Что такое киноведение? Обзор академической дисциплины

Киноведение — это институционализированная академическая дисциплина, которая фокусируется на серьезном изучении фильмов, истории кинематографа и кинокультуры и в основном опирается на теорию кино. В отличие от мнения некоторых людей, киноведение не занимается кинематографом или техническими аспектами кинопроизводства, а скорее сосредоточено на изучении кино так, как изучают искусство или литературу. Оно предполагает не только анализ содержания фильма, но и изучение его формы, повествования, техники, стилистических элементов, а также исторических, социально-политических, экономических и культурных аспектов и контекста, окружающего фильм. Цель данной статьи — дать представление о том, что представляет собой эта область, углубившись в ее историю и рассмотрев некоторые из основных концепций.

История киноведения:

Изобретение кинотехнологии и само создание кинокартин — относительно новая глава в истории человечества. Критический подход к кино появился несколько позже, когда в 1920-х годах впервые были опубликованы труды по истории кино, а также стали выходить журналы. Первая киношкола была создана в 1919 году в Москве, а в последующие несколько лет появились новые во Франции, США и Великобритании, однако все они были институтами, посвященными в основном кинематографу и кинопроизводству, а киноведение было лишь частью больших, в основном практических программ. В то время в школах вводились уроки по оценке фильмов, чтобы ознакомить учащихся с этим новым, но набирающим популярность средством коммуникации.

Однако область киноведения существует лишь последние несколько десятилетий. Создание теории кино и идея киноведения как институционализированной области впервые возникли в 1940-х годах во Франции в рамках движения «filmologie», и рассматривались такие названия, как «кинематография». Всерьез она начала формироваться десятилетие спустя и стала называться киноведением. Ученые и критики в основном рассматривали и изучали мейнстрим Голливуда и другие национальные кинодвижения, такие как советское кино и немецкий экспрессионизм. Однако в последнее время все больше внимания уделяется мировому кинематографу. В последние несколько лет мы также наблюдаем изменения, которые цифровые технологии привнесли в кинематограф, как с точки зрения кинопроизводства, так и с точки зрения развития потоковых сервисов, которые вызвали дебаты о будущем фильмов и кинематографа.

Введение в теорию кино:

Теория кино — один из самых важных и основополагающих элементов дисциплины, который отличает ее от, скажем, просто кинокритики. Это набор теоретических подходов, используемых для изучения кино и его отношений с аудиторией, реальностью и миром. Одними из самых ранних текстов теории кино, которые помогли утвердить ее как теоретический подход, были эссе, опубликованные в таких журналах, как Cahiers Du Cinema (Франция), Screen (Великобритания).

Ученый Роберт Слэм описывает теорию кино как «палимпсест», т.е. она в основном опирается на предыдущие теории, такие как теория литературы и современные дискурсы. Многие темы, обсуждаемые в теории кино, такие как эстетика, реализм, жанр и т.д., уже существовали задолго до этого. В течение долгого времени она была сильно вдохновлена «большой теорией», то есть теориями, найденными в работах философов и мыслителей, таких как Фрейд, Альтюссер, Маркс и др. Введение теории кино помогло киноведению завоевать доверие и стать академической дисциплиной. Поскольку большая теория фокусируется на более абстрактных понятиях, в последнее время появились новые теории и концепции, созданные теми учеными и академиками, которые придают большое значение рассмотрению роли и репрезентации пола, класса, расы, сексуальности, нации и т.д.

Одна из самых важных теорий, которая помогла создать теорию кино, — это теория авторского кино. Хотя слово «автор» уже существовало ранее, впервые в данном контексте его использовал французский теоретик Александр Астрюк для обозначения режиссера как автора фильма, т.е. как самой большой творческой движущей силы, а фильм отражает его видение. Теория Auteur была развита теоретиками Базеном и Трюффо (также режиссером) и американским критиком Эндрю Саррисом, которому приписывают введение этого термина. Не все режиссеры классифицируются как авторы — только те, кто имеет большой контроль над своими проектами и обладает отличительным стилем, который можно заметить во всех их работах, чтобы можно было распознать, кого именно называют авторами.

Существуют различные другие виды теорий, которые относятся к теории кино, такие как феминистская теория кино и теория гомосексуализма, которые рассматривают репрезентацию и роль женщин и гомосексуалистов в кино; психоаналитическая теория кино, которая основана на работах Фрейда и Лакана; марксистская теория кино, которая сосредоточена на использовании фильмов для повышения классового сознания и распространения идей в массах; теория аппарата, которая взята из психоанализа и марксистской теории и говорит об идеологической природе кино и о том, как оно влияет на зрителя, и т.д. Отмеченные здесь теории — лишь некоторые из множества теорий и концепций, связанных с кино.

Заключение:

Сегодня в университетах и колледжах по всему миру существует множество программ и курсов по киноведению, которые предлагаются либо как полноценные программы, либо как подраздел медиа-исследований. Не существует единого учебного плана по киноведению, поскольку это академическая дисциплина, которая развивалась и формировалась под влиянием критики и кинематографического анализа академиков, кинокритиков и людей из индустрии. Однако важные элементы, которые формируют основу для студентов, включают различные кинематографические движения, волны кино, кинематографические жанры и тропы, способы анализа, язык кино, методы производства, способы создания фильмов и различные теории. Курсы киноведения полезны не только для тех, кто хочет попасть в индустрию, но и являются хорошим выбором для тех, кто изучает такие предметы, как философия, культурология или социология, увлекается кино и хочет глубже изучить его с этих сторон.

Ссылки

Редакторы Encyclopaedia Britannica. (2017). Auteur theory. In Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/art/auteur-theory.

Хеллерман, Дж. (2019, 10 апреля). Understanding film theory: An essential guide. No Film School. https://nofilmschool.com/Film-theory-basic-terms

Joshi, P. (2014). Films and history: a critical study of select Hindi films (1950-2008) [Doctoral dissertation]. http://lib.unipune.ac.in:8080/xmlui/handle/123456789/9094

Kuhn, A. (2019, October 28). What is film studies? https://www.thebritishacademy.ac.uk/blog/what-is-studies/

Stam, R. (2017). Film Theory: An introduction. John Wiley & Sons.

(2011). Теория кино. obo in Cinema and Media Studies. doi: 10.1093/obo/9780199791286-0030

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий