Томас Дай определил государственную политику как «Все, что правительство решает делать или не делать». Государственную политику можно определить как систему законов, регулятивных мер, направлений деятельности и приоритетов финансирования по определенной теме, принятых правительственным органом или его представителями. Тема государственной политики, которая состоит из различных планов, программ и схем, вытекает из Конституции и имеет большое значение для управления, поскольку процесс коллективного принятия решений является ключом к решению общественных проблем. Возникновение дисциплины государственной политики, которая является одним из наиболее заметных средств, с помощью которых правительство поддерживает порядок и удовлетворяет потребности своих граждан в соответствии с конституцией, связано с осознанием того факта, что управление государством требует необходимого направления и курса действий.
Природа государственной политики
С точки зрения государственной политики, деятельность правительства можно разделить на три категории:
- Деятельность, связанная с конкретной политикой
- Деятельность, которая носит общий характер
- Деятельность, основанная на расплывчатой и неоднозначной политике.
Государственная политика может охватывать большую часть деятельности правительства и может быть либо узкой, направленной на конкретную деятельность, либо широкой, направленной на более общую деятельность. Каждый уровень правительства может иметь как специфическую, так и общую политику. Хотя каждая политика содержит определенные цели или задачи, она может привести к результатам, которые либо ожидаются, либо нет.
Разработка политики тесно связана с принятием решений, но это не то же самое, что и принятие решений. Как правило, решения принимаются администраторами в рамках существующей политики. По словам Андерсона, «политические решения принимаются государственными должностными лицами, которые санкционируют или придают направление и содержание действиям государственной политики».
Разработка государственной политики
Государственная политика разрабатывается законодательной, исполнительной и судебной властью и оценивается политическими аналитиками, экспертами, СМИ и политическими лидерами. Она включает в себя различные процессы, которые можно свести к следующим:
- Определение проблемы — первым шагом является определение проблемы, в отношении которой правительство должно вмешаться в форме государственной политики. Она может быть определена правительством с помощью различных средств, таких как общая идентификация, общественные протесты, через СМИ и т.д.
- Определение повестки дня — этот этап помогает политикам определить повестку дня проблем, которые необходимо решить. Типы повесток дня включают:
- Систематические повестки дня — включают в себя все вопросы, которые политики считают достойными внимания.
- Институциональные повестки дня — анализируют проблемы и их решения в пределах временных рамок.
- дискреционные повестки дня — рассматривают проблемы, выбранные законодателями и не включенные в предыдущие повестки дня.
- Повестки дня принятия решений — содержат окончательный список вопросов, которые должны быть перенесены на следующий этап цикла разработки политики.
- Формулирование политики — включает в себя предложение решений по вопросам, поднятым в повестке дня. Процесс формулирования политики включает в себя обсуждение и предложение различных методов решения проблем, поднятых в повестке дня. Рассматриваются различные методы и пути к разработке наиболее подходящей политики, и, наконец, выбирается наиболее эффективная политика на основе двух факторов:
- политика должна быть эффективным, надежным и реализуемым способом решения проблем
- политика должна быть политически осуществимой.
- Принятие политики — это процесс, в ходе которого доработанная политика принимается государственными органами для реализации. Для того чтобы политика была введена в действие, она должна быть принята соответствующими правительственными учреждениями.
- Реализация политики — Этот этап включает в себя практическую реализацию теоретического предложения политики. Успех реализации политики оценивается в зависимости от того:
- точно ли она доведена от создателя политики до бюрократического органа управления.
- Является ли политика четкой, лаконичной и легко интерпретируемой для общественности.
- Интегрируются ли ресурсы, используемые для реализации, с существующими процессами и агентствами, не вызывая у них значительных сбоев, конкуренции или конфликтов.
- Оценка политики — Политика может быть оценена и подвергнута критическому анализу на различных уровнях. Для анализа успешности реализуемой политики также проводятся исследования и обширные изучения. Аналитики, политики и СМИ играют важную роль в оценке проводимой политики. По результатам оценки политики могут быть признаны либо успешными, либо неудачными. Политика может иметь неудовлетворительные результаты по следующим причинам:
- ошибки в определении проблемы
- Ошибки в формулировании политики
- Неточная реализация политики
Подходы к государственной политике
- Теория политической системы — утверждает, что политика является результатом деятельности политической системы.
- Теория групп — утверждает, что группы интересов оказывают давление и взаимодействуют с политиками, руководствуясь предпочтениями и собственными интересами.
- Теория элит — утверждает, что политика отражает ценности и предпочтения правящих элит.
- Теория рационального выбора — утверждает, что правительство должно выбирать политику, приводящую к максимальным выгодам для общества.
- Институциональная теория — утверждает, что государственная политика определяется государственными институтами.
- Инкрементальная модель — оценивает государственную политику как небольшие изменения или корректировки прошлой политики.
- Теория игр — изучение рациональных решений в ситуациях, когда два или более участников должны сделать выбор, а результат зависит от выбора, сделанного каждым из них.
Характеристики формирования государственной политики
- Решения по государственной политике принимаются не одним человеком или учреждением. В этот процесс вовлечено множество компонентов, начиная с определения проблемы и заканчивая оценкой успешности политики. Следовательно, это процесс, в котором задействованы многочисленные компоненты.
- Формирование государственной политики требует координации действий различных лиц и учреждений. Успешная государственная политика формируется в результате процедур, когда каждый из них координирует и хорошо выполняет свои обязанности и ответственность. Это делает формирование государственной политики очень сложным процессом. Это также динамичный процесс, который меняется время от времени.
- Основная цель разработки государственной политики — сформулировать руководящие принципы для общественности в отношении определенной проблемы, представляющей общий интерес. Любая государственная политика направлена на выработку осуществимых и приемлемых руководящих принципов и воплощение их в жизнь. Таким образом, разработка государственной политики — это процесс, ориентированный на результат.
- При разработке государственной политики лица, определяющие политику, также рассматривают, каким образом она повлияет на будущее. Любая государственная политика разрабатывается, ориентируясь на будущее.
- Предполагается, что именно граждане получат наибольшую выгоду от государственной политики. Поэтому любая государственная политика учитывает интересы общества.
Виды государственной политики
- Содержательная — политика, направленная на общее благосостояние и развитие общества.
- Регулирующая — занимается регулированием торговли, бизнеса, мер безопасности и т.д.
- Распределительная — направлена на конкретные слои общества
- Перераспределительная — связана с перестройкой политики, направленной на социально-экономические изменения.
- Капитализация — в рамках этого типа политики правительство Союза предоставляет субсидии различным органам власти низших уровней и другим коммерческим предприятиям.
Заключение
Таким образом, мы знаем, что государственная политика — это коллективно сформулированные решения, которые правительство принимает для достижения определенных целей в отношении общества. Разработка, принятие и реализация государственной политики очень важны для эффективного управления любой страной. Каждый процесс формирования политики и каждый человек, учреждение или отдел, которые участвуют в этом процессе, очень важны и имеют решающее значение для анализа и оценки политики.