Различные типы феминизма: Феминизм — это одна из самых важных и известных философий и движений в мире, которая существует уже несколько веков. Единого определения феминизма не существует, так как он охватывает целый ряд движений и различных точек зрения. Феминистская писательница и академик Белл Хукс определяет феминизм как «движение за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения». Поскольку существуют различные феминистские взгляды, при разговоре об одном и том же используется термин феминизм. Цель данной статьи — дать синоптическое представление о различных типах феминистских теорий, как их описывает исследователь и теоретик гендерных исследований Джудит Лорбер в своей работе 1997 года «Разнообразие феминизмов и их вклад в гендерное равенство». Это связано с волнами феминизма, но отличается от них, так как охватывает различные временные периоды в феминистском движении.
Лорбер начинает с утверждения, что каждая из этих теорий внесла свой вклад в дело, но также имеет свои ограничения, и что феминистки принимают и выбирают идеи и стратегии с разных точек зрения, согласуясь при этом со своими собственными идеалами. На протяжении многих лет между различными направлениями также велись постоянные и непрерывные дебаты. Как и в любой другой области знаний, феминистские теории также менялись на протяжении десятилетий по мере того, как мы получали более глубокое и сложное понимание таких понятий, как гендер, секс и сексуальность. Принимая во внимание феминистские теории последних трех с половиной десятилетий, Лорбер сгруппировала их в три общие категории, основанные на сходстве — «феминизм гендерных реформ, феминизм гендерных сопротивлений и феминизм гендерных революций» (Lorber, 1997).
Читайте: Что такое феминистская перспектива?
Феминизм гендерных реформ
Эти теории — либеральный феминизм, марксистский и социалистический феминизм, феминизм развития — были разработаны во время второй волны, между 1960-ми и 1970-ми годами.
Либеральный феминизм: Либеральный феминизм утверждает, что мужчины и женщины на самом деле очень похожи, и поэтому к ним должно быть одинаковое отношение по закону и равные возможности. Либеральные феминистки внесли большой вклад в представительство женщин в различных общественных сферах и обеспечение абортов и репродуктивных прав.
Марксистский и социалистический феминизм: Марксистский и социалистический феминизм рассматривает положение и роль женщин, таких как домохозяйки, в капиталистической системе и экономике, показывая, как семья действует как угнетающая сила для женщин, эксплуатируя их труд. Они утверждали, что ответом на это является предоставление женщинам работы на полный рабочий день в сочетании с оплачиваемым отпуском по беременности и родам и уходом за детьми, предоставляемым государством.
Феминизм развития: Феминизм развития анализирует глобальную экономику и рассматривает эксплуатацию женщин в развивающихся странах, бывших колониальных субъектов. Он постулирует, что способы производства и контроль над распределением ресурсов в обществе определяют статус женщин в нем — т.е. если женщины контролируют все вышеперечисленное, они получают высокий статус. В ней также рассматривается конфликт, возникающий между правами женщин и культурными традициями во многих из этих обществ, поскольку многие из их культурных практик часто являются деспотичными и предназначены для контроля над женщинами.
Читать: Феминизм сегодня
Гендерно-устойчивый феминизм
Эти теории были разработаны в 1970-х годах и возникли благодаря тому, что женщины, участвовавшие в движениях за гражданские права, левых и антивоенных движениях, заметили, что к ним не относятся одинаково даже в этих прогрессивных пространствах. Гендерно устойчивый феминизм также критикуют за эссенциализм и гомогенизацию женского опыта, которые присутствуют в их трудах.
Радикальный феминизм: Одна из самых противоречивых и обсуждаемых ветвей феминизма. Радикальные феминистки утверждают, что патриархат очень трудно уничтожить, поскольку патриархальное мышление глубоко укоренилось в нашей культуре и мышлении. Они выступают за сопротивление ему путем создания пространств только для женщин и формирования отдельных знаний, культуры и т.д. с женской точки зрения. Они критикуют гетеросексуальность и традиционно мужские качества и скорее поощряют женские качества, такие как воспитание, обмен, тепло и т.д. Радфемы, как их называют, получили известность благодаря борьбе против порнографии, проституции, сексуальных домогательств и домашнего насилия.
Читать: Различия между либеральным и радикальным феминизмом
Лесбийский феминизм:
Лесбийский феминизм несет в себе идею радикального феминизма о том, что гетеросексуальные отношения по своей природе являются эксплуататорскими, и поэтому выступает за то, чтобы женщины «обращались к другим женщинам за сексуальной любовью, а также за интеллектуальным общением и эмоциональной поддержкой» (Lorber, 1997). Лесбийский континуум, концепция, представленная в лесбийском феминизме, предполагает, что под него попадает любая женщина, идентифицирующая опыт других женщин, таким образом, уводя фокус от одних только сексуальных отношений.
Психоаналитический феминизм:
Психоаналитический феминизм основан на феминистском прочтении теорий Фрейда и взаимодействии с теориями Деррида, Лакана и Фуко. Разработанный французскими феминистками, он рассматривает различные способы, с помощью которых искусство, СМИ, литература и т.д. определяются мужским взглядом, представляют «мужское бессознательное» и наполнены фаллическими образами. Поэтому французские феминистки призывали женщин противостоять этой культуре путем написания произведений о своем теле и женском опыте, таком как менструация и роды.
