- Что такое исследования развития?
- Почему именно исследования развития?
- Происхождение исследований развития
- Теории развития
- Теория модернизации
- Теория зависимости
- Теория мир-систем
- Теория глобализации
- Дисциплины исследований развития
- Экономика развития
- Окружающая среда и устойчивое развитие (ОУР)
- Образование и развитие
- Гендер и развитие (GAD)
- Антропология развития
- Социальная справедливость и развитие
- География развития
- Продовольственная безопасность и развитие
- Социальный сектор и развитие
- Профессиональные организации
- Ведущие институты
- Карьера в области исследований развития
Что такое исследования развития?
Исследования развития (ИР) — это междисциплинарная область знаний, которая изучает развитие Глобального Юга с политической, социальной, экономической, культурной, географической и технологической точек зрения.
Почему именно исследования развития?
В настоящее время существует огромный разрыв в доходах не только между развивающимися и развитыми странами, но и внутри развитых стран. Например, в США существует массовое классовое разделение: верхний 1% получателей дохода получает больше, чем нижние 40%. DS изучает прошлое, настоящее и будущее политических и культурных институтов. Студенты этой специальности предлагают и внедряют реальные решения проблем развития. Выпускники продолжают работать с правительствами и международными агентствами развития, такими как Организация Объединенных Наций, для построения более справедливых обществ. Программа развития ООН работает над созданием среды, в которой каждый человек имеет равные возможности для процветания, независимо от его пола, касты, возраста, этнической принадлежности, национальности, сексуальной ориентации или религии. (Murphy 2019).
Происхождение исследований развития
Исследования развития — это молодая академическая область исследований, поскольку она возникла после Второй мировой войны. После войны экономика развития возникла на основе ранее изучавшейся колониальной экономики. Экономика была доминирующей в области DS, что подтверждается влиянием идей плана Маршалла. Однако в 1960-х годах ДС стремилась объединить экономику и политику, поскольку первая считалась недостаточной для решения проблем общества. За последние 20 лет ДС превратилась в мульти- и междисциплинарную область исследования и теперь включает в себя многие области социальных наук. Часто считается, что современное развитие началось после инаугурационной речи Гарри С. Трумэна в 1949 году. Он упомянул о плохих условиях жизни в Латинской Америке и других развивающихся странах и заявил, что человечество обязано облегчить их страдания.
Теории развития
Теория модернизации
Теория модернизации предполагает, что современные общества имеют четкую социальную структурную дифференциацию. Это означает, что существует как дифференциация, так и секуляризация политической культуры, что приводит к улучшению политической системы. Модернизация происходит поэтапно. Например, модель Ростоу предлагает пять стадий: Традиционное общество, предпосылка для взлета, процесс взлета, движение к зрелости и, наконец, общество высокого массового потребления. Модернизация также является гомогенизирующим процессом. Это означает, что со временем все больше и больше обществ будут становиться похожими друг на друга. Наконец, эта теория предполагает, что модернизация необратима. Следовательно, как только развивающиеся страны вступят в контакт с развитыми. Они не смогут противостоять стремлению к модернизации.
Теория зависимости
Теория зависимости возникла в 1950-х годах в Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Эта точка зрения объединяет экономическую теорию Кейнса с неомарксистской перспективой. Школа зависимости выдвинула гипотезу о том, что развивающиеся страны Глобального Юга будут все больше подчиняться своим развитым партнерам по мере их индустриализации. Более того, развивающиеся страны, такие как страны Латинской Америки, переживают наибольшее экономическое развитие, когда их связи с развитыми странами наиболее слабы.
Теория мир-систем
Теория мир-систем возникла благодаря Валлерстайну в 1960-х годах. Эта теория анализирует мир как единое целое, а не отдельные государства. Она предлагает тримодальную теоретическую структуру мира, состоящую из ядра, полупериферии и периферии. Теория мировых систем утверждает, что развитие может привести как к полезным, так и к вредным изменениям в мировой экономике.
Теория глобализации
Теория глобализации делает акцент на глобальных культурных аспектах, их интеграции и коммуникации. Эта теория предлагает изучать глобальные системы коммуникации как форму взаимодействия между нациями. Глобализация рассматривает культурные элементы как диктаторов социальной и экономической структуры каждой страны. Эта теория считает национальные государства излишней единицей анализа, поскольку глобальные коммуникации усиливают международные отношения. Следовательно, перспектива глобализации изучает регионализм и многосторонние отношения в перспективе «глобальной деревни».
