Этнометодология, буквально означающая народную методологию, — это метод, с помощью которого люди изучают социальный порядок, в котором они живут. Этот термин, разбитый на три части, можно объяснить как этнос, что означает конкретную социокультурную группу, метод, что относится к тем методам и приемам, которые эта группа использует для разрешения повседневных жизненных ситуаций, и ология, что относится к упорядоченному изложению этих методов и приемов. Она пытается определить процедуры, посредством которых развивается социальный порядок. Она описывает стратегии, которые люди используют в своих реальных описаниях социальных условий.
Благодаря этому методу социологического анализа, путем наблюдения и изучения того, как люди общаются и ведут себя в повседневной жизни, вырабатывается взгляд на мир, основанный на здравом смысле, что представляет собой альтернативу основным подходам социологии.
Этнометодологи часто приостанавливают свои собственные предположения о здравом смысле, чтобы изучить, как люди используют здравый смысл в своей повседневной жизни. Это помогает создавать отчеты о тех методах, которые люди используют в своих повседневных ситуациях. Принимается во внимание то, как люди рационализируют или оправдывают свои повседневные действия.
По мнению этнометодологов, изучая или исследуя рутинные практики и действия в повседневной жизни людей, можно понять концепцию актора в отношении объектов или событий. Это происходит потому, что в разных ситуациях люди принимают разные роли и разные структуры смысла. При этом они разрабатывают различные обоснования своих действий.
Эта концепция возникла благодаря работе Гарольда Гарфинкеля в 1954 году, когда он изучал работу членов жюри. Гарфинкеля интересовал процесс, посредством которого достигается социальный порядок. Гарфинкель критикует традиционную социологию за использование тех же значений, что и обычные люди в обществе, для создания социального порядка и смысла.
В то время как Талкотт Парсонс в рамках своего структурного подхода «сверху вниз» считал, что это достигается путем социализации, то есть общество структурируется на основе некоторого ограниченного набора правил и ценностей. Однако, по мнению Гарфинкеля, это достигается путем восходящего процесса, в ходе которого люди конструируют социальный порядок посредством бесчисленных импровизаций своего поведения, адаптированного к конкретным ситуациям.
Социальная антропология, исследования в области образования, науки и техники и различные другие области взяли на вооружение этнометодологию для своих исследований. В ней есть два основных понятия: индексикальность и рефлексивность. Этнометодология считает, что смысл всегда потенциально неясен, что ничто не имеет фиксированного значения и в первую очередь зависит от контекста. Гарфинкель называет эту характеристику индексикальностью. Но индексальность угрожает социальному порядку, поскольку без фиксированных и ясных значений коммуникация невозможна. Эта проблема решается с помощью концепции рефлексивности. Под рефлексивностью можно понимать то, что наше обыденное знание помогает нам придавать значения в зависимости от контекста ситуаций в повседневной жизни.
Этнометодологи проводят свои исследования с помощью различных методов, таких как наблюдение, которое в основном является непричастным наблюдением, беседы, интервью, документальный метод, этнометодологические эксперименты и так далее.