Стендпойнт феминизм:
Стендап-феминизм объединяет точки зрения вышеупомянутых гендерно-устойчивых феминизмов и критикует мужскую гегемонию, которая присутствует, когда дело доходит до производства знаний и исследований как в естественных, так и в социальных науках. Он утверждает, что женщины обладают уникальными перспективами, вытекающими из их опыта, который более укоренен в материальном мире, и поэтому знания, производимые ими, будут ближе к повседневной жизни.
Феминизм гендерной революции
Следующие теории — феминизм социального конструирования, мужской феминизм, постмодернистский феминизм, теория педерастии и мультиэтнический феминизм — возникли в 1980-х и 1990-х годах. Они стремятся не только критиковать патриархальный порядок, но и подвергать сомнению другие категории и иерархии, которые формируют социальные структуры нашего общества наряду с гендерными, и работать над их уничтожением.
Мультиэтнический феминизм:
Мультиэтнический феминизм определяет, как различные факторы, такие как пол, религия, класс, раса/этническая принадлежность, сексуальность и т.д. структурно переплетаются и выступают в качестве различных векторов угнетения или привилегий в обществе. Развивая тему феминизма, можно сказать, что речь идет не только о представлении точки зрения женщин, но и о представлении точек зрения мужчин и женщин из разных классов, религий, рас и сообществ. Здесь говорится о том, что маргинальные сообщества или идентичности занимают уникальное положение в обществе, на которое влияют различные оси угнетения. Маргинальные женщины часто подвергаются угнетению и эксплуатации не только со стороны мужчин и женщин из доминирующих групп, но и со стороны мужчин из их собственного сообщества. Мультиэтнический феминизм очень похож на межсекционный феминизм — концепцию, основанную на работах чернокожей феминистки Кимберле Креншоу, которая получила широкое распространение в последние несколько лет.
Мужской феминизм:
Он основан на изучении мужественности и мужчин через призму феминистских теорий. Он рассматривает маскулинность, разрушая идею о том, что существует только один вид маскулинности, и анализирует различия между мужчинами разного происхождения и идентичности. Мужской феминизм разработал концепцию гегемонной маскулинности, обозначающую тех мужчин из доминирующих групп, которые обладают наибольшей властью. Он критикует традиционно мужские институты, такие как армия, студенческие братства и т.д., за прославление женоненавистничества и насилия, а также критикует давление общества на мужчин, заставляющее их не быть уязвимыми. В ней также рассматривается, как гомосексуальные мужчины обладают меньшей властью, чем их гетеросексуальные коллеги, но при этом пользуются привилегиями мужчин.
Феминизм социального конструирования:
Феминизм социального конструирования утверждает, что социальная структура гендера является всепроникающей и влияет на все в нашем обществе — от индивидуального поведения и самости до коллективных условий. Он рассматривает, как многое из того, что мы воспринимаем как естественные или природные процессы, является социальными конструктами и выученным поведением. Она утверждает, что такие методы, как навязывание гендерных норм и создание жестких бинеров, являются способами сохранения контроля, и что наша сексуальность также формируется под влиянием социальных норм и культурных стандартов. Эти конструкции поддерживаются всеми нашими социальными институтами, которые учат и поощряют конформизм в людях и наказывают любое отклонение от этих моделей.
Постмодернистский феминизм и теория квира:
Их основа заключается в критике категорий гендера и сексуальности, которые долгое время считались фиксированными, жесткими бинарами; они утверждают, что гендер и сексуальность изменчивы и присутствуют в различных формах. Они также изучают, как убеждения и идеи о гендере становятся приемлемыми для нас, внедряясь в культурные тексты, будь то фильмы, литература, музыка, реклама и т.д. Преобладающая атмосфера и социально-политические условия того времени также влияют на дискурс, или дискуссии вокруг текста. То, как текст был создан и профинансирован, также формирует мнение аудитории.
Постмодернистская феминистская деконструкция (разрушение текстов) в значительной степени касается как поп-культуры, так и изобразительного искусства; разрушение дискурсов, содержащих сообщения о наших телах, сексуальности и гендерных ролях. Они пропагандируют такое поведение, как остепениться, жениться и завести детей, как счастливый конец. Теория квира, более конкретно, рассматривает гендер и сексуальность как социальные представления. В то время как феминизм социального конструирования рассказывает нам о том, как устроены системы, теория квиров стремится полностью их дестабилизировать.
Таким образом, это некоторые из различных типов и подтипов феминизма, которые были разработаны и проработаны различными женщинами-исследователями, учеными и активистами. Важно отметить, что эти концепции постоянно меняются и развиваются, по мере того, как мы приходим к более глубокому пониманию этих непростых понятий и по мере того, как наши общественные системы меняются, надеемся, в лучшую сторону.
Ссылки
Лорбер, Дж. (1997). Разнообразие феминизмов и их вклад в гендерное равенство. BIS Verlag. http://oops.uni-oldenburg.de/1269/1/ur97.pdf