Дисциплины исследований развития
Экономика развития
Эта отрасль экономики направлена на улучшение социально-экономических условий развивающихся стран. Экономика развития изучает различные факторы, такие как образование, политика, здравоохранение и условия труда в беднейших странах мира. Кроме того, эта отрасль исследует микроэкономические (индивидуальное влияние) и макроэкономические (общее влияние) факторы развивающихся экономик. Выдающимся экономистом в области развития из Индии является Амартия Сен. Он предложил концепцию развития как свободы, которая подчеркивает, что человеческое развитие будет расширяться по мере увеличения возможностей граждан.
Окружающая среда и устойчивое развитие (ОУР)
ОУР — это изучение глобальных экологических проблем с точки зрения устойчивости. Эта область понимает тот факт, что величайшей проблемой человеческого общества являются экологические побочные эффекты экономического развития. ОУР анализирует различные усилия правительств, транснациональных корпораций и неправительственных организаций по снижению воздействия на окружающую среду. Самое главное, что эта область принимает проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны при переходе к более экологичной политике. Студенты, изучающие ОУР, помогают в разработке политики после тщательного рассмотрения местной и глобальной динамики.
Читайте: 17 целей устойчивого развития
Образование и развитие
Всемирный экономический форум заявил, что образование и развитие идут рука об руку. Предоставление детям доступа к качественному образованию обеспечивает рост ВВП стран. Современным учащимся необходимо развивать навыки критического мышления, такие как решение проблем и креативность, а также цифровую грамотность. Ответственность за образование каждого гражданина лежит в первую очередь на правительствах стран. Однако развитые страны также играют определенную роль в поддержке развивающихся стран в их повестке дня в области образования.
Гендер и развитие (GAD)
GAD зародился в 1980-х годах как альтернатива программе «Женщины в развитии» (WID). В то время как WID фокусировалась только на женщинах как на неиспользуемых ресурсах, GAD фокусировалась на трансформации гендерных отношений в целом. Это направление имело два основных направления: гендерные роли и социальные отношения. Гендерные роли изучают, как социально конструируется понятие мужчин и женщин, а также связанные с ними виды деятельности. Анализ социальных отношений пытается выявить иерархические властные отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Политика GAD направлена на переопределение традиционных гендерных ролей и ожиданий в попытке достичь гендерного равенства. Этот подход утверждает, что женщины должны рассматриваться как активные агенты, а не пассивные получатели развития. Цели развития тысячелетия ООН включают гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в качестве важной цели для всех стран.
Антропология развития
Эта отрасль исследований развития применяет антропологические перспективы к изучению развития. Глинн Кокрейн предложил антропологию развития в качестве самостоятельной области исследования в 1971 году. В конце 1970-х годов в Университете штата Нью-Йорк был создан институт антропологии развития. Этот институт сыграл важную роль в расширении данного направления исследований развития. Практики в этой области стремятся критиковать проекты и институты развития, используя антропологические теории и концепции. Антропологи развития обычно имеют высшее образование в области культурной или социальной антропологии. Они могут выбрать работу в прикладных условиях, сотрудничая с неправительственными организациями или глобальными учреждениями, такими как Всемирный банк или Организация Объединенных Наций. Основной вклад антропологов включает критику модернизма, которая помогла противостоять доминирующему экономическому взгляду на развитие. Они также обратили внимание на предвзятость Запада в отношениях с коренными народами и культурные различия.
Социальная справедливость и развитие
Социальная справедливость и развитие неразрывно связаны, поскольку неравенство мешает любой стране реализовать свой истинный потенциал развития. Социальная справедливость подразумевает наличие равных возможностей для всех граждан страны без какой-либо дискриминации, вызванной социальным расслоением. Блага развития должны быть равномерно распределены между всеми слоями общества. Декларация тысячелетия, принятая Организацией Объединенных Наций в 2000 году, отражает социальную справедливость в своих рамках. Она предложила определенные ценности, такие как свобода, равенство, солидарность, терпимость и уважение к природе, как основные во взаимодействии между людьми. Концепция социальной справедливости в развитии предполагает изучение таких проблем, как глобальная бедность, под новым углом зрения. Например, вместо того, чтобы решать проблему бедности с помощью политических инициатив, этот подход может предложить сосредоточиться на глубинных причинах неравенства как внутри стран, так и между ними.
География развития
География является важной составляющей в исследованиях развития из-за неравномерного пространственного распределения экономического развития между регионами. Существует тесная взаимосвязь между географией и ростом. Например, производительность, благосостояние и доход человека часто зависят от места его проживания. Миграция из сельских районов в города внутри стран и иммиграция из развивающихся стран в развитые является популярным примером влияния географии на развитие. Ученые этой дисциплины пытаются ответить на вопросы, почему экономическая деятельность концентрируется в определенном районе и как расстояние от существующего экономического центра влияет на новый. Эта область исследований призвана подчеркнуть необходимость пространственной политики в сфере развития. Например, непространственная политика может быть направлена на определенный круг домохозяйств или секторов, которые неравномерно распределены по географической территории.
