Культурология — это термин, который, как можно заметить, с годами становится все более популярным в академической среде. В настоящее время университеты по всему миру предлагают программы по изучению культуры как для студентов, так и для аспирантов, а также программы, посвященные таким подразделам этой области, как медиа- или литературоведение. Однако, будучи относительно новой областью изучения, многие до сих пор не знают, что она собой представляет. Итак, что же такое культурология?
Культурология — это междисциплинарная академическая дисциплина, в основе которой лежат предметы из гуманитарных и социальных наук, а также теории и практики из них. Хотя многие основополагающие тексты по культурологии и первые теоретики этой дисциплины были основаны в конце девятнадцатого и двадцатом веках, ее становление и признание как области академического исследования произошло позже.
Отличительной чертой КС является то, что она чрезвычайно разнообразна и взаимосвязана, опирается на различные методологии и теории для проведения анализа — таким образом, не существует единого определения Культурных исследований. Ямайский ученый Стюарт Холл, один из крупнейших пионеров и, возможно, самая важная фигура в этой области, писал, что «Культурология как проект является бессрочным» — она не имеет единого происхождения и имеет множество дискурсов, историй и траекторий (Hall, 1996). Утверждая, что культуры нестабильны и постоянно меняются, мыслители CS также отказывались проводить какие-либо жесткие границы вокруг области или поддерживать единство.
История:
Культурные исследования возникли как область в послевоенной Великобритании в 50-х и 60-х годах прошлого века благодаря уму таких ученых, как Раймонд Уильямс, Ричард Хоггарт и Стюарт Холл. Они хотели изучить, как появление средств массовой информации и общества потребления меняло культурный ландшафт Британии. Их собственная позиция и жизненный опыт (принадлежность к рабочему классу, чернокожесть) сыграли свою роль в темах, которые они хотели изучить. Здесь важно отметить, что эти основоположники никогда не рассматривали CS только как академическую дисциплину.
Если сейчас академический анализ поп-культуры не является для нас новой концепцией, то несколько десятилетий назад это было не так. В 1964 году Ричард Хоггарт основал Бирмингемский центр современных культурных исследований — первое учреждение, занимавшееся исключительно изучением культуры. Однако их начинание по изучению работы массовой культуры не встретило особого одобрения со стороны окружающих их академиков и истеблишмента. Только в последующие годы культурные исследования расширились, завоевали интеллектуальное внимание во всем мире и вступили в контакт с другими школами мысли.
Переопределение культуры:
Хотя такие области исследований, как история искусства или литературоведение, существуют уже очень давно, большинство людей в академических кругах в то время не считали изучение культуры масс достойным занятием. Однако культурология оказалась другой. Теоретики CS утверждали, что мы должны заниматься и изучать не только то, что традиционно считалось культурой, например, высокое искусство или литературу, но и массовую культуру и поп-культуру, и что обе они одинаково важны и должны быть изучены, чтобы получить более глубокое понимание мира. Холл переосмыслил культуру как «прожитый опыт, интерпретированный опыт, определенный опыт».
Теоретики культуры анализируют не только сами тексты, но и способы, с помощью которых культурные знания производятся и потребляются в реальном мире. Это означает принятие во внимание социально-экономического, политического и исторического контекста, в котором создаются тексты, а также позиционирования и маргинальности создателей и людей, представленных в текстах. Под текстами здесь понимаются не только книги или литература, но и фотографии, искусство, фильмы, телевидение, мода и т.д. — все, что наполнено культурным смыслом.
Основные темы и концепции:
Культурология как область, особенно с точки зрения ее происхождения, находится под огромным влиянием марксистской школы мысли и критической теории, и поэтому политически примыкает к левым. Некоторые из основных теорий, на которые влияет CS, включают структурализм, постструктурализм, семиотику, постколониализм, феминистскую теорию, теорию гомосексуализма, теорию литературы и др. Она направлена на изучение того, как векторы гендера, расы, сексуальности, класса и т.д. формируют производство, потребление и распространение культуры и медиа.
Модель кодирования/декодирования, также известная как теория приема — это знаковая теория КС, разработанная Холлом в 1973 году применительно к телевизионным СМИ. Он утверждал, что ранее существовавшая модель коммуникации, которая является линейной, не является точной, поскольку сообщения в СМИ закодированы со значениями, которые могут быть интерпретированы (декодированы) аудиторией по-разному, исходя из их социокультурного положения и опыта. Он заявил, что, исходя из этого, аудитория приходит к одному из трех вариантов прочтения — доминирующему или предпочтительному прочтению, при котором аудитория расшифровывает сообщения так, как их задумал продюсер; согласованному прочтению, при котором происходит смешение принятия некоторых предполагаемых смыслов, но также добавление некоторых собственных; и, наконец, оппозиционному прочтению, при котором аудитория отвергает предполагаемые смыслы и формирует свои собственные, исходя из своего опыта.
Существуют также различные другие теории и концепции, которые были разработаны и расширены мыслителями CS. Некоторые из таких важных концепций и областей исследования включают темы репрезентации, идентичности, субкультур, власти, идеологии и гегемонии. Идеологию здесь следует понимать как «общепринятые карты значений, которые, хотя и претендуют на универсальные истины, являются исторически конкретным пониманием, скрывающим и поддерживающим власть» (Barker, 2007). Гегемония — это понятие, впервые введенное ученым Антони Грамши, которое можно объяснить как процесс поддержания доминирующими группами социальной власти над маргинальными группами — через производство и поддержание норм и идей, которые узаконивают их господство.
Заключение:
Сегодня область культурных исследований обширна и приобрела большое значение во всем мире. В мире существует множество ассоциаций, исследовательских центров и журналов, посвященных культурным исследованиям, а также проводятся различные международные конференции. Важность исследований культуры актуальна сейчас как никогда, поскольку мир переживает потрясения, будь то социокультурные, политические или экологические, и культурные практики и СМИ играют в этом большую роль.
Ссылки
Баркер, К. (2007). Культурные исследования: Теория и практика. SAGE.
Холл, С. (1996). Культурные исследования и их теоретическое наследие. Стюарт Холл: Критические диалоги в культурных исследованиях, 262-275.
Холл, С. (1990). Возникновение культурных исследований и кризис гуманитарных наук. Октябрь, 53, 11-23. doi:10.2307/778912
Хсу, Х. (2017, 17 июля). Стюарт Холл и подъем культурных исследований. Retrieved from https://www.newyorker.com/books/page-turner/stuart-hall-and-the-rise-of-cultural-studies
Cultural studies. (n.d.). Retrieved from https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095652927