Что такое гражданство и теория Т.Х. Маршалла — анализ

Концепция гражданства, как мы понимаем ее сегодня, не всегда была такой, как сегодня, учитывая, что она существовала даже во времена греков и римлян. Аристотель в своей книге «Политика» говорил, что человек — социальное животное и для развития своей личности ему необходимо участвовать в делах полиса. Этим он намекнул на необходимость гражданства человека, и с тех пор о понятии гражданства велись различные дискуссии. Греки рассматривали гражданство как пользование правом. Греки рассматривали гражданство как пользование правом на участие в совещательных или судебных должностях. У римлян гражданство гарантировало право голоса, право на занятие государственной должности, право на заключение брака и т.д. Боден рассматривал гражданство как взаимное обязательство подданного и суверена подчиняться и защищать.

С переходом к более позднему периоду гражданство обсуждалось такими мыслителями, как Милль, Бентам, которые сосредоточились в основном на индивидуальной свободе, политическом участии и правах собственности, и Грин, который сосредоточился на критерии хорошей жизни и социального благосостояния. Т. Х. Маршалл рассматривал гражданство как различные части и как все они взаимосвязаны. В своей знаменитой книге «Гражданство и социальный класс» он раскрывает эти моменты и рассматривает гражданство как динамичную идею.

Теория гражданства Маршалла

Гражданство по Маршаллу — это статус, которым наделяются те, кто является полноправным членом сообщества. Те, кто обладает этим статусом, равны в отношении прав и обязанностей, которые с ним связаны. Однако не существует универсального принципа, определяющего, какими должны быть эти права и обязанности. Маршалл делит гражданство на три части

— Гражданское
— политическое
— Социальное

В ранние времена эти три элемента гражданства были слиты воедино в результате слияния институтов. Далее Маршалл прослеживает историю гражданства, изучая его как процесс слияния и разделения, где слияние было географическим, а разделение — функциональным. Он отнес развитие каждой части к определенному столетию: гражданские права — к восемнадцатому веку, политические — к девятнадцатому, а социальные — к двадцатому. Сейчас мы более подробно рассмотрим эти части гражданства и их развитие.

Гражданский элемент состоит из прав, необходимых для индивидуальной свободы, таких как личная свобода, свобода слова, право на владение собственностью, свобода мысли и т.д. Институты, наиболее непосредственно связанные с гражданскими правами, — это суды. Оно также включает в себя право на труд, то есть на занятие по своему выбору, что отрицалось как уставами, так и обычаями.

Гражданские права впервые появились в восемнадцатом веке. В период своего становления они представляли собой постепенное добавление новых прав к уже существовавшему статусу. С гражданским гражданством закон и равенство были гарантированы для защиты свободы людей, будь то право на труд, право на свободное передвижение и т.д. Гражданское гражданство подготовило почву для перехода к политическому гражданству.

Политический элемент в основном означает право участвовать в осуществлении политической власти в качестве члена органа, наделенного политической властью, или избирателя членов такого органа, где соответствующими институтами являются парламент и советы местного самоуправления. Политический элемент появился в девятнадцатом веке, когда гражданские права, связанные со статусом свободы, уже лежали в основе общей идеи гражданства. Политическое гражданство было призвано предоставить старые права новым слоям общества. Всеобщее избирательное право ознаменовало начало предоставления политического гражданства отдельным лицам, однако Маршалл утверждал, что политическое право не является одним из прав гражданства, а фактически привилегией ограниченного экономического класса.

Социальный элемент означает возможность жить в обществе как цивилизованное существо, в соответствии с преобладающими в обществе стандартами, с экономическим благосостоянием и обеспечением права на полную долю в социальном наследии. С ним наиболее тесно связаны институты системы образования и социальные службы. Социальный элемент гражданства появился гораздо позже и первоначально был основан на членстве в местных сообществах и функциональных ассоциациях. Этот источник дополнялся системой регулирования заработной платы, которая была разработана на национальном уровне и управлялась на местном уровне. Система регулирования заработной платы быстро разрушалась из-за промышленных изменений и ее несовместимости с новыми идеями гражданских прав.

Таким образом, Маршалл вошел в сферу рассмотрения гражданства с точки зрения социального класса. С изменением природы капитализма изменилась и природа гражданства, превратившись в более сложную версию. Изменение экономики привело к власти новые слои — промышленники стали более влиятельными, чем помещики, которые пользовались привилегиями в феодальной системе. Новые классы, пришедшие к власти, требовали больше прав, и поэтому они пошли по пути демократизации, чтобы защитить свои интересы, особенно интересы накопления собственности и так называемого равенства. Новая идея гражданства должна была защитить власть имущих, буржуазный класс, целью которого было расширение капиталистической рыночной экономики, а права гражданства должны были способствовать этому процессу. Однако феодальный класс, который ранее пользовался властью, теперь остался в стороне. Некоторые права были предоставлены рабочему классу, например, право политического избирательного права, благодаря различным социалистическим движениям.

Но различные интересы разных классов постепенно привели к еще большему конфликту. В то время как промышленники стремились к большей прибыли и отсутствию налогов, государство всеобщего благосостояния социального гражданства нуждалось в увеличении налогов. Социальное гражданство обеспечивало предоставление предметов первой необходимости, таких как здравоохранение и образование, наряду с правилами минимальной заработной платы, правилами минимальной продолжительности рабочего дня, минимальными условиями труда, охраной труда и компенсациями в случае несчастных случаев на производстве и т.д. Капиталистическая идеология основана на неравенстве и эксплуатации работников, поэтому концепция социальных прав вредит капиталистической идеологии. Государство справилось с этими двумя противоположными интересами, предоставив некоторые права рабочему классу, предотвратив их переход к более серьезному конфликту, который мог бы свергнуть систему.

Таким образом, введение прав гражданства не положило конец неравенству, а лишь создало иллюзию равенства, еще больше отталкивая рабочий класс от эксплуататорской системы и утешая его внешними улучшениями. Таким образом, Маршалл поставил под сомнение праведность демократии, которая лишь прикрывает капиталистический экспансионизм завесой равенства.

Ссылка

Оцените статью
Spressclub.ru
Добавить комментарий