Продовольственная безопасность и развитие
Продовольственная безопасность существует тогда, когда все граждане имеют постоянный доступ к безопасной и питательной пище и когда эта пища соответствует их пищевым потребностям. Продовольственная безопасность тесно связана со всеми аспектами развития, поскольку недостаток продовольствия может препятствовать эмоциональному, социальному, физическому и когнитивному развитию человека. В дальнейшем это негативно сказывается на способности граждан зарабатывать средства к существованию и вносить вклад в экономику страны. Продовольственная безопасность может быть обеспечена посредством многомерных действий, таких как улучшение управления продовольственными системами, расширение прав и возможностей местных производителей и инвестирование в передовые методы ведения сельского хозяйства.
Социальный сектор и развитие
Социальный сектор охватывает целый ряд отраслей, таких как здравоохранение, питание, санитария и образование. Долгое время социальное развитие рассматривалось как побочный продукт экономического развития. Но в последнее время эти два измерения развития рассматриваются как пересекающиеся и единые. Ни один из них не может работать без другого. Следовательно, для повышения уровня экономического развития необходимо создать прочную социальную структуру посредством образовательных программ, управления твердыми отходами и уделения особого внимания инициативам по наращиванию потенциала. Схемы социального сектора, ориентированные на бедные слои населения, такие как принятый индийским правительством Закон Махатмы Ганди о национальной гарантии занятости в сельской местности (MGNREGA), оказывают большое влияние на повышение уровня потребления. Керала является важным примером того, как социальное развитие может повысить уровень человеческого развития и экономического роста. В штате высокое соотношение женщин и мужчин, низкий уровень младенческой смертности и высокая продолжительность жизни при рождении. Более того, уровень грамотности здесь составляет более 90%, а гендерный разрыв в образовании минимален.
Профессиональные организации
В мире создано большое количество профессиональных институтов по изучению проблем развития:
Европа: Европейская ассоциация исследовательских и учебных институтов развития (EADI).
Северная Америка: Институт исследований развития (IDS)
Южная Америка: Латиноамериканский конгресс социальных наук (CLACSO).
Азия: Азиатская ассоциация политических и международных исследований
Африка: Совет по развитию исследований в области социальных наук в Африке (CODESRIA)
Арабские страны: Арабские институты и центры экономического и социального развития (AICARDES)
Великобритания: Ассоциация исследований в области развития
Ведущие институты
Исследования в области развития предлагаются в качестве программы в различных институтах в Индии и за рубежом.
Индия:
- Татский институт социальных наук (TISS)
- Университет Христа
- Делийский университет
За рубежом:
- Гарвардский университет
- Университет Сассекса
- Лондонская школа экономики и политических наук
Карьера в области исследований развития
Исследования в области развития — это интересная образовательная возможность с еще более увлекательными карьерными возможностями. Многие консалтинговые фирмы, такие как PwC и KPMG, нанимают специалистов в этой области. Неправительственные организации в Индии, такие как Pratham, GOONJ и фонд SMILE, требуют выпускников из этой области. Многие академики, изучающие вопросы развития, также работают в исследовательских институтах и аналитических центрах, связанных с их специализированной областью изучения. Для тех, кто углубленно изучал международное развитие, также доступны вакансии в Европейском Союзе, Организации Объединенных Наций и Всемирном банке. Кроме правительственных должностей, можно устроиться на работу в качестве аналитиков политики в такие организации, как ФАО и ПРООН.
Источники
Эндрю Самнер. (2006). Что такое исследования развития? Развитие на практике, 16(6), 644-650. Получено 24 июня 2020 г. с www.jstor.org/stable/4029921.
Бренде, Б. (2015). Почему образование является ключом к развитию. Retrieved from www.weforum.org/agenda/2015/07/why-education-is-the-key-to-development/
Гендер и развитие: Основные концепции. (2014). Получено с сайта https://www.downtoearth-indonesia.org/story/gender-and-development-basic-concepts.
Гендер и развитие. PITAHC. Получено с pitahc.gov.ph/gender-and-davelopment/
Перес-Эскамилья, Р. Продовольственная безопасность и Цели устойчивого развития на 2015-2030 гг: От здоровья человека к здоровью планеты: Perspectives and Opinions, Current Developments in Nutrition, Volume 1, Issue 7, July 2017, e000513, https://doi.org/10.3945/cdn.117.000513