Что такое теория гендерных схем в психологии?

Теория гендерных схем — это когнитивная теория, сформулированная психологом Сандрой Бем в 1981 году. Она утверждает, что гендерные роли обусловлены культурой, в которой воспитывается человек, а не являются врожденными. Эта теория пытается показать, как люди становятся гендерными, и как половые характеристики сохраняются и передаются другим членам общества.  Она утверждает, что дети узнают о гендерных ролях из среды своего воспитания. Согласно теории, детям внушается, что они должны действовать или иметь отношение, соответствующее гендерным стереотипам. Этот процесс начинается гораздо раньше, на этапах социального развития.

В следующей статье предпринята попытка исследовать эту психологическую теорию.

Оглавление:

  1. Гендерные стереотипы
  2. Некоторые экспериментальные доказательства
  3. Роль культуры
  4. Итоги теории
  5. Как добиться позитивных социальных изменений

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Поскольку теория гендерных схем — это теория обработки информации, она очень хорошо может объяснить, почему гендерные стереотипы широко укоренились в нашем обществе. Индивид с сильной гендерной схемой обрабатывает стимулы из окружающей среды через фильтр, наведенный самой гендерной схемой. Это приводит к облегчению восприятия стереотипной информации, что еще больше укрепляет гендерные стереотипы. В процессе когнитивного и социального развития ребенка Бем утверждает, что гендерные схемы отвечают за регуляцию поведения детей, которое соответствует культурному определению мужественности или женственности. Более того, она утверждает, что существует еще одна основополагающая теория подсхемы гетеросексуальности, которая способствует формированию гендерных схем. В большинстве культур гетеросексуальность рассматривается как норма, и предполагается, что мужчины и женщины отличаются друг от друга.

НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Согласно теории гендерных схем, люди особенно чувствительны к информации, связанной с их собственной гендерной идентичностью. Когда люди признают большее сходство между своим поведением и гендерными стандартами, они переживают положительные эмоции и повышение самооценки.  С другой стороны, поведение, противоречащее гендерной идентичности, вызывает негативные эмоции и снижение самооценки.

Например, в исследовании, проведенном психологом Венди Вуд (1997), мужчины с более сильной маскулинной идентичностью испытывали восторг, вспоминая случаи, когда они вели себя доминирующе и напористо (воспринимаемые маскулинные черты), и наоборот, женщины с более сильной фемининной идентичностью чувствовали удовлетворение собой, вспоминая случаи, когда они вели себя заботливо. (воспринимаемая фемининная черта).

Интересно, что в другом исследовании, проведенном Джозефсом, Маркусом и Тафароди (1992), было выявлено, что эмоции играют важную роль в саморегуляции поведения. Они действуют как указание для манипулирования будущим поведением. Когда поведение человека не соответствует воспринимаемым стандартам, это вызывает плохие чувства, что, в свою очередь, приводит к необходимости изменить поведение, чтобы оно больше соответствовало стандартам. Таким образом, эмоции служат сигналом о необходимости изменить свое поведение в будущем. В проведенном исследовании мужчинам и женщинам сообщили, что они не справились с первоначальным заданием (что было типично для мужчин и женщин). Мужчины с высокой самооценкой продемонстрировали больший успех при выполнении заданий, которые считались мужскими, например, лидерские роли или соревновательные задания. Аналогично, женщины с высокой самооценкой демонстрировали больший успех при выполнении будущих задач, которые считались женскими по своей природе, например, связанных с межличностными отношениями. Таким образом, выравнивая свое последующее поведение под влиянием эмоций, индивиды обуславливают более тесную параллель с гендерной идентичностью и стандартами в будущем.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

Культура влияет не только на поведение и отношение человека, но и на его мыслительный процесс.

Например, в традиционном обществе, где девочки растут, видя в женщинах только заботу и другие домашние роли, можно сделать вывод, что женщина годится только для того, чтобы выйти замуж, быть домохозяйкой и воспитывать детей. С другой стороны, у мальчиков может остаться впечатление, что мужчины должны работать и заниматься производством.

Насаждение гендерных норм начинается прямо в школе. Над мальчиками издеваются за то, что им нравится розовый цвет, девочек стыдят за то, что у них слишком много волос на лице и теле, и так далее, и тому подобное.

