
i) Здоровье и санитария как проблема: Городская беднота — это, как правило, мигранты, которые устремляются в города в поисках лучшей работы. Места проживания этих людей в значительной степени временные, а города планируются так, чтобы не замечать их, и эти люди лишены базовых услуг здравоохранения и санитарии. Хорошее здоровье — важная часть ЦУР, которая требует особого внимания и важности. Для удовлетворения текущих потребностей огромных масс населения в городах индийская инфраструктура городского здравоохранения представляется недостаточной, однако доступность является следующим большим вопросом для этих людей, которые являются выходцами из экономически отсталых обществ.
Санитария обычно относится к условиям, связанным с общественным здоровьем и обеспечением чистой водой для мытья и питья. Плохие санитарные условия являются особенно важной причиной распространения инфекционных заболеваний в Индии. Санитарные стандарты привели к тому, что в Индии участились случаи открытой дефекации, что очень вредно для здоровья. Безопасная утилизация человеческих экскрементов и техногенных отходов является самой большой проблемой в Индии. Обеспечение доступа к адекватным объектам здравоохранения и санитарии будет иметь решающее значение в процессе достижения основных требований выживания человека, и общественность, особенно молодежь, должна взять на себя ответственность за повышение осведомленности среди бедных слоев общества в таких областях, как почему важно здоровье и почему соблюдение гигиены является жизненно важным для спасения жизни. Таким образом, люди из этих окраинных поселений все еще живут в худших условиях.
ii) Утилизация отходов как проблема: Большинство городских районов Индии постоянно страдают от неадекватных и некомпетентных канализационных удобств, и ни один город в Индии не имеет достаточного количества канализационных сооружений. Поскольку отсутствует надлежащее местное управление, города не имеют подходящих условий для переработки отходов, образующихся в городе, и они просто сливаются в близлежащие водоемы, такие как реки, моря (как в Мумбаи, Калькутте и Ченнаи), тем самым загрязняя водоемы.
Огромное количество отходов, которые ежедневно производят наши города, создает серьезную проблему для здоровья асцита, поскольку в них нет работающих мусороперерабатывающих заводов, и образующиеся отходы сбрасываются на свалки. Эти свалки являются очагами распространения заболеваний, кроме того, в окружающую среду просачивается бесчисленное количество ядовитых веществ.
- Транспорт
Появление транспорта помогло людям свободно перемещаться и лучше общаться друг с другом. Без транспорта невозможно представить себе бизнес-единицы, что делает транспортный сектор особенно важным. Он также обеспечивает занятость миллионов работников и приносит доход стране. Для устойчивого экономического роста и развития страны необходима хорошая транспортная сеть. Транспортные системы связывают страны между собой и превратили мир в деревню, показав, что расстояние больше не является препятствием для роста и поддержания контактов.
Но сценарий дорожного движения в индийских городах представляет собой жалкое подобие нашей местной транспортной системы. Транспортная система и загрязнение воздуха в городе прямо пропорциональны друг другу. Выбросы от транспортных средств зависят от количества автомобилей, скорости движения, возраста автомобиля, общего расстояния, пройденного автомобилем, и его интенсивности выбросов. Если быть точным, то средняя скорость в часы пик в индийских городах намного меньше по сравнению с идеальной.
Дорожно-транспортные происшествия — это серьезная проблема, с которой Индия столкнулась в последнее десятилетие, и эта проблема требует особого внимания в мегаполисах. Только в 2018 году в Индии в результате дорожно-транспортных происшествий погибло более 1,5 лакхов, и основной причиной этого является превышение скорости. С 14 погибшими и 53 ранеными каждый час в результате дорожных аварий Индия возглавляет список стран с максимальным количеством дорожно-транспортных происшествий.
- Экологические проблемы:
Растущее загрязнение воздуха в Индии, вызванное чрезмерным использованием топлива, представляет серьезную угрозу для окружающей среды страны. Некоторые широко известные загрязнители атмосферы, связанные с автотранспортом, — это оксиды азота, углеводороды, угарный газ, оксиды серы и взвешенные частицы (SPM).
Одной из наиболее очевидных причин экологических последствий перенаселения является уничтожение мест обитания диких животных. Остаются небольшие участки среды обитания диких животных, но эти участки могут быть слишком малы для содержания различных видов. Такое расположение человека вынуждает диких животных пересекать территории, на которых доминирует человек, в поисках пищи и убежища.
Но в деревнях ситуация совершенно иная, природа преобладает в жизни человека, и сельские жители имеют прямую связь с природой в большей степени, чем городские жители. В городах человек изолирован от природы, и его больше привлекает искусственно созданная рукотворная среда, чем природа. В городских людях сравнительно больше искусственности, чем в сельских. Богардус однажды написал, что сельские люди сравнительно более откровенны, открыты и искренни, чем городские, которые предпочитают большую искусственность в своей жизни.
- Социальные и психологические вопросы:
Отсутствие чувства общности наблюдается в городах, здесь индивиды преследуют то, что хотят, и не беспокоятся о других. В семье не хватает единства, однородности и гармонии. Сплоченность между членами семьи не лучше, чем между людьми, живущими в гостиницах. Обычаи и традиции, соблюдаемые в наших деревнях и родных местах и имеющие социологическое значение, забываются и теряются в суете городских огней. В городах по всему миру люди исповедуют разные религии, придерживаются разных идеалов, имеют разные культурные корни.
В деревнях и селах большее значение придается социальным группам и общественным собраниям, где строго соблюдаются религия и ритуалы, чего нельзя сказать о городах. Менталитет людей в городах в большей степени основан на рациональных рассуждениях и научном мышлении. Из-за отсутствия семьи, общины и западного влияния в атмосфере роскоши и комфорта городские люди идут на компромисс со своей моралью, и возникает ощущение моральной распущенности. Отсутствует контроль над поведением человека. Люди слишком настроены на конкуренцию, чтобы сотрудничать и работать сообща с себе подобными. Жизнь в городах становится чрезвычайно скучной и рутинной.
Ссылка:
India will need 25 million more affordable housing units by 2030: RICS and Knight Frank Report
https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/road-accidents-claimed-over-1-5-lakh-lives-in-2018-over-speeding-major-killer/articleshow/72127418.cms?from=mdr