Гуманистическая перспектива в психологии, как следует из названия, основана на убеждении, что человек — это уникальная личность, обладающая врожденной тенденцией к самоактуализации. Таким образом, гуманистическая психология держит в основе человеческий потенциал и решительно выступает против биологического детерминизма и психоанализа, которые были популярными направлениями в психологии в середине двадцатого века.
Бихевиоризм и психодинамика были отвергнуты гуманистическими психологами из-за их дегуманизирующего характера и чрезмерной зависимости от детерминизма. Вместо этого бихевиористы предположили, что поведение человека является продуктом подкрепления, и опирались в основном на результаты, полученные в ходе исследований на животных. Психодинамический подход также основывал свои выводы на бессознательных и неизмеримых инстинктивных силах, которые якобы определяют поведение человека. С другой стороны, гуманистическая психология исходит из того, что люди обладают свободной волей и поэтому могут быть мотивированы для полного раскрытия своего потенциала.
Допущения гуманистической психологии
В основе гуманистической психологии лежит экзистенциальная вера в то, что все человеческие существа обладают личностной силой и свободной волей. Гуманистические психологи утверждают, что люди по своей природе добры и стремятся улучшить себя и окружающий мир. Главной целью таких людей является самоактуализация и полная реализация своего потенциала. Гуманистическая точка зрения оптимистична и предполагает, что люди стремятся преодолеть отчаяние и трудности, чтобы улучшить себя. Гуманизм подчеркивает разницу между людьми и животными, утверждая, что люди принципиально отличаются от других животных своим сознанием. Это позволяет им иметь субъективное восприятие и опыт, и эта субъективность формирует личность. Это также заставляет гуманистических психологов отвергать исследования на животных из-за их неспособности быть примененными к сложным человеческим сценариям и восприятиям.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Американский психолог Абрахам Маслоу считается одним из главных архитекторов движения гуманистической психологии. Его теория человеческих потребностей и мотивации, предложенная в 1943 году, является ключевой для понимания человеческих побуждений. В этой теории Маслоу предлагает иерархию потребностей, которые варьируются от примитивных потребностей до потребностей более высокого уровня. К ним относятся.
- Физиологические потребности — основы выживания (еда, вода, кров, секс).
- Потребности в безопасности — потребность в физической, эмоциональной и финансовой безопасности
- Потребность в любви и принадлежности — это потребность в формировании надежных отношений, которые порождают чувство принадлежности.
- Потребности в самоуважении — это потребности, которые обычно удовлетворяют человеческое эго и относятся к желанию быть принятым и признанным.
- Самоактуализация — это потребность работать над собой и полностью реализовать свой человеческий потенциал. Самоактуализация означает разные вещи для разных людей. Для одних людей это может означать творческую самореализацию, а для других — быть идеальным родителем.
Теория Маслоу стремится объяснить человеческое поведение, ставя во главу угла личность. Его теория утверждает, что людям необходимо удовлетворить свои примитивные потребности, чтобы испытать потребности более высокого уровня. Теория предполагает, что люди, удовлетворив свои физиологические потребности и потребности в безопасности, а также потребности в любви и уважении, в конечном итоге стремятся к самоактуализации. Более того, каждая ступень иерархии Маслоу основана на каком-то врожденном желании человека, которое трансформируется в поведение, направленное на достижение цели, и в конечном итоге приводит к завершению иерархии. Работа Маслоу сосредоточена вокруг личности и поэтому считается новаторской работой в области гуманистической психологии.
Карл Роджерс
Карл Роджерс, еще одна влиятельная фигура в области гуманистической психологии, разработал теорию личности, которая отражала его веру в то, что человеческая тенденция к самоактуализации является одним из основных факторов, формирующих личность. Отвергая понятие детерминизма, Роджерс считал, что люди воспринимают свое социальное и физическое окружение на основе своего предыдущего опыта. Эти индивидуальные восприятия влияют на поведение, направленное на достижение целей, и формируют личность. Роджерс подчеркнул, что самоактуализация, самоподдержание и самосовершенствование — это три основных фактора, влияющих на развитие нашей личности. Самоподдержание относится к нашему стремлению поддерживать себя, а самосовершенствование — это наше желание развиваться.
Роджерс утверждает, что человек постоянно взаимодействует со стимулами в динамичной внешней среде. Динамизм этой среды и получаемая от нее обратная связь формируют самоощущение человека. Он делит Я на две различные категории — реальное Я и идеальное Я. Реальное «Я» — это представление о том, кто мы есть на самом деле, как человеческие существа, в то время как идеальное «Я» представляет собой то, кем мы хотим быть. Когда реальное и идеальное «Я» синхронизированы друг с другом, это приводит к конгруэнтности, которая является показателем гармонии. И наоборот, когда реальное «я» индивида расходится с его идеальным «я», возникает внутренний конфликт. В связи со своими представлениями о Я Карл Роджерс предложил идею безусловного позитивного отношения. Роджерс утверждает, что конгруэнтность и инконгруэнтность определяются позитивным отношением, которое крайне важно для развития Я. Безусловное позитивное отношение можно понимать как безусловную любовь или принятие человека независимо от его недостатков. Это чрезвычайно важный аспект развития ребенка. Безусловное позитивное отношение от родителей к ребенку позволяет индивидууму развиваться и воспитывать более чуткое и заботливое отношение к себе. Таким образом, понимая «Я» как центральную точку в изучении человеческого поведения, Роджерс расширяет горизонты психологического исследования.
Применение гуманистической перспективы
Гуманистическая перспектива оказала значительное влияние на то, как мы смотрим на лечение психических заболеваний. В отличие от подходов к лечению, ориентированных на исследования или медицину, гуманистическая психология ориентирована на человека. Она используется для лечения огромного количества психических расстройств, включая (но не ограничиваясь) тревогу, депрессию, расстройства личности, психоз и зависимость.
Гуманистические психологи используют качественные методы исследования (неструктурированные интервью, наблюдение за участниками), чтобы лучше понять своих клиентов. Такая терапия представляет собой сочетание различных терапевтических техник, которые позволяют психологам рассматривать своих клиентов целостно, с точки зрения как психолога, так и самого человека. Гуманистическая терапия фокусируется на положительных качествах человека в попытке создать пространство для роста, самореализации и исцеления. Например, гештальт-терапия — это вид гуманистической психотерапии, которая фокусируется на настоящем опыте человека, а не углубляется в прошлый опыт, который может быть соотнесен с детерминантами. Роджерианская терапия — еще один вид гуманистической терапии, который подчеркивает сильные отношения между клиентом и терапевтом, что позволяет человеку делиться своими мыслями и переживаниями без страха осуждения или неодобрения.
Гуманистическая терапия позволяет людям преодолевать критику, а также работать над ростом и самореализацией. Благодаря самоактуализации как цели, люди могут культивировать чувство высокой самооценки и самоуважения. Подход к психическому здоровью с использованием моральных и этических принципов философии позволяет клиентам подходить к проблемам с точки зрения, способствующей росту. Наконец, утверждая доминирование свободы воли, люди учатся брать на себя ответственность за свои действия и, следовательно, могут развиваться как человеческие существа.
Ссылки
Encyclopædia Britannica, inc. (n.d.). Гуманистическая психология. Encyclopædia Britannica. https://www.britannica.com/science/humanistic-psychology.
Развитие в течение жизни. Lumen. (n.d.). https://courses.lumenlearning.com/wm-lifespandevelopment/chapter/the-humanistic-perspective/.
Psychology. Гуманистическая перспектива. (n.d.). https://www.cliffsnotes.com/study-guides/psychology/psychology/psychology-personality/the-humanistic-perspective.
Маклеод, С. (2020). Humanistic Approach. Humanistic Approach | Simply Psychology. https://www.simplypsychology.org/humanistic.html.
White, M. G. (n.d.). Examples of Humanistic Perspective. Example Articles & Resources. https://examples.yourdictionary.com/examples-of-humanistic-perspective.html.
Sussex Publishers. (n.d.). Гуманистическая терапия. Psychology Today. https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/humanistic-therapy.
GoodTherapy. (2018, 3 августа). Humanistic Psychology (humanism). Humanistic Psychology. https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/humanistic-psychology.
Levy, J. (2021, February 10). Подходит ли вам гуманистическая терапия? Dr. Axe. https://draxe.com/health/humanistic-therapy/#BenefitsUses.