Еще одна поразительная, но не удивительная гендерная схема, которую мы наблюдаем, — это предубеждение, что некоторые профессии лучше всего подходят мужчинам, а другие — женщинам. Например, в профессиях, связанных с STEM и бизнесом, доминируют мужчины, в то время как в преподавании, медицине и даже искусстве преобладают женщины.

Эти классификации в рамках предвзятого подхода к профессии укрепляют идею о том, что женщины лучше справляются с воспитанием и ролями по уходу, а также более эмоционально интеллектуальны, чем их коллеги-мужчины. Напротив, считается, что мужчины лучше справляются с аналитическими и административными или руководящими функциями.

Средства массовой информации, а также язык и литература играют важную роль в формировании гендерных предубеждений. Например, в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» Бэтмен говорит: «Ты не храбрый, мужчины храбрые», — тем самым утверждая, что храбрость и мужество являются специфически мужскими чертами.

Кроме того, размещение гендерных названий, например, «в зале были мужчины и женщины», подсознательно ставит женщин во второстепенное положение по правилу.

Но, как и у монет, у всего есть две стороны. Гендерная обусловленность распространена не только в традиционных обществах, но и в прогрессивных. Женщина, которая предпочитает придерживаться домашней роли домохозяйки, может показаться «культурно отсталой».

Интересно отметить, что прогрессивное и либеральное общество, которым мы гордимся, не отстает в навязывании «современной культуры» нашему сознанию.

Такие шаблоны мышления негативно влияют на всех представителей пола, будь то мужчины, женщины или другие небинарные полы.  Эти культурные условия ограничивают неограниченный когнитивный и социальный рост людей. Они приводят к ограничению характеристик детей социально предписанными гендерными нормами.

ИТОГИ ТЕОРИИ

Теория гендерных схем Сандры Бем была недолговечной и быстро утратила свое влияние на психологию гендерного развития. Эта теория была вдохновлена когнитивной революцией в период 1970-1980-х годов. По мере того, как все больше и больше женщин занимались научной деятельностью, психология пола приобретала особую популярность. Но когда широкие социологические теории начали становиться основным направлением в изучении гендерной психологии, влияние теории гендерных схем со временем сошло на нет. Тем не менее, теория объясняет, как гендерные стереотипы распространяются из поколения в поколение и обеспечивают их выживание в обществе.

Инвентаризация половых ролей Бема (BSRI)

Самым долговременным вкладом в теорию гендерных схем стал опросник Бема «Роль пола» (Bem Sex-Role Inventory).

Согласно Bem Sex-Role Inventory, люди относятся к одной из четырех различных гендерных категорий:

  • Индивиды с половой принадлежностью — это те, кто тесно связан со своей гендерной идентичностью и обрабатывает информацию в рамках этой гендерной схемы.
  • Люди с перекрестным типом личности обрабатывают информацию в рамках схемы противоположного пола.
  • Андрогинные индивиды проявляют как маскулинный, так и фемининный мыслительный процесс.
  • Недифференцированные индивиды не демонстрируют последовательного использования обработки информации по половому типу.

КАК ДОБИТЬСЯ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Потенциальным источником половой типизации является среда, в которой воспитываются дети. Сандра Бем считает, что для борьбы с типизацией детей по половому признаку следует запретить доступ к СМИ, которые поощряют типизацию по половому признаку, и установить равные роли матери и отца в семье. Однако такие меры имеют ограниченный охват. Поскольку дети начинают ходить в школу и все больше общаются за пределами четырех стен дома, они неизбежно подвергаются воздействию информации о половой принадлежности. Поэтому этот вопрос должен решаться коллективно всеми членами общества. Ее можно эффективно решить, внедряя альтернативную схему для детей. Например, схема индивидуальных различий, которая основана на индивидуальности. В этом случае информация обрабатывается от человека к человеку, вместо того чтобы делать широкие предположения о группе на основе информации, полученной от отдельных людей, принадлежащих к этой конкретной группе. Кроме того, необходимо поощрять детей к тому, чтобы они выражали моральное возмущение, когда и где они сталкиваются с любой сексистской информацией. Это поможет не только предотвратить секс-типирование детей, но и приведет к позитивным изменениям в обществе.

ССЫЛКИ

https://www.verywellmind.com/

https://www.sciencedirect.com/

https://en.wikipedia.org/

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий