Идея паноптического наблюдения была разработана французским философом Мишелем Фуко в 1975 году путем рассмотрения паноптики как символа дисциплинарного общества наблюдения. Паноптическое наблюдение можно понимать как состояние постоянного мониторинга. Здесь наблюдающий децентрализован, а наблюдаемые никогда не общаются напрямую. Оно происходит от термина паноптицизм.
Паноптицизм относится к социальной теории, названной в честь Паноптикона, который представляет собой институциональное здание или архитектурную структуру тюрьмы, предназначенную для усиления наблюдения. Это система контроля, разработанная Джереми Бентамом, английским философом и социальным теоретиком. Это круглое здание с камерами, встроенными в круглые стены, с наблюдательной вышкой в центре. За каждой камерой можно наблюдать с наблюдательной башни, и, в свою очередь, башня также видна из каждой камеры. Однако люди, живущие в камерах, не могли видеть ничего внутри башни из-за ставней и жалюзи. Из-за этого они не знали, наблюдают за ними или нет, и поэтому постоянно регулировали свое поведение. Бентам считал, что страха перед постоянным наблюдением было достаточно, чтобы держать заключенных в узде.
Фуко понял, что эти особенности вполне могут быть применены и в обществе, подчеркивая функцию дисциплины как аппарата власти. Он использовал конструкцию паноптикона в качестве метафоры для понимания отношений между людьми и системами социального контроля, а также взаимосвязи между концепцией знания и власти. Наблюдатель, постоянно наблюдая, приобретает знания о тех, за кем наблюдает, тем самым получая власть. Таким образом, чем больше он наблюдает, тем более могущественным он становится. Он извлек четыре важных принципа из структурной конструкции паноптикона.
Во-первых, это всепроникающая власть, которая заключена в наблюдательной башне, позволяющей видеть все, что происходит в камерах, и тем самым регулировать эти события.
Во-вторых, неясная власть, которая заставляет заключенных осознавать, что, хотя за ними наблюдают, они не могут видеть ничего внутри башни и не могут знать, когда, как и почему за ними наблюдают.
Третий принцип — это принцип структурного насилия, когда заключенных не наказывают или регулируют напрямую, а они сами регулируют их.
Наконец, структурное насилие может быть использовано теми, кто находится внутри башни, для собственной выгоды. По мнению Фуко, эти меры наблюдения будут служить расширению власти. Он также добавляет, что назначая анонимных людей на государственные должности, чтобы командовать центром этой архитектуры наблюдения, дисциплинарный механизм наблюдения может быть приукрашен, что приведет к более желательным и плодотворным результатам, которые доказывают, что паноптическое наблюдение вместо тотального наблюдения является эффективным. Кроме того, функция власти гарантирована, даже если никто не наблюдает за происходящим, потому что паноптикон, по мнению Фуко, функционирует автоматически. Когда каждое действие будет контролироваться, а каждое событие записываться, произойдет переход к дисциплинарной власти.
Ссылки:
- https://www.youtube.com/watch?v=AHRPzp09Kqc
- https://en.m.wikipedia.org/wiki/Panopticism
- Мейсон, Мойя К, Фуко и его паноптикон
взято из
www.moyak.com/papers/michel-foucault